Конспект занятия Ознакомление с окружающим миром + ручной труд


Интегрированное занятие в подготовительной группе
Ознакомление с окружающим миром + ручной труд
Тема: «Зимующие  птицы»

Программное  содержание: 
Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах,  выявить экологические знания детей: как помочь птицам зимой.
Развивать познавательный интерес, расширять кругозор, активизировать словарь детей.
Совершенствовать логическое мышление, внимание память.
Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги в технике оригами по схемам; складывать квадрат в разных направлениях, загибать углы разной величины.
Закреплять правила пользования ножницами.
Воспитывать заботливое  и доброжелательное отношение к птицам, эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Предварительная работа: наблюдения в природе; тематические беседы; чтение произведений о птицах; разучивание стихотворений и загадок; рассматривание иллюстраций и картин с изображением птиц; дидактические игры: «Когда это бывает», «Угадай птицу по описанию», «Времена года».
Материалы и оборудование: 2 магнитные  доски, картина «Жизнь птиц зимой», фонограмма  «Голоса птиц», кормушка, прямоугольники с черно-белой сторонами размером 15*20 см, ножницы, фломастеры, семечки и зерновые крупы.
Ход занятия
Дети становятся полукругом перед воспитателем.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Птицы» В. Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
- О чем говорится в этом стихотворении? (О следах птиц на снегу)
- Какие птицы оставили следы на снегу? (Воробьи)
Рассматривание картины «Жизнь птиц зимой».
- Дети, художник Карандаш прислал нам картину.
- Посмотрите на картину и ответьте, что на ней изображено? (Зима, мальчик кормит птиц)
- Каких птиц кормит мальчик?(Воробьев, синиц, ворон)
- Что еще изображено на картине? (На рябине сидят снегири)
- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
- А каких зимующих птиц вы знаете еще?(Галку, сороку, голубя, дятла, сову)
- И в зимнюю стужу, в холода они живут рядом с нами.
- Чем они питаются? (Семенами и плодами растений, почками деревьев)
- Но всегда ли им удается найти еду для себя? (Нет)
- А почему? (Потому что выпадает снег и закрывает весь корм. Голодные птицы сильно страдают от холода)
-А как же помочь нашим пернатым друзьям? (Надо их подкармливать, повесить им кормушки)
- А у кого из вас есть кормушки? Чем вы кормите птичек? (Семечками, крошками, пшеном, салом)
-Молодцы, а птицы обязательно отблагодарят вас за помощь весной и летом. Ведь они питаются разными вредителями садов и огородов.
- Дети загадывают загадки:
1. Маленький мальчишка в сереньком пальтишке, по дворам шныряет, крошки собирает.(Воробей)
2. «Ты с модницей этой, Конечно, знаком.Вертушке на месте ни как не сидится.Все хвастает синим своим сюртуком,И шапочкой синей гордится …» (Синица).
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
4. На дереве сидит, «Кар-кар» кричит. (Ворона)
5.Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! (Дятел)
6. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Физминутка:
Снегом засыпаны леса и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы. Чем бы поживиться. 
На зиму долгую в нашем лесу.
Мы приготовили птичкам еду.
 Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Раздается стук в дверь, входит почтальон и передает посылку.
- Дети, посмотрите, какую замечательную кормушку сделал и прислал нам мастер Самоделкин. Она такая красивая, вместительная. Но, а что же в ней сидит одна птица? Ей, наверное, скучно. Где нам найти для нее друзей?
Дети предлагают сделать таких же птиц из бумаги.
- Мы сегодня с вами будем делать птиц в технике оригами.
Дети садятся за столы. Воспитатель объясняет по схемам, как сложить птицу из бумаги. Снегирь, воробей и синица:
Сделайте базовую модель треугольник так, чтобы белый цвет оказался внутри. Перегните получившийся треугольник пополам. (схема 1).
Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).
Согните поделку пополам. Поверните работу так, чтобы маленький треугольник был справа. (схема 3).
На маленьком треугольнике вогните угол так, чтобы он был виден –это клюв.(схема 4).
С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).
Сделайте надрез. Подогните части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).
Проверьте результат (схема 7).
- Дети, у вас на столах лежат ножницы. Вспомним правила пользования ножницами. (Вырезать от себя, не подставлять пальцы под ножницы)
- А чтобы работалось нам с вами веселей и  работа спорилась, птицы споют нам свои песни. Приступаем к работе. Не спешите, работайте аккуратно.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
После завершения работы дети ставят своих птиц в кормушку.
Анализ работ.
- Посмотрите, ребята, сколько к нам красивых птичек прилетело. А какие это птицы? (Снегири, синички и воробьи)
- Все птицы получились разные по характеру.
- Давайте рассмотрим их и выберем веселую, грустную, важную.
- Почему они загрустили? (А чего не хватает в кормушке птицам? У них нет корма). Дети насыпают пшено и семечки в кормушку.
- Дети после занятия  мы кормушку с птицами отнесем в экологическую гостиную, чтобы дети детского сада с родителями не забывали заботиться о друзьях наших меньших.
- Что вам сегодня запомнилось на занятии?
(как изготавливали птичек в технике оригами).
Ребенок рассказывает стихотворение «Покормите птиц зимой».
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
 -Занятие окончено.
На прогулке мы с вами покормим птиц, прилетевших к нам на участок.
- А сейчас мы пойдем на прогулку и насыпим корм птицам в нашу кормушку на участке.