Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Поможем капельке воды» (для детей старшего дошкольного возраста).

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение №20 «Дружный хоровод» г. Северодвинск





Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
«Поможем капельке воды»
(для детей старшего дошкольного возраста).


Автор:
старший воспитатель
Семёнова Ольга Викторовна





Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи: Формировать у детей конкретные представления о свойствах воды: жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, может быть в твёрдом и газообразном состоянии. Закрепить знания детей о значении воды для окружающего мира. Развивать мышление, умение делать выводы, сравнивать. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение. Воспитывать эмпатию, желание помочь другим.
Материал: воздушный шарик, наполненный водой; карточки с изображением растений, животных и предметов, схематичным изображением свойств воды; настенное панно в виде большого облака; фильмоскоп; оборудование для экспериментов; коробочка с двойным дном; маленькие облака – сюрпризы по количеству участников занятия; ткань голубого цвета; магнитофон; «Удивительная лесенка».
Предварительная работа: Наблюдения за облаками, дождём. Рассматривание иллюстраций и чтение сказки Г.Х Андерсена «Снежная королева», стихотворение В. Фетисова «Речка зимой». Игры с водой в свободной деятельности, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок. Разучивание подвижной игры «Круговорот воды», д/и «Разноцветные капельки». Труд в уголке природы.
Ход занятия.
На стене с помощью фильмоскопа проецируется слайд с изображением картинки «Путешествие капельки», звучит спокойная музыка.
Воспитатель: В большом пушистом облаке жила – была маленькая капелька воды со своими сестричками.
- Растите быстрее, детки, - говорило облако им каждый день.
- Всем жителям Земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки – напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только она одна была очень любопытная. Однажды, спрыгнув с облака, она попала к нам в детский сад».
Капелька: «Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Я – Капелька, а как вас зовут?» (дети в кругу передают друг другу Капельку и называют ласково своё имя).
Капелька: «Я очень хочу узнать о себе побольше, для чего нужна вода, кого я могу напоить?»
Проводится дидактическая игра «Капелька жизни». Ребята подходят к столу, выбирают из лежащих перед ними карточек те, на которых изображены растения, животные и предметы, нуждающиеся в воде, как источнике жизни. И перед тем, как прикрепить картинку на облако дети объясняют свой выбор (например: это цветок, ему нужна вода для роста и т.п.).
Дети садятся за столы.
Капелька: Ребята, а нужна ли вода человеку?
Дети: Да, нужна.
Капелька: А как человек использует воду?
Дети: Умывается, готовит еду, моет пол, чистит зубы, стирает бельё, пьёт.
Педагог предлагает детям взять каждому ребёнку по стаканчику с водой, понюхать её и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Дети: Ничем не пахнет.
Воспитатель: Запомни, Капелька, вода – не имеет запаха (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды – отсутствие запаха).
Воспитатель: Дети, попробуйте воду на вкус через соломинку. Есть ли у воды вкус?
Дети: Нет вкуса.
Воспитатель: Возьмите сок и попробуйте его на вкус.
Воспитатель: Как вы думаете, что вкуснее: вода или сок?
Дети: Сок вкуснее, чем вода.
Воспитатель: Правильно, ребята, у воды нет вкуса. Когда человек очень сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды – отсутствие вкуса).
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Что вы видите на нём?
Дети: Стаканчики.
Воспитатель: Да, на столе стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана я кладу одинаковые предметы. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети: В стаканчике с водой предмет виден, потому что вода прозрачная, бесцветная (дети ставят на облачко соответствующий символ).
Динамическая пауза.
Капелька: Дети, давайте поиграем в мою любимую игру «Круговорот воды».
Ход игры:
На полу лежит ткань, обозначающая облако. Все дети – капельки в облаке. Взрослый – ведущий, он играет роль облака и читает стихотворение:
«Дождь зелёный лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись».
Когда стихотворение заканчивается, включается музыка и ведущий командует: «Идёт дождик». Все капельки - дети разбегаются в разные стороны. Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки собираются в облако. Тот, кто не успел вернуться в облако с окончанием музыки, садится на стульчик и рассказывает, кого он напоил (игра повторяется с новым ведущим – ребёнком).

Воспитатель: Дети, закройте глаза (педагог проводит по руке каждого ребёнка кусочком льда).
Воспитатель: Дети, что вы почувствовали?
Дети: Холод.
Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
Дети: Чем-то холодным, мокрым и т.п.
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Дети: Лёд начинает таять, остаётся вода, она - жидкая.
Воспитатель: Так что же такое лёд?
Дети: Лед - это вода в твёрдом состоянии (ребёнок прикрепляет символы-картинки к облаку).
Капелька: Ребята, подумайте и скажите: Лёд – это хорошо или плохо и объясните почему?
Дети: Хорошо, потому что можно кататься с горки (на коньках и т.п.).
Дети: Плохо, потому что скользко, можно упасть и т.п.
Капелька: Дети, как я могу вернуться на своё облако?
Дети: Подпрыгнуть, улететь и т.п.
Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?
Дети: Хотим.
Педагог показывает опыт «Делаем облако» (дети сидят на стульях вокруг стола).
Ход опыта: На 3-х литровую банку с горячей водой кладётся противень с несколькими кусочками льда. Дети наблюдают, как вода, поднимаясь вверх, охлаждается и образует облако.
Воспитатель: Что случилось с водой?
Дети: Вода превратилась в пар (ребёнок ставит карточку – символ на облако).
Педагог приглашает всех детей подойти к стене с облаком.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз расскажем Капельке о воде.
Дети: Вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная, бывает в твёрдом и жидком состоянии (в ходе ответов детей с облака снимается определённый символ и вкладывается в «волшебную коробочку» с двойным дном).
Капелька: Спасибо вам большое, ребята. Я так много полезного и интересного узнала о себе. На память о нашей встрече позвольте подарить вам маленькие облака (педагог незаметно переворачивает «волшебную коробочку» и достаёт облака с нарисованными символами, которые были на большом облаке).
Воспитатель: Дети, подойдите к нашей «Увлекательной лесенке», подумайте и поставьте свою фотографию на ступеньку вашего интереса к сегодняшнему занятию (дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, вместе с родителями дома придумайте сказку о приключениях Капельки.



Список использованной литературы
Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Зубкова Н.М. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Рыжова Н. Игры с водой и песком // Обруч, 1997.-№2.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л.Н. Прохоровой.- М.: АРКТИ, 2003.
15