Конспект ООД по познавательному развитию Поможем капельке! (средняя группа)


Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Тема: «Поможем капельке!»
Возрастная группа: средняя
Провел воспитатель:
Капитонова О.В.
Квалификационная категория: высшая

Серафимовский - 2016
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
По удобнее садитесь!
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
К нам в гости капелька пришла.
Но почему она такая печальная? Давайте послушаем её историю: капелька очень маленькая ничего не знает о себе. От этого ей очень грустно. Поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и, наверняка, что-то о ней знаете!
Воспитатель: А я подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
Дети: вода!
Воспитатель: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
Презентация «Что мы знаем о воде»:
Воспитатель: Как вы думаете, откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (слайд презентации «Где встречается вода»).
Дети: Пруд, озеро, море, океан, лужа, река, ручеек, болото.
Воспитатель: вода очень любит играть в прятки! Посмотрите, где спряталась вода? (слайд презентации «Где прячется вода?»).
Дети: иней, снегопад, роса, дождь, сосулька, туман.
Воспитатель: Кому нужна вода? (слайд презентации «Кому нужна вода»)
Дети: человеку, животным, рыбам, птицам, насекомым, растениям.
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? Давайте посмотрим, для чего человек использует воду? (слайд презентации «Использование воды человеком в быту»). Дети, рассказывают, для чего человек использует воду.
Воспитатель: давайте расскажем капельке как она путешествует вместе со своими подружками! (слайд презентации «Круговорот воды в природе» + стихотворение «Путешествие капельки»).
Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни (слайд презентации).
Воспитатель: - Ребята, а из чего состоит вода?
Дети: Из капелек.
Воспитатель: Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем вместе с капельками!
Физкультминутка «Капельки» Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлопМы глазами миг-миг, мы плечами чик - чикРаз туда, два сюда, повернись вокруг себя!Раз присели, два привстали,Руки кверху все поднялиРаз, два, раз, два (хлопают в ладоши)Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Капелька мне рассказала, что, однажды,  в сказочной стране вода исчезла. И капелька просит нас, ребята, помочь вернуть воду. Злая волшебница спрятала воду под пятью замками, а чтобы их открыть, нам необходимо узнать 5 признаков (качеств) воды. Вы знаете ребята, вода как волшебница из сказок, может делать разные превращения.
Воспитатель: Дети, послушайте и определите, что это за звуки.
Звучит аудиозапись журчания ручья.
Дети: Это звуки воды.
Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. Правильно, это волшебница вода приглашает нас в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о признаках воды. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые.
- Прежде чем мы окажемся в лаборатории, скажите, а что там делают?
Дети: Проводят опыты.
Воспитатель: Авы любите проводить опыты?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, представьте, что вы учёные. Для этого мы с вами и одели халаты. А чтобы всё получилось даже в волшебной лаборатории нужно соблюдать правила поведения. Давайте вспомним какие:
1. внимательно слушать;
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Итак, все готовы? Мы можем начинать наши опыты?
Дети: да!
Опыт №1. «Вода - это жидкость»
Воспитатель: Что такое вода?
Дети: Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Открывается первый замочек! А чтобы вы запомнили, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске)
Опыт №2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку?
Дети: нет.
Воспитатель: (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку?
Дети: Да!
Воспитатель: Какого цвета молоко?
Дети: белого.
Воспитатель: А какого цвета вода?
Дети: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода?
Дети: да.
Воспитатель: А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Снимается второй замочек! (вывешивается символ этого свойства).
Опыт №3. «Вода без вкуса»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая?
Дети: у воды нет вкуса!
Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Снимается третий замочек! А чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: Давайте проведем небольшой опыт. Положите в стакан с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: сладкая!
Воспитатель: Как вы думаете, что вы добавили в воду?
Дети: сахар.
Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили.
Опыт №4. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: нет.
Воспитатель: Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. Снимается четвёртый замочек! (вывешивается символ этого свойства).
Опыт №5. «Лёд – тоже вода»
Воспитатель: Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – Что?
Дети: лёд.
Воспитатель: Возьмите его в руки. - Какой лёд?
Дети: твёрдый, холодный, мокрый.
Воспитатель: - Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?
Дети: холод, стали мокрыми.
Воспитатель: Попробуйте надавить, сжать, постучать по нему. Что еще можно сказать про лёд?
Дети: лёд твёрдый, не сжимается. Когда стучишь - издаёт звук.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять. - А когда лёд тает, то он во что превращается?
Дети: в воду.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Значит, лед – это тоже вода.
Вывод: Вода может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии. Когда вода замерзает, она превращается в лёд (вывешивается символ свойства).
Мы открыли последний пятый замочек и разгадали ещё одно свойство воды.
Воспитатель: Ребята, мы открыли все замочки и помогли вернуть воду в сказочную страну. Посмотрите, наша Капелька стала радостной! (кукла Капелька с радостным выражением лица).
Воспитатель: Давайте научим нашу Капельку играть в игру «Превращения» (играем с капелькой в игру).
Исходное положение «Лёд» (дети сжимают кулачки, прижимают их к груди, съёживаются).
Лёд растает, и тогда
Будет из него …вода! (дети «плавают»)
Если сильный - сильный жар,
Из водицы будет…пар! (дети изображают пар движением рук – поднимают их вверх и вращают кистями, произнося «ф-ф-ф»)
Если пар вдруг охладится.
Превратится пар . . . в водицу (дети «плавают»)
Если холод вдруг придёт,
Из водицы будет…лёд! (дети сжимают кулачки, прижимают их к груди, съёживаются).
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали:
Дети: Вода - это жидкость,
Вода – бесцветная,
Вода не имеет запаха,
Вода – безвкусная,
Лёд – тоже вода.
Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему?
Дети: Потому что без воды не будет жизни на Земле, вода нужна растениям, животным, людям.
Воспитатель: Чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.
Воспитатель: Капелька вам говорит большое спасибо и дарит вам загадки, стихотворения и интересные картинки о воде. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с Капелькой!
Дети: Спасибо, капелька! До свиданья!
По желанию детей по окончании ООД, для закрепления состояний воды, проводится П/и «Лёд – вода – пар» (по сигналу «Лёд»- (дети строят круг, крепко держатся за руки, прижимаясь плечо к плечу), по сигналу «Вода» - (держась за руки бегут змейкой (или по кругу), изображая течение реки), по сигналу «Пар» - (бегают врассыпную)).