Рабочая программа с ктп элективного курса Основы журналистики: школьная газета 2014

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»
Прионежского района Республики Карелия

Рассмотрена Утверждена
на методическом совете школы приказом по школе
(протокол № ___ от ______________) № ______ от ___________

Принята
педагогическим советом школы
(протокол № ___ от _____________)







Рабочая программа
элективного курса «Основы журналистики: школьная газета»
основной общеобразовательной программы среднего общего образования
(для обучающихся 10 класса)
сроком реализации 1 год





Составитель
Позднякова Г.А.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории



















2014 г.
1. Пояснительная записка
Элективный курс «Основы журналистики» для обучающихся 10 класса дает им возможность проявить себя в социально значимой деятельности через создание средства массовой информации – школьной газеты, позволяет реализовать свои творческие, коммуникативные, интеллектуальные способности, обеспечивает занятость подростков во внеурочное время, а также проверить свои профориентационные устремления и овладеть способами делового взаимодействия.
Актуальность курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Практическая значимость курса состоит в том, что, совершенствуя в ходе его освоения навыки орфографии и пунктуации, составления и редактирования собственного текста, старшеклассники получают дополнительные возможности для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Данная рабочая программа является авторской. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 35 ч в год (1 ч в неделю).

Целью курса «Основы журналистики» является знакомство с основами профессии журналиста, особенностями подготовки газеты и издание школьной газеты,
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
углубить теоретические знания обучающихся о тексте;
закрепить навыки написания сочинений разных жанров, грамотности (орфографии и пунктуации);
совершенствовать умения и навыки анализа литературного текста;
воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи;
сформировать начальные представления о профессии журналиста;
повышать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;
содействовать воспитанию гражданских и нравственных качеств личности.

Особенность содержания курса заключается в том, что он опирается на данные таких филологических дисциплин, как «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи» и др. и основывается на знаниях обучающихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений, полученных в курсе основной школы.

При составлении программы учитывалась периодичность издания школьной газеты (1 раз в четверть), поэтому в календарно-тематическом планировании раздел III (издание школьной газеты) встроен в теоретический (I) и практический (II) разделы.












2. Содержание программы:
учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ I. Теоретическая часть: введение в журналистику (6 ч)

Тема 1. Знакомство с профессией журналиста (1 ч)
Основные аспекты: цели, задачи, понятийный аппарат курса «Основы журналистики». Основные составляющие профессии журналиста. Умения и возможности журналиста. Профессиональные и морально-этические качества журналиста (добросовестность, ответственность, достоверность, уважение, достоинство, осторожность, солидарность). Основные специальности журналиста: корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент.
Понятийный аппарат: журналист, редакция, газета, статья, сбор материала, гонорар, журналистская этика, Международный кодекс чести журналистов.
Деятельность обучающихся: участие в беседе, слушание лекции, конспектирование, устное составление ассоциативных рядов, подготовка сообщений (по желанию, темы указаны в занятии 2); определение своей роли в команде по созданию школьной газеты.

Тема 2. Основные этапы работы журналиста (1 ч)
Основные аспекты: как правильно собирать, отбирать необходимый материал. Определение цели и задач. Составление списка вопросов. Информационная подготовка.
Понятийный аппарат: сбор, отбор материала, цели, задачи, список вопросов, информированность, владение темой.
Деятельность обучающихся: слушание лекции, участие в беседе, конспектирование; выбор темы, определение цели и задач предполагаемой работы; составление вопросов, оснащенность (блокнот, карандаш и т.д. ); выступление с подготовленными сообщениями на темы: «История создания Кодекса чести журналистов», «Легенда русской журналистики В. Гиляровский».

Тема 3. Общее понятие о газете (1 ч)
Основные аспекты: Что такое газета (история, назначение). Композиция (строение) газеты. Основные рубрики газеты. Основные жанры газетной статьи (заметка, интервью, репортаж).
Понятийный аппарат: газета, выпуск, периодичность, издание, редакция, публикация, подвал, шапка, сноска, рубрика.
Деятельность обучающихся: слушание лекции, участие в беседе, конспектирование, построение схемы газеты, практическая работа с газетой (выборка материала, нахождение клише, подчеркивание, сопоставление, анализ); выступление с подготовленными сообщениями на темы: «История возникновения газеты», «Интересные факты из жизни газет».

Тема 4. Газетная статья (1 ч)
Основные аспекты: Основные жанры газетной статьи: заметка, репортаж, интервью.
Понятийный аппарат: газетная статья, передовица, заметка, репортаж, интервью.
Деятельность обучающихся: конспектирование, участие в беседе; практическая работа (нахождение основных жанров статей в газете по основным признакам); выступление с подготовленными сообщениями на тему: «Журналисты в горячих точках», «Подвиг военных корреспондентов».

Тема 5. Встреча с представителями редакций местных газет, выпускниками школы-студентами отделения журналистики филологического факультета ПетрГУ (2 ч)
«Круглый стол» по обмену опытом профессионального общения.


РАЗДЕЛ II.
Практическая часть: выполнение заданий, связанных с профессией журналиста – 7 ч

Тема 1. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля (2 ч)
Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Основные композиционные приёмы. Характерные признаки публицистического стиля.
Деятельность обучающихся: конспект, сравнение,  сопоставление, наблюдение за языком текстов, редактирование текстов.

Тема 2. Стилистические и художественно-изобразительные средства языка (2 ч)
Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства языка. Стилистические фигуры. Ошибки и способы их исправления. Использование художественно-изобразительных средств в тексте.
Деятельность обучающихся: составление таблицы, редактирование текста, введение в текст средств выразительности языка.

Тема 3. Журналистские жанры: (2 ч)
- оперативно-новостные (заметка);
- оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);
- исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
- исследовательские (статья, письмо, обозрение);
- исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Знакомство со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Деятельность обучающихся: конспектирование, создание творческой работы в одной из жанровых форм (работа в группах), взаиморецензии.

Тема 4. Язык и реклама (1 ч)
Практическое использование лингвистических приёмов или языковой манипуляции:
- оценочное понимание;
- языковой капкан;
- пресуппозиция;
- массированное употребление;
- почерк мастера.
Деятельность обучающихся: наблюдение за языком текстов, создание рекламы.

Раздел III. Издание школьной газеты – 22 ч

Тема 1. История создания школьной газеты “Sanum kaikile tervhen” («Скажем всем «здравствуйте») (1 ч)
Знакомство с материалами, авторами, историей создания школьной газеты – по прошлым выпускам газеты.

Тема 2. Создание макета газеты (1 ч)
Название; выбор цветовой гаммы, шрифта и рамки; выбор постоянных рубрик в газете; заголовки к статьям; наличие иллюстративного материала, его использование и расположение; распределение всего материала по страницам газеты. Роль каждого в команде (редактор, дизайнер, корреспондент, фотограф и т.д.).


Тема 3. Сбор материала (8 ч – по 2 на каждый запланированный выпуск газеты)
Посещение культурного (выставка, концерт, общешкольный вечер и т.д.) мероприятия в качестве корреспондента, спортивного – в качестве репортера, встречи с интересным человеком в качестве интервьюера.
Основные аспекты: культура и этика поведения журналиста во время работы, умение получать информацию, ведение записей, система сокращений; умение задавать вопросы; составление списка вопросов; оснащенность; заинтересованность; тактичность.
Деятельность обучающихся: сбор материала; получение информации; ведение записей; беседа с информированными собеседниками; расшифровка записей (д/з); подготовка и выступление с сообщением (по желанию): «Мастер спортивного репортажа – Н.Озеров».

Тема 4. Написание и редактирование статей (8 ч – по 2 на каждый запланированный выпуск газеты)
Написание статей для 4-х запланированных выпусков школьной газеты. Редактирование (правка) написанных текстов.
Основные аспекты: обработка записей, написание сочинений в жанре заметки, репортажа или интервью; публицистический стиль (газетные клише и штампы, риторические вопросы); актуальность; редактирование (правка).
Деятельность обучающихся: обработка сделанных записей, написание сочинений в жанре заметки, репортажа, интервью; чтение, рецензирование и правка написанных текстов; устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок.

Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты (4 ч – по 1 на каждый выпуск)
Выпуск 4-х номеров школьной газеты в течение учебного года (по 1 в четверть). Презентация выпусков на общешкольных линейках.
Деятельность обучающихся: подготовка номера газеты к выпуску (выбор тематики номера, создание композиции газетного материала (расположение рубрик), оформление выпуска).

Календарно-тематическое планирование курса проектно-исследовательской деятельности по теме «Основы журналистики» на 2013 / 14 учебный год
№ п\п
Тема занятия
Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения


РАЗДЕЛ I.
Теоретическая часть: введение в журналистику (2 ч из 6 отведенных)



1
Тема 1. Знакомство с профессией журналиста



2
Тема 2. Основные этапы работы журналиста




Раздел III.
Издание школьной газеты (ШГ)
(7 ч из 22 отведенных)



3 /1
Тема 1. История создания школьной газеты “Sanum kaikile tervhen” («Скажем всем «здравствуйте»)



4 / 2
Тема 2. Создание макета газеты



5-6 /
3-4
Тема 3. Сбор материала для № 59 ШГ по теме «Общешкольный осенний праздник в форме фестиваля культур»



7-8 /
5-6
Тема 4. Написание и редактирование статей № 59 ШГ



9 / 7
Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 59




РАЗДЕЛ I.
Теоретическая часть: введение в журналистику (2 ч из 6 отведенных)



10 / 3
Тема 3. Общее понятие о газете



11 / 4
Тема 4. Газетная статья




Раздел III.
Издание школьной газеты (ШГ)
(5 ч из 22 отведенных)



12-13 / 8-9
Тема 3. Сбор материала для № 60 ШГ по теме «Новый год. Зимняя олимпиада в Сочи»



14-15 / 10-11
Тема 4. Написание и редактирование статей № 60 ШГ



16 / 12
Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 60




РАЗДЕЛ I.
Теоретическая часть: введение в журналистику (2 ч из 6 отведенных)



17-18 / 5-6
Тема 5. Встреча с представителями редакций местных газет, выпускниками школы-студентами отделения журналистики филологического факультета ПетрГУ




РАЗДЕЛ II.
Практическая часть: выполнение заданий, связанных с профессией журналиста (2 ч из 7 отведенных)



19-20 / 1-2
Тема 1. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля




Раздел III.
Издание школьной газеты (ШГ)
(5 ч из 22 отведенных)



21-22 / 13-14
Тема 3. Сбор материала для № 61 ШГ по теме «23+8. Общешкольная ВПИ «Зарница». Конкурс «Кто на свете всех милее?».



23-24 / 15-16
Тема 4. Написание и редактирование статей № 61 ШГ



25 / 17
Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 61




РАЗДЕЛ II.
Практическая часть: выполнение заданий, связанных с профессией журналиста (5 ч из 7 отведенных)



26-27 /
3-4
Тема 2. Стилистические и художественно-изобразительные средства языка



28-29 / 5-6
Тема 3. Журналистские жанры



30 / 7
Тема 4. Язык и реклама




Раздел III.
Издание школьной газеты (ШГ)
(5 ч из 22 отведенных)



31-32 / 18-19
Тема 3. Сбор материала для № 62 ШГ по теме «Последний звонок. Выпускники-2014».



33-34 / 20-21
Тема 4. Написание и редактирование статей № 62 ШГ



35 / 22
Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 62









3. Результаты освоения программы
Программа курса «Основы журналистики» нацелена на дальнейшее развитие у обучающихся:
- образного мышления,
- эмоциональной отзывчивости,
- повышение речевой и письменной грамотности,
- приобретение навыков работы журналиста:
работа со справочной литературой и словарями;
соблюдение норм русского литературного языка и понимание эстетической функции языка;
лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;
рецензирование текстов разных жанров;
редактирование (правка) текста;
письменное оформление и передача информации;
подготовка макета газеты.

Итогом проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе освоения курса «Основы журналистики является выпуск 4 номеров школьной газеты (по 1 номеру за учебную четверть).
















4. Учебно-методическое обеспечение программы
Литература для обучающихся
1. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.
2. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 2002. – 208 с. – (Домашний репетитор)
4. Чернозёмова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.
5. Словарь журналиста. Словарь-справочник. М., 1992.
Литература для учителя
1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Кн. Для учителя / Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. – М.: Просвещение, 1991
2. Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. № 1’98.
3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.
4. Ладыженская Т.А. и др. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. – М., Просвещение, 1990.
5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М.: 2001.
6. Мещерякова В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
7. Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс. Просвещение, 2000
8. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М.: Высшая школа, 1990.
9. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Сергеев Ф.П. Волгоград, 2000.
10. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. / Для студентов факультетов и отделений журналистики. – М.: 2007. – 255 с.
11. Францова Н.В. Литература. Анализ стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.

Ресурсы Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Школа жизни ру. Познавательный журнал) – Основы профессии журналиста
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Кодекс чести журналиста



5. Материальное обеспечение программы
Компьютер с выходом в Интернет
Принтеры (черно-белый, цветной)
Бумага ксероксная (белая, цветная)
Информационный стенд для размещения школьной газеты




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515