Конспект урока по русскому языку 2 класс Парные по глухости — звонкости согласные


Урок 5 (26). Парные по глухости–звонкости согласные перед непарными звонкими и [в, в'] – не орфограммы
Дидактическая цель: : Развивать учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Тип урока: Открытие «нового» знания
Задачи: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что парным по глухости–звонкости согласным перед непарными согласными и[в, в'] – при письме можно доверять.
личностные: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность,
предметные:.. метапредметные: развивать речь, внимание, , память детей;
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: ИКТ, предметные картинки, учебник.
Ход урока
Этапы урока Содержание урока УУД, формируемые на уроке
1.Мотивация и стимулирование учебной деятельности
Минутка чистописания:
- Продолжите закономерность (2 буквы, обозначающие звонкие согласные, а потом 2 глухие: зжсш, вгфк).- Спишите пословицу:Ошибся, что ушибся: вперёд наука.- Как понимаете пословицу?- Конечно, каждый из нас имеет право на ошибку, но мы будем стараться делать их как можно меньше!– Какие орфограммы заметили?(- Сочетание «ши»)(- В словах «ошибся» и «ушибся» есть парный согласный б в середине слова)(- А ещё в слове «вперёд» тоже парный согласный , но на конце)– Как проверить парный согласный звук в слове?         (учащиеся вспоминают и формулируют правило)
Живут себе два брата:Глухой и звонкий звук,И все вокруг стараютсяИх различить на слух.Но братья друг за другаТак прячутся порой,Что не поймешь ни звука:Где звонкий, где глухой.Но тут приходит гласный,Такой хороший звук,И сразу два согласных Мы различим на слух.
Коммуникативные:
Вступать в диалог.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;Регулятивные: самоконтроль; саморегуляция
2. Актуализация знаний учащихся I. Проверка домашнего задания.
Самодиктант слов, выписанных дома из словаря. Взаимопроверка.
Познавательные:
Ориентироваться на рабочей строке.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Регулятивные: Составление плана действий.
3. Постановка целей и задач урока II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
С. 53. Реплика мальчика-иностранца. Задача учащихся – помочь мальчику-иностранцу.
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование
Познавательные: общеучебные УД
4. Открытие новых знаний 2. Наблюдение за звуками и буквами.
Запись на доске:
а) су [пы] – супы б) су[пн] ица – супница в) [св']ерь–сверь
гри[бо]к – грибок гри[бн]ой – грибной [зв']ерь–зверь
по[дй'э]хал – подъехал [св]ой–свой
о[тй'э]хал – отъехал [зв]он–звон
– Назовите первые из выделенных звуков.
– Прочитайте слова, записанные буквами, и попробуйте обозначить звуки буквами их пар по глухости–звонкости: вместо п поставить б и наоборот; что произошло со словами?
–Обратите внимание на то, перед какими звуками стоят «наши» согласные, назовите их, уточните, к какой группе звуков они относятся.
Познавательные: Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка. Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов.
Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстрации.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре, в группе.
5. Первичное закрепление с формированием УУД – Вы наблюдали только за несколькими словами, а ученые проанализировали множество слов. Поэтому наблюдений у них больше и вывод полнее. Прочитайте этот вывод в задании 117.
– Перескажите этот вывод мальчику-иностранцу.
– Что нового вы узнали?
–Вспомните, как вы отвечали на вопрос мальчика-иностранца на с. 49. Теперь вы можете полнее ответить на этот вопрос. Прочитайте сообщение в задании 118.
Познавательные: Анализировать модель речи,
с опорой на неё строить сообщения. Участвовать
в беседе, соблюдая правила общения. Вступать
в общение с персонажами, отвечать на их
вопросы; Сравнивать записи, различать
правильные и неправильные, группировать их,
аргументировать решение.
Коммуникативные: Оформлять
свои мысли в письменной форме
Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
6. Включение новых знаний в систему знаний – Сделаем обобщение.
Познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов,7. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.  Давайте выберем знатоков парных согласных. Выбрать нужно одно верное утверждение.
Утверждения:
а) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял только гласный.
б) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.
в) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял твердый согласный.
- Задание на дом: выписать на с. 4 тетради-задачника слова с орфограммами парных глухих и звонких согласных (карандаш, картошка, редиска, портфель, мальчик, ученик, медведь, лягушка, щенок, здравствуй, пожалуйста, поздравляю, спасибо).Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы. Личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние