Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс

Рассмотрено на МО Протокол № 1 от 29 августа 2014 г.
Согласовано на МС
Протокол №1 от 29 августа 2014г.
Зам дир. по УВР Мурзина Н.М.
Утверждено приказом №33 от 29 августа 2014 г. Директор школы
Урамаева Н.М


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-
Карагайская средняя общеобразовательная школа








Рабочая программа
по курсу: «Мировая художественная культура»





Класс 10
Учитель_Мурзина Н.М.

Количество часов на I полугодие 16 на II полугодие 18
Всего 34 , в неделю 1
Планирование составлено на основе программы по:
Примерная программа среднего (полного)общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) Просвещение,2005, утвержденной министерством образования РФ.
Учебник: Г.И.Данилов. Мировая художественная культура «Дрофа».М. 2008г.
Пояснительная записка к рабочей программе
по МХК для 10 класса.
Данная рабочая программа составлена на основе Государственной примерной программы по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована
Программа ориентирована на изучение мировой художественной культуры в объеме 34 часов, из расчёта 1 час в неделю.
УМК:
Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И. – М.: Дрофа, 2012г.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Изучение МХК в 10 классе преследует за собой следующие цели и задачи:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Требование к уровню подготовки учащихся:
По окончанию курса МХК в 10 классе, учащиеся должны знать / понимать:
- шедевры мирового искусства;
- роль человека в художественной культуре;
- знать о многообразии культур;
- основные этапы развития русской (национальной) культуры;
- классификацию искусств;
- виды искусств.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
Цели
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в Х классе, из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС.

Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Тип урока
Оборудование
Словарь
Домашнее задание

1
2
3
4
5
6
7
8
9

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (7 часов)

1
07.09
Первые художники Земли
1
Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.
Лекция.
Иллюстрации по теме.
Пантомима, интонация, дольмены, менгиры, кромлехи
Подготовить м/м презентации о первых художниках Земли.

2
14.09
Архитектура страны фараонов.
1
Рассмотреть основные направления архитектуры: Абу-Сигебел – жемчужина египетского зодчества; архитектурные сооружения позднего времени.
Конференция.
Иллюстрации по теме.
Зодчество.
Выписать из учебника основные понятия по теме. Выучить их.

3
21.09
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
1
Рассмотреть главные темы искусства Древнего Египта: скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески. Сокровища и гробницы Тутанхамона. Музыка Древнего Египта.
Урок-путешествие.
Иллюстрации по теме.
Рельефы, фрески, гробницы.
Подготовить доклады на предоставленные темы.

4
29.09
Художественная культура Древней Передней Азии
1
Раскрыть представление об архитектуре междуречья; изобразительном искусстве междуречья.
Урок-лекция.
Иллюстрации по теме.

Закончить работу с учебником. Подготовить сообщения на выбранную тему.

5
05.10
Искусство доколумбовой Америки.
1
Рассказать о художественной культуре классического периода; об искусстве ацтеков; о художественной культуры майя; об искусстве инков.
Урок-конференция.
Ацтеки, майя, инки.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовиться к итоговой работе по разделу.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (6 часов)

6
12.10
Эгейское искусство.
1
Рассказать о шедеврах эгейской архитектуры; о фресках киосского дворца; о вазописи стиля камарес.
Урок-лекция.
Эгейская архитектура, камарес.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать в учебнике об особенностях вазописи Эгейского искусства. Сделать заметки в тетрадь.

7
19.10
Золотой век Афин.
1
Рассмотреть Афины как столицу греческой цивилизации; провести прогулку по афинскому Акрополю; раскрыть искусство вазописи.
Урок-путешествие.

м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовить выступление о выдающихся скульпторах Древней Эллады.

8
26.10
Выдающиеся скульпторы Древней Греции
1
Раскрыть понятия куросы и коры периода архаики; рассмотреть скульптурные творения Снопаса и Праксителя; рассмотреть мастеров поздней классики Лисиппа и Леохара; рассмотреть скульптуры эллинизма.
Урок-лекция.
Куросы, архаика, коры, эллинизм.
м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты Снопаса, Праксителя, Липа, Леохара.
Прочитать в учебнике и подготовить устный рассказ о скульптурах эллинизма.

9
09.11
Архитектура Древнего Рима.
1
Рассмотреть исторические памятники Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Их художественное и архитектурное своеобразие.
Урок-конференция.

м/медия, иллюстрации по теме.
Доделать работу, начатую на уроке.

10
09.11
Изобразительное искусство Римской империи.
1
Рассмотреть изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции.
Круглый стол.
Этрусы.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать в учебнике об особенностях римского скульптурного портрета. Сделать заметки в тетрадь.

11
16.11
Театральное и музыкальное искусство античности.
1
Проследить рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра; театральное и церковное искусство Древнего Рима; музыкальное искусство Древней Греции.
Урок-исследование.
Трагик, искусство.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать дополнительный материал в учебнике.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (7 часов)

12
23.11
Мир византийской культуры.
1
Рассмотреть византийскую архитектуру; искусство мозаики, искусство иконописи, музыку Византии.
Урок-лекция.
Иконопись.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре.

13
30.11
Архитектурный облик Древней Руси.
1
Рассмотреть Архитектуру Киевской Руси, архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество.
Урок-семинар.
Зодчество.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать об особенностях архитектуры Древней Руси. (учебник + доп.материал).

14
07.12
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
1
Рассмотреть мозаику и фрески Киевской Софии; новгородскую живопись; творчество Феофана Грека; изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества; творчество Андрея Рублёва и Дионисия; музыкальную культуру Древней Руси.
Урок-семинар.

м/медия, иллюстрации по теме.
Портрет Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека.
Прочитать в учебнике дополнительный материал.

15
14.12
Архитектура западноевропейского средневековья.
1
Дать представление о романском стиле в архитектуре; совершить заочное путешествие в замок феодала; раскрыть секреты готического мастерства.
Урок-исследование.
Готика.
м/медия, иллюстрации по теме.
Ответить на вопросы, записанные в тетради на уроке.

16
21.12
К/Р
Изобразительное искусство средних веков.
1
Рассмотреть скульптуры романского стиля; скульптуры готики; искусство витранса.
Урок-лекция.
Витранс.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовиться к семинару.

17
16.01
Театральное искусство и музыка средних веков.
1
Дать понятие о литургической драме; средневековом фарсе; рассказать о достижениях музыкальной культуры; музыкально-песенное творчество трубадуров и миннезингов.
Урок-семинар.
Трубадуры, миннезинги.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА (4 часа)

18
23.01
Индия – «страна чудес».
1
Рассмотреть шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца.
Урок-конференция.

м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовить доклад на тему «Искусство индийского танца».

19
30.01
Художественная культура Китая.
1
Рассмотреть шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи; пекинская музыкальная драма.
Урок-лекция.
Скульптура.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовиться к семинару. Распределить темы.

20
01.02
Искусство страны восходящего солнца (Япония).
1
Рассмотреть шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; мастерская японской гравюры; скульптуры цэцкэ; театральное искусство.
Урок-семинар.
Цэцке.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать в учебнике про скульптуры цэцкэ.

21
08.02
Художественная культура ислама.
1
Рассмотреть шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама; литература Арабского Востока; своеобразие музыкальной культуры ислама.
Урок-лекция.

м/медия, иллюстрации по теме.
Дать оценку музыкальной культуре ислама. (сочинение-миниатюра)

22
15.02
Обобщающий урок «Древний Восток»
1
-------------





ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (10 часов)

23
22.02
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
1
Рассмотреть флорентийское чудо Брукеллески; скульптурные шедевры Донателло; рассмотреть настоящий переворот в живописи (Мозаччо); в мире образов Боттичелли.
Урок-семинар.

м/медия, иллюстрации по теме.

Портреты Брукеллески, Донателло, Мозаччо.
Подготовиться к семинару.

24
29.02
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.
1
Рассказать о мастерах Проторенессанса; рассмотреть личность Джотто как лучшего в мире живописца; живопись Раннего Возрождения.
Урок-лекция.
Проторенессанс.
м/медия, иллюстрации по теме.
Потрет Джотто.
Прочитать в учебнике про живопись Раннего Возрождения.

25
26
07.0314.03
Золотой век возрождения.
2
Рассмотреть архитектурные творения Брамонте; мир Леонардо да Винчи; Микеланджело – бунтующий гений; Рафаэль – первый среди великих.
Урок-конференция.

м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью.
Подготовить проекты на предложенную тему.

27
28
21.03
28.03
Возрождение в Венеции.
2
Архитектурный облик Венеции; Джорджоне и мастера венецианской живописи; художественный мир Тициана; Веронзе – певец праздничной Венеции. Трагический мир Тинторетто.
Круглый стол.

м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью.
Прочитать дополнительный материал (учебник + доп.литература)

29
30
04.04
11.04
Северное Возрождение.
2
Рассмотреть ренессанс в архитектуре Северной Европы; живопись нидерландских немецких мастеров; побывать в мире фантасмагорий Баха; рассмотреть творческие искания Брейгеля; рассмотреть личность Дюрера как художника, достойного бессмертия.
Урок-семинар.
Ренессанс.
м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью.
Написать сочинение на предложенную тему.
Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».

31, 32
18.04
25.04
Музыка и театр эпохи Возрождения.
2
Рассмотреть музыкальную культуру Возрождения; итальянскую комедию дель арте; театр Шекспира «Глобус».
Урок-лекция.
Дель арте.
м/медия, иллюстрации по теме.

Подготовить сообщения об итальянской комедии.

33
34
18.05
23.05
Повторение
Контрольная работа
2