Конспект проблемного урока русского языка в 1 классе Тема: «Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце слов». УМК «Планета Знаний»


Конспект проблемного урока русского языка в 1 классе
Тема: «Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце слов».
УМК «Планета Знаний»
Тема урока. Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце слова.
Проблема. Как правильно писать слова с парным звонким или глухим согласным звуком в конце слов.
Новые знания. Чтобы правильно написать слово с парным звонким и глухим согласным в конце слов, надо изменить форму слова так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук.
Цель. Познакомить учащихся со способом проверки парных согласных звуков в конце слов.
Задачи.
Развивать умение распознавать в слове парные звонкие и глухие согласные звуки в слабой позиции.
Развивать умение подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и обосновывать правильность написания проверяемого слова.
Формировать умение писать слова с данной орфограммой.
Совершенствовать базовые знания: фонемные умения, распознавать однокоренные слова, работать в парах.
Развивать навык грамотного письма.
Совершенствовать навык каллиграфического письма.
Развивать связную речь учащихся, память, мышление, способствовать обогащению словарного запаса.
Формировать общеучебные умения: работать по алгоритму, работать с учебником, сравнивать, обобщать, работать в парах, осуществлять контроль и самоконтроль.
Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, карточки обратной связи, картинки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел для вас звонок,
Начинается урок русского языка.
II.Анализ тетрадей.
- Я проверила ваши тетради. Хочу отметить: (список ребят). Молодцы! Письмо у вас правильное, аккуратное, безошибочное.
- Надо постараться: (список ребят).
- На что будем обращать внимание при письме? (На высоту, ширину букв, наклон и правильность соединений и на посадку).
- Запишите в тетради число, классная работа, соблюдая перечисленные правила.
III.Анализ речевого материала.
121475546990

1.Знакомство с темой урока.
- Ребята, посмотрите на доску. Там будут появляться картинки. Я предлагаю вам на первой строчке обозначить буквой 3-й звук в названии предмета.
- Давайте проверим. (Проверка с помощью карточек « +» и « - « . Все учащиеся выполнили верно).
1214755-3175

- На другой строчке обозначьте буквой 1-й звук в названии следующих предметов.
Проверка: сверьте свою запись с доской. ( Обратная связь. Все выполнили верно.)110818334006
- Назовите записанные буквы.
- Что их объединяет? ( Они согласные.)
- На какие две группы их можно разделить? ( Буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.) Назовите их.
( И буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.) Назовите их.
- Чем отличаются звонкие согласные звуки от глухих согласных? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума).
- Что образуют эти звуки? ( Пары по звонкости – глухости).
- Назовите пары по звонкости – глухости. ([б-п], [в-ф], [г-к], [д-т], [ж-ш], [з-с])
- Предположите, какова будет тема урока. ( Будем говорить о парных согласных звуках.)
2. Выход на проблему.
- Знания о парных согласных звуках и буквах, которыми они обозначаются, помогут нам сегодня на уроке.
- Посмотрите на доску.
- Но что это за шум?
- Я здесь стою!
- Нет, я!
- Это моё место!
- Нет, моё!
Этот спор устроили буквы, обозначающие парные согласные звуки.
- Ребята, почему у них возник спор? (Каждая из них хочет стоять в конце этого слова).
- Верно, ребята!
Часто хитрые подружки
Подменить хотят друг дружку.
С толку сбить хотят ребят,
Но у нас не детский сад.
Предстоит сегодня нам
Всё расставить по местам.
3.Формулирование проблемы.
- Как вы считаете, какая из этих букв должна занять место в конце этого слова? (Одни дети предложили поставить букву Б, другие-букву П).
- Какая проблема у нас возникла? (Какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова).
Где сомненье, там проблема. Как же нам её решить?
4. Поиск путей решения проблемы.
(Можно спросить у взрослых, посмотреть в орфографическом словаре, можно найти проверочное слово).
- Не всегда рядом взрослые, да и орфографический словарь не всегда под рукой. Остаётся самим решить эту проблему. Как?
(Подобрать проверочное слово.)
- Как уже умеем это делать? (Можно изменить слово: один предмет превратить в несколько. Назвать слово ласково.)- Хорошо, давайте попробуем. (Зуб – зубы. В слове ЗУБЫ ясно слышится звук [б], значит и в слове ЗУБ парный согласный в конце слова обозначу буквой Б.)
Обобщение: какой звук слышим в конце слова ЗУБ? ([п])
- Соответствует ли он написанной букве? (Нет)
- Какой вывод сделаем? (Нельзя доверять парному согласному звуку, если он стоит в конце слова, в слабой позиции).
- Почему? (Слышим один звук, а обозначаем его на письме другой буквой).
- Почему слово ЗУБЫ является проверочным ? (Чётко слышим звук [б])
- Звук [б] в проверочном слове подчеркнём одной чертой. А гласный, перед которым этот звук слышится чётко, двумя чертами.
- Удалось ли нам примирить согласные буквы Б и П? (Да, мы во всём разобрались)
5. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 40 упр.1.
- Посмотрите первый столбик слов. Прочитайте слова слева. (маги, маки).
- Произнесите парные согласные звуки в этих словах. ([г], [к]).
- Как они звучат? ([г] – звонко, [к] – глухо)
- Почему? (Они стоят в сильной позиции)
- Прочитайте слова справа, как они произносятся. Чем похожи эти слова? (Произношением)
- Чем различаются? (Значением и написанием)
- Докажите. (В слове МАГ в конце слова пишется буква Г, а в слове мак – буква П. Мак – это цветок.)
- А что обозначает слово МАГ? ( Маг – это волшебник, чародей)
Аналогичная работа со вторым столбиком слов.
- Что произошло со звонкими согласными, стоило им переместиться в конец слова? (Они оглушились)
- Да, они потеряли свою звонкость. Стало невозможно определить, какую букву надо писать в конце слова. Почему это произошло? (Они стоят в слабой позиции)
- Из-за этого при их написании может получиться путаница или, ещё хуже, неурядица.
Например: Дима пришёл домой и похвастался, что у него замечательный ГРИБ. А мама подумала, что у него ГРИПП и дала ему горькое лекарство.
Почему мама не поняла сына? (Потому что слова звучат одинаково)
- Прочитайте слова из упражнения парами. Где находятся «опасные» парные согласные? (В конце слова)
- Что с ними произошло? (Они оглушились)
- Внимательно посмотрите на первые слова в каждой паре. Когда «опасный» звук слышится чётко? (Когда после него стоит гласный звук)
- Что же делать, если в конце слова мы услышим парный согласный звук? (Проверять)
- Как? (Изменим форму слова, чтобы парный согласный звук оказался в сильной позиции)
- Что помогает парному согласному звуку оказаться в сильной позиции? (Гласный звук)
Физкультминутка.
Влево наклонись,
Вправо наклонись,
Вниз опустись,
Вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
IV.Применение новых знаний.
1.Работа с интерактивной доской.
На доске написаны слова – помощники и слова с пропущенными буквами.
- Предположите, какое задание вы будете выполнять? (Будем вставлять в слова правильную букву)
57277085090
Дети объясняют написание слов по алгоритму:
В слове ГРИБЫ перед гласным [ы] чётко слышится звук [б], значит в слове ГРИБ парный согласный звук в конце слова обозначу буквой Б.
Аналогично рассматриваются и объясняются детьми все предложенные слова. Параллельно работа ведётся на интерактивной доске.
- Молодцы!
2.Самостоятельная работа.
- Теперь я проверю, как вы самостоятельно справитесь с заданием по теме урока.
Стр.40 упр. 3
Учащиеся выполняют эту работу по вариантам:
1 вариант – 1 столбик
2 вариант – 2 столбик
- Если у вас возникнут трудности, поднимите руку, обратитесь за помощью.
- Все ли слова при написании были понятны? (не понятно слово ОБРЫВ)
- Кто может объяснить значение этого слова? (Это крутой спуск)
- Где можем уточнить значение? (В толковом словаре)
- У этого слова 2 значения: место, где что-нибудь оборвано; крутой откос поберегу реки, краю оврага.
V.Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне.
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле.
(Это мороз)
- Как вы догадались? (Потому что, когда на улице мороз, на окнах появляются красивые узоры)
- Что такое МОРОЗ? (Когда на улице холодно)
-Где мы можем узнать точное значение слова? (В толковом словаре)
-В толковом словаре сказано: мороз-это холод, очень холодная погода.
- Какой бывает мороз? (Сильный, трескучий)
- Определите ударный слог в слове. В какой позиции находится гласный звук в первом слоге? (В слабой позиции)
- Можно ли проверить этот гласный звук? Обсудите это в парах. (Дети пробуют, приходят к выводу, что проверочных слов нет. Значит, написание этого слова необходимо запомнить)- Запишите слово МОРОЗ в тетради, поставьте ударение, выделите букву, которая обозначает безударный гласный звук.
- Подберите однокоренные слова к новому словарному слову. (Дети подобрали: морозный, морозит)
- Запишите их в тетрадь. О чём надо помнить при написании однокоренных слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
- Прочитайте, какие однокоренные слова нам предлагает учебник. (Дети читают)
- Как вы понимаете значение слова «заморозки»? (Лёгкий мороз, обычно бывает по ночам осенью и весной)
- Подходит ли слово МОРОЗ к теме нашего урока? (Подходит. В конце слова слышится парный согласный звук)- Какие из написанных вами однокоренных слов являются проверочными? Почему? (Слова морозный, морозит, потому что в них «опасный» согласный стоит в сильной позиции, слышится чётко)
- Составьте предложения со словом МОРОЗ. (На улице сильный мороз. Ночью ударил сильный мороз. Мороз сковал реку.)- Молодцы!
VI. Работа с текстом.
Сне. укутал деревья. Ду. стоит в мохнатой шапке. На ветках берё.
белый шар. . Не страшен деревьям холо. и моро. .
- Прочитайте текст. Докажите, что вы прочитали текст. (Состоит из нескольких предложений. Все они связаны по смыслу, на одну тему.
- О чём текст? (О деревьях зимой)
- Подберите заголовок к тексту. (Деревья зимой. Зимние деревья.)- Что необычного в этом тексте? (Есть слова пропущенными буквами.)
- Что объединяет слова с пропущенными буквами? (В этих словах в конце слышится парный согласный звук.)
- Объясните написание этих слов. (Дети объясняют написание по алгоритму)
- Последнее предложение запишем под диктовку. (Чётко проговариваю слово СТРАШЕН)
- Подчеркните изученные орфограммы.
VII.Итог.
Что нового открыли на уроке о парных согласных?
Какой способ проверки парных согласных звуков вывели?
Приведите примеры.
VIII.Рефлексия.
- Поднимите «+» те ребята, кто научился правильно обозначать на письме парный согласный звук в конце слова.
- Поднимите «- « те ребята, кто испытывает трудности при обозначении на письме парных согласных звуков.
- Молодцы! Вы работали активно, размышляли, делали выводы. Я благодарю вас за хорошую работу!



1 мин.
.
2 мин
На интерактивной доске появляются картинки.
4 мин.
Открываются буквы:
б в г д ж з
.
Открываются буквы:
п ф к т ш с
2 мин.
На доске
б
ЗУ ---,
Пкартинки букв Б,П2 мин.
3 мин.
5 мин.
1 мин.
5 мин.
На интерактивной доске.
Из корзинки ребёнок «вытаскивает» нужную букву и вставляет в слово.
5 мин.
6 мин.
На доске: МОРОЗ
6 мин.
На доске
2 мин.
1 мин.