Конспект урока русского языка 1-й класс (1-4).Тема: Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)


Конспект урока русского языка 1-й класс (1-4).Тема: Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)
Большинство малышей приходят в школу с желанием учиться, но перегрузки школьной жизни, однообразие уроков, неудачи резко снижают мотивацию. На мой взгляд, нетрадиционная форма уроков помогает детям преодолевать трудности в обучении, прививает интерес к предмету, создаёт ситуацию успеха. Урок направлен на развитие умения сопоставлять произношение и написание слов.
Тема: Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)
Цели урока:
Формировать умение, выделять согласные в слове;
Различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;
Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, компьютер, слайды презентации «В гостях у согласных звуков», тесты – карточки у каждого ученика, сказочные персонажи.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ёжик. (Слайд )
Он хочет научиться грамотно писать. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да.)  Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним.
II. Минута чистописания: оро, оло ( слайд ) – на доске написать
III. Словарная работа (слайд)
Игра «Угадай-ка»
На доске: ворона, мороз, лопата, коньки, Москва, ученик, тетрадь, скоро.
Узнайте, что это за слова? ( словарные) Какие буквы мы будем вставлять ?( гласные) Давайте проверим, покажем веером. Кто из вас догадался, какие буквы ещё пропущены? ( согласные) Эти слова нам встретятся на уроке. Если мы не знаем ,как написать словарное слово, то мы можем посмотреть в словарь.
Упражнение № 246.
Читаем задание. Как подчеркнем буквы?

Учащиеся записывают слова в тетради.
IV. Физкультминутка
Мы танцуем «Хлопай – топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец –
«Хлопай – топай»,
Когда делать нечего
Кем бы ни был ты – отличник,
Иль совсем наоборот,
 Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
V. Беседа о согласных звуках
Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие – звонкие звуки. Они состоят не из шума, а из голоса. Отсюда и их название «сонорные». На другом языке слово голос звучит, как слово «сонор». Обозначаются сонорные звуки 5 буквами:
л, м, н, р, й( слайд)

Кроме сонорных, есть ещё парные согласные - звонкие согласные звуки:
б, в, г, д, ж, з.
глухие согласные звуки: п , ф, к, т, ш,с
3) Для того, чтобы чётко и понятно произносить звонкие согласные звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте каждую скороговорку и покажите какой из согласных звуков в ней отрабатывается.
- Белые бараны били в барабаны.-«Б» (слайд)
- Вкусная халва – мастеру хвала.- «В»
- Даша дарит Дине дыни.-«Д»
- Зоиного зайку зовут Зазнайка-«З»  Отлично!
Посмотрите, а сколько в этом предложении букв, обозначающих сонорные согласные звуки, сколько букв, обозначающих звонкие звуки и сколько букв, обозначающих  глухие согласные звуки.
- Глаза боятся, а руки делают. (Слайд )
 Хорошо! Запишите  предложение в тетрадь. Поставьте над каждым словом знак ударения.
Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький (Слайд ). А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.
- Сколько же парных согласных? (12)
- А теперь построим их парами.
Учитель показывает памятку
     Б      В      Ж      Г      Д      З
     П      Ф      Ш     К      Т     С
Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.
- Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)
А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.
- Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)
Упражнение 244 , выполняют по рядам . как правильно написать парную согласную? Проверяют показывая веером. Чтобы после неё стояла гласная, а в некоторых словах стоит и звонкая согласная.
Упражнение 245 , выполняют по вариантам , записывают на доске , проверочное слово в скобках.
VI. Закрепление пройденного
А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте  буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.
Борт –  порт
Сова  –  софа
Голос – колос
Тень – день
Жар – шар
         (Слайд ) Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! На этом балу  были и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели. Но о них мы узнаем в следующем путешествии.
VII.Итог урока
- На какие группы можно разделить согласные буквы?

15