Исследовательская работа Влияние света, тепла и воды на рост репчатого лука


Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Третьяковского района Алтайского края
Исследовательская работа по теме
"Влияние света, тепла и воды
на рост репчатого лука"
Номинация: естествознание
Выполнили: ученики 2 класса
Лопатина Виктория, Фау Андрей,
Куклюнова Екатерина
Руководитель: учитель
начальных классов
Куприянова Татьяна Николаевна
Село Михайловка
2012 год
Содержание: стр.
Введение …………………………………………………………………. 3-4
I. Основная часть:
I.1. Происхождение и свойства лука…………………………………… 4-5
I.2. Влияние света на рост растений……………………………………. 5-6
I.3. Влияние тепла на рост растений…………………………………… 6
I.4. Значение воды в жизни растений…………………………………. 6
II. Исследовательская часть……………………………………………. 7-9
Выводы………………………………………………………………….. 10
Список литературы…………………………………………………….. 11
Приложение…………………………………………………………… 12-13
Введение
Тема работы: влияние света, тепла и воды на рост репчатого лука.
Актуальность данной работы заключается в следующем. Зимой часто дети болеют разными простудными заболеваниями. На уроках окружающего мира мы говорили о профилактике сохранения своего здоровья. Одним из средств был назван лук. Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. «Лук от семи недуг», «Лук да баня все правят», - говорили в старину, подчеркивая большое значение этого неприхотливого овощного растения. Мы решили вырастить репчатый лук в классе, а также провести опыт как влияют на рост растения свет, тепло и вода.
Цель работы: изучить влияние света, тепла и воды на выгонку пера репчатого лука.
Задачи:
Узнать историю происхождения репчатого лука; познакомиться с видами лука.
Пронаблюдать влияние света, тепла и воды на рост и развитие репчатого лука.
Проанализировать полученные данные.
Сделать выводы о влиянии различных условий на развитие растений.
Проблема исследования: как влияют свет, тепло и вода на рост репчатого лука.
Гипотеза: рост репчатого лука зависит от света, тепла и воды.
Чтобы проверить данную гипотезу мы решили, провести исследования, используя следующие методы.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2.Наблюдения.
3.Опыты.
Объект исследования: перо репчатого лука.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, а также при выращивании пера лука в домашних условиях.
Время работы: с 12 марта по 09 апреля.
I. Основная часть
Лук – это целое семейство. Настоящее, ботаническое, а не из сказки
Джанни Родари о маленьком весёлом мальчике Чиполлино. На всей планете
Земля растет более 650 видов лука. Вот как много. Но самые известные,
хорошо знакомые нам – лук репчатый и чеснок.
I.1. Происхождение и свойства лука.
Без преувеличения можно сказать, что слава лука восходит к самой
глубокой древности. На протяжении тысячелетий у многих народов лук
считался прекрасным продуктом питания. Наверное, уже первобытные люди
обращали внимание на дикий лук. Но выращивать его начали за 4 тысячи лет
до нашей эры. Родина лука до сих пор окончательно не установлена, но
некоторые исследователи считают, что растение впервые появилось на
территории Средней Азии, юго-западной Азии и Средиземноморья. Оттуда
лук попал в Египет, а затем в Грецию и другие страны. Самый популярный
среди луков - репчатый, он урожаен, дает вкусные трубчатые листья (перо) и
качественные луковицы. Репчатый лук - многолетнее травянистое растение, в первый год из семян появляются маленькие луковички, величиной с ноготок. А уже на второй год вырастают крупные, сочные, луковицы. Лучшие в мире сорта выведены в нашей стране, в местностях, по которым им присвоены названия: Ростовский, Пензенский, Остерский, Арзамасский, Уфимский и др. Лук распространен во всем мире в качестве лекарственного растения. Он содержит вещества: магний, кальций, натрий, хлор, серу, фосфор, железо, эфирные масла, аскорбиновую кислоту, витамины РР, В, А, Самое главное вещество – фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии, именно они делают лук на вкус острым. Во время Великой Отечественной войны наши солдаты спасались от цинги репчатым луком, а также делали кашицу из натертого лука и накладывали на раны. Лук является обязательным продуктом в различных соусах и супах.
I.2. Влияние света на рост растений.
Упали солнечные лучи на зеленый лист и как бы разделились на три
части. Часть лучей отражается, часть проходит сквозь лист, а большая часть
поглощается листом. Поглощенные лучи затрачиваются на нагревание листа,
на испарение воды, но особенно важно то, что они дают энергию,
необходимую для фотосинтеза. При фотосинтезе из углекислого газа и воды
образуются органические вещества, и выделяется кислород.
Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений. Если света
растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических
веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными.
I.3. Влияние тепла на рост растений.
Тепло – необходимое условие жизни. Растениям для нормальной жизни
требуется определенное количество тепла в окружающей среде – в почве и
в воздухе. Количество тепла условно можно выразить температурой.
Каждый вид растет там, где для него складываются благоприятные
температурные условия. Для одного и того же растения в разные периоды
жизни необходимо разное количество тепла. Для наступления цветения
каждому виду растения необходимо определенное количество света и тепла,
поэтому растения зацветают в разные сроки.
I.4. Значение воды в жизни растений.
Все процессы в живом растительном организме проходят при участии воды. Поэтому и велико значение воды в жизни растений. Больше воды находится в растущих частях растений – на концах корней и стеблей, в листьях и плодах. Огромное количество её расходуется на испарение в жаркие дни. Поступающая в растение вода поглощается корнями из почвы.
II. Исследовательская часть.
Для проведения опыта нам понадобилось:
Ящики для рассады.
Почва.
Головки репчатого лука.
Вода.
Лейка.
Для проведения исследования нам потребовалось три ящика для рассады. Засыпали ящик землёй примерно на половину и тщательно полили теплой водой. Взяли головки репчатого лука, срезали концы луковицы. Посадили одновременно во все ящики головки репчатого лука. Сверху присыпали оставшейся землёй и полили теплой водой. Воду мы набирали заранее, чтобы она стала комнатной температуры (приложение №1). Чтобы пронаблюдать влияние света на рост репчатого лука, один ящик мы поставили в тёмное место, а другие ящики – на подоконник. Пронаблюдать влияние воды на рост репчатого лука, мы решили поливать один ящик, который стоит на подоконнике реже, чем второй. За ростом репчатого лука мы вели наблюдения и записывали в дневник. Через несколько дней мы увидели всходы репчатого лука (таблица № 1). Рост лука в ящиках первую неделю сильно не отличался, но через 15 дней мы обнаружили резкое различие во внешнем облике растений (таблица №2, приложение №2).
Результаты всходов репчатого лука (таблица № 1):
наименование влияние света влияние воды
(полив) Наблюдения
Ящик № 1
Стоит в темном месте По мере высыхания почвы Всходы репчатого лука появились на 5 день. Взошло 5 луковиц из 6. Всходы ровные, сильные.
Ящик №2 Стоит на подоконнике По мере высыхания почвы Всходы репчатого лука появились на 7 день. Взошло 6 луковиц из 6. Всходы более ровные,
резко не различаются, сильные.
Ящик № 3 Стоит на подоконнике Редко, один раз в 10 дней. Всходы репчатого лука появились на 10 день. Взошло 6 луковиц из 6. Всходы не ровные,
резко отличаются слабые. Отставал в росте.
Результаты роста репчатого лука (таблица № 2):
наименование влияние света влияние воды
(полив) Наблюдения
Ящик № 1
Стоит в темном месте По мере высыхания почвы Перья лука были более длинными (35-40см), но тонкими и имели бледный желто-зеленый цвет, перья неровные. Рост быстрый.
Ящик №2 Стоит на подоконнике По мере высыхания почвы Перья лука были менее длинными (20-30см), но были более толстыми и имели темно-зеленый цвет, который говорил об их насыщенности витаминами, перья более ровные. Рост быстрый.
Ящик № 3 Стоит на подоконнике Редко, один раз в 10 дней. Перья лука были короткими(10-15 см), не очень толстыми и имели темно-зеленый цвет, перья не ровные. Рост медленный. Многие луковицы резко отличались в росте.
Выводы.
В результате проделанной работе мы сделали следующие выводы:
Проращивать луковицы репчатого лука первые 5 - 7 дней лучше в темноте, так как лучи дневного света, угнетают появление всходов растений, а для прорастания лука – свет не нужен.
Для получения качественного пера необходимо доращивать лук на свету и в теплом месте, так как только на свету растения могут хорошо расти, развиваться и образовывать особое вещество зеленого цвета - хлорофилл. Однако перья репчатого лука могут расти и в темноте.
При достаточном поливе репчатый лук развивается быстрее, а при недостаточном – развивается намного хуже или не развивается вообще.
Таким образом, к наиболее важным условиям роста репчатого лука относятся тепло и вода. В темноте перья репчатого лука растут, но имеют желто- зеленый цвет.
Список литературы
Воробьева А.А. «Лук» Росхозиздат, г. Москва, 1990 г.
Т.А. Серебрякова «Совсем немножко про витамины на окошке», 2005г.
Интернет-ресурсы.
Скляревский Л.Я., И.А. Губанов “Лекарственные растения в быту”, Москва, Россельхозидат, 1990 г.
Приложение №1
Приложение №2