Рабочая программа учебного курса Основы журналистики в рамках ФГОС для 8 класса


Программа учебного курса «Основы журналистики»
Рабочая программа по учебному курсу «Основы журналистики» для учащихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.
2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32)
Учебный курс «Основы журналистики» представляет собой дополнительный (углубленный) курс занятий по журналистике для учащихся 8-х классов и имеет художественно-публицистическую направленность.
Общая характеристика учебного предмета
Программа рекомендована учителям, преподающим основы журналистики в профильных 8-11-х классах общеобразовательных учреждений, и направлена на формирование навыков журналистского мастерства и приобретение учащимися первичного профессионального опыта.
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Актуальность учебного курса «Основы журналистики» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Учебный курс «Основы журналистики» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Программа учебного курса «Журналистика» рассчитана на обучающихся 8-11-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цели программы:
дать представление о сфере массовой коммуникации
познакомить с основами журналистского мастерства
создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования
расширить кругозор, развить владение словом.
В ходе достижения целей программы решаются задачи:
Обучающие:
знакомство с принципами журналистской деятельности
изучение основ социологии и журналистики
формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития
формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта
Воспитывающие:
формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения
привитие культуры общения с миром средств массовой информации
пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности
формирование потребности в постоянном повышении информированности
воспитание любви и уважения к школе
Развивающая:
развитие творческих способностей, индивидуального мышления
Описание места учебного предмета , курса в учебном плане
Программа учебного курса «Основы журналистики» общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время (по желанию обучающихся – в каникулярный период).
Содержание учебного предмета, курса
Программа учебного курса «Основы журналистики» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания», «Редакционно-издательская деятельность». Каждый раздел делится на блоки – теоретический и блок творческих заданий.









«Основы журналистики»
(34 часа)
№ п/п
Наименование разделов
всего часов
лекцион-ных часов
семинарско-практическ-их часов
форма контроля (на выбор обучающихся

I
Краткое введение в историю журналистики
6
3
3
собеседование реферат творческая работа

II
Основы журналистики
18
5
13
собеседование творческая работа



III
Художественно-техническое оформление издания
7
2
5
собеседование творческая работа

IV
Редакционно-издательская деятельность
3
1

· 2
собеседование творческая работа
реферат



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков в журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях - журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрация в газете; макетирование и верстка газетного номера
Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах
Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии
Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки решения интеллектуальных проблем и задач
Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ, рефератов и собеседований по всем темам.
В процессе обучения ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют (на выбор) в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах-круглых столах, семинарах-дискуссиях, групповом проектировании. При изучении факультативного курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по всем темам программы. Чтобы у ребят было больше интересных поводов для соприкосновения со сверстниками и взрослыми, будут предлагаться темы для различных творческих работ.
Тематическое планирование

Тематический план учебного курса
«Основы журналистики»

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов по разделу
Часы лекцион-ные
Семинарско-практические часы
Форма контроля (на выбор обуч.)

I

1
1.1
1.2
2

2.1
3
Краткое введение в историю журналистики
Значение журналистики
Газетный мир
Этапы развития прессы
Знакомство с детскими и подростковыми СМИ Дайджест
Знакомство с законами о СМИ
6


1


1


1



2


1

реферат собеседование творческая работа


собеседование

II
1
1.1


2


3
Основы журналистики
Публицистика
Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности
Социология как составная часть журналистских знаний
Культура речи
18

2



1


2

9



2


2

собеседование творческая работа

самост. работа

собеседование
творческая работа

III


1

1.1



2
Художественно-техническое оформление издания
Формат издания, композиция номера, дизайн
Макет номера, верстка, ее виды и основные правила, знакомство с издательской программой
Заголовки, иллюстрации
7



1





1



4





1



собеседование творческая работа


самост.работа
собеседование

IV


1



2
3
Редакционно-издательская деятельность
Особенности журналистского труда, редакционный коллектив, его структура
Правка
Реклама в издательской деятельности
3



1







1
1




собеседование творческая работа



урока
Содержание ( разделы, темы)
Количество часов
Даты проведения




план
факт


История журналистики. История журналистики в России.

1ч.




Профессия – журналист

1 ч.




Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста
1 ч.




Типы СМИ: газета, радио, телевидение, интернет.





Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура.
1ч.




Функциональные стили и типы речи.
1ч.




Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.
1ч.




Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность).
1ч.




Анализ текстов газетных статей.





Проектная деятельность. Сбор материала о братьях наших меньших.
1ч.




Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .
1ч.




Написание статьи.
1ч.




Корректировка текста.
1ч.




Оформление материала. «Публикация»
1ч.




Посещение редакции газеты «Горячий Ключ»
1ч.





1ч.




Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров.
1ч.




Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .
1ч.




Написание статьи.
1ч.




Корректировка текста.
1ч.




Оформление материала. «Публикация»
1ч.




Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение спортивного мероприятия в качестве спецкоров.
1ч.




Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .
1ч.




Написание статьи.
1ч.




Корректировка текста.
1ч.




Оформление материала. «Публикация»
1ч.




Проектная деятельность. Сбор материала. Интервью. Экскурсия.
1ч.





1ч.





1ч.




Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .
1ч.




Написание статьи.
1ч.




Корректировка текста.
1ч.




Оформление материала. «Публикация»
1ч.




Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.
1ч.






Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 615