Конспект внеклассного занятия «Московский Кремль»


Конспект внеклассного занятия «Московский Кремль»
Программное содержание
Познакомить детей с историей возникновения города Москвы и Московского Кремля. Развивать умение устанавливать связи между явлениями общественной жизни. Воспитывать интерес к истории страны. Воспитывать чувство гордости за достижения своего народа.
Ход
СЛАЙД 1 титульный
- Дорогие ребята, сегодня мы c вами совершим путешествие во времени. Мы познакомимся с историей Московского Кремля и с его достопримечательностями.
СЛАЙД 2
- Когда-то в давние времена на месте сегодняшнего Кремля люди построили свои дома и стали жить. Выбрали они это место потому, что оно находилось на возвышенности между двух рек, а вокруг него стояли дремучие леса. Почему люди строили свои жилища рядом с рекой? ( ответы детей)
- В реке всегда есть вода, нужная для питья, приготовления пищи и гигиены людей. А еще в реке водится много рыбы. Раньше не было магазинов, в которых можно купить все, что пожелаешь. Поэтому, чтобы пропитаться, люди ловили рыбу. Чем еще люди могли добывать себе пропитание? ( ответы детей)
- В лесах вокруг Москвы росло много ягод и грибов, а еще там можно было охотиться. Место, расположенное рядом с рекой, было очень плодородным, и жители поселения могли сеять хлеб, выращивать овощи.
СЛАЙД 3
- Как выдумаете, почему в древности люди старались размещать свои поселения на возвышенностях? ( ответы детей)
- В те времена люди не жили дружно, случались частые войны. Для того, чтобы видеть вражеские войска издалека, люди старались селиться на холмах, да и обороняться от врага было удобно свысока. Посмотрите, какой обзор открывается с высоты холма.
Подумайте, как могли люди в те времена защитить свой город от врага? (ответы детей)
СЛАЙД 4
- Для защиты от врагов поселенцы построили стену, огородили свой город. Само слово город берет название от слова городить, огораживать, ставить стену. Как вы считаете, из чего могли горожане построить стену?(ответы детей)
СЛАЙД 5
- Стены строили из деревьев, потому что вокруг росли леса. Также из деревьев строили дома, сараи и даже дворцы.
- Раньше вся Москва располагалась на территории Кремля, но потом, когда население выросло, места в стенах Кремля стало не хватать и люди стали строить дома вокруг Кремля. СЛАЙД 6.
- Сначала Кремль был деревянным. Но крепки ли стены из дерева? Какой у дерева самый страшный враг? (ответы детей)
- Огонь – вот что рушит дерево. (СЛАЙД 7) Очень часто случались пожары в деревянном городе, несколько раз горела деревянная Москва: то враги сжигали город дотла, то случайные пожары наносили вред.
- Долго думали жители: как побороть огонь? И решили они строить стены из камня. Камень был белый, Москву с тех пор так и стали называть Белокаменная. К тому времени город расположился далеко за пределами Кремля. (СЛАЙД 8)
- А потом, когда научились делать кирпичи, то построили Кремль из красного кирпича. Строили его итальянские и русские мастера.(СЛАЙД 9) Этих строителей давно нет на белом свете, но Кремль сохранился таким, каким мы его видим с тех самых времен. (СЛАЙД 10)
- Почему Кремль можно считать крепостью? (Ответы детей)
- Стены Кремля очень высокие, с терхэтажный дом, через них трудно перебраться. Когда враги пытались влезть на стены Кремля, их легко было оттуда сбросить. А с башен Кремля можно было обстреливать недругов и укрываться . Всего в Кремле 20 башен.
- В башнях Кремля были колодцы с водой. Одна из них так и называется Водовзводная
- В других башнях хранились боеприпасы, арсенал. Вот и назвали такую башню Арсенальной
СЛАЙД 11
- А это – самая красивая башня Кремля – Спасская. Чем знаменита эта башня? (ответы детей)
- На ней находятся Куранты – главные часы нашей страны.
У каждой башни Кремля свое название и своя история, не хватит и дня, чтобы рассказать вам о каждой из них. Но нельзя не рассказать о двух памятниках, расположенных на территории Кремля.
СЛАЙД 12
- На территории Кремля находится Царь-колокол. Вы видели, что у каждой церкви, у каждого храма есть обязательно колокольня. Без колокольного звона в прежние времена люди не представляли себе жизнь. Колокола созывают народ в храм, а раньше колокола отмеряли часы и сообщали людям о пожарах, вражеских нашествиях и о других опасностях. Поэтому колокола русский народ любил, уважал, ценил. Был в Москве большой колокол, люди называли его Иван Великий. Звон его слышался по всему городу и его округе. Но случился в городе пожар, сгорели сваи, державшие колокол, он упал и разбился. Долго москвичи не могли смириться с этим, задумали они отлить новый колокол, еще больше, еще звучнее. Стали искать умельцев. Но никто не мог справиться с этим трудным делом. Тут в Кремль пришли опытные мастера Иван Моторин и его сын Михаил. Они согласились отлить большой колокол. И отлили его. Но повесить ещё не успели, как в Москве случился пожар. Мастера Моторины спасали колокол. Его поливали водой. Но он дал трещину и потом отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных мастеров Моториных – позвонить в колокол, самый большой по величине. Сейчас этот колокол украшает площадь.
СЛАЙД 13
- Царь-пушка. Жил в старину в Москве пушечный мастер Андрей Чохов. Это он с вместе с литейщиками и кузнецами отлил большую пушку. Поставили её на возвышенном месте для защиты Кремля и моста через Москву-реку. Но враги не дошли до Москвы и из пушки ни разу не выстрелили. За величину прозвали её Царь-пушкой. Царь-пушка стояла на самом видном месте и пугала врагов. Когда они видели эту пушку, у них пропадало желание воевать с Москвой. Каждое ядро для такой пушки весит тысячу килограммов, то есть столько, сколько весят дети из двух групп вместе с воспитателями.
Сегодня люди приходят на экскурсию в Кремль и очень удивляются величине Царь-колокола и Царь-пушки. Гордятся, что самый большой колокол и пушка были отлиты в нашей стране.
Мы с вами совершили путешествие по старинной Москве. А вот ваша ровесница из этого города приглашает вас на прогулку по современному городу.
СЛАЙД 14 Девочка:
- Здравствуйте друзья, меня зовут…………, мне 5 лет. Я с мамой ходила в Кремль и видела там много интересного.
Я хочу поиграть с вами в одну игру: я буду показывать вам фотографии, а вы – отгадывать: где я была. Вы готовы? Тогда начали (показ фотографий: слайд 15 – Царь-пушка
слайд 16 – стены Московского Кремля
слайд 17 – Царь-Колокол (воспитатель обращает внимание детей на то, какой большой колокол рядом с девочкой)
слайд 18 – Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) (дети могут не знать, в этом случае воспитатель сам называет его)
Учитель подводит итог.