Урок обучения чтению на тему Звуки [Ж], [З], [З,]. Буквы Ж, ж и З, з. Звонкие и глухие согласные.


Урок обучения грамоте (литературное чтение)
 Тема « Звуки [ж], [ з], [з,]. Буквы Ж, ж и З, з. Звонкие и глухие согласные.
Цель темы
познакомить со звуком [ж],[ з],[з,] и буквами, которые их обозначают
Планируемый результат Учить давать характеристику звукам; ознакомить со всегда твердым согласным звуком [ж], тренировать в чтении слов, предложений с новыми буквами .Развивать навык правильного чтения, внимание, логическое мышление, фонематический слух, речь.
Воспитывать умение играть соответственно правилам , внимательное отношение к своим товарищам, любознательность.
Основные понятия «слово» и «предмет», «буква» и «звук»
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник Нечаева.Н.В., Белорусец К.С.
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технология проведения
Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Формирование УУД
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: ”Доброе утро!”Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.
- Давайте и мы поздороваемся друг с другом и пожелаем хорошего рабочего настроения.
- Девизом нашего урока будет пословица:
Учение — путь к умению.
-Как вы ее понимаете?
-Какой деятельностью мы будем заниматься? (учебной)
I этап. Организационный момент.
Коммуникативные УУД: Согласованность усилий по достижению общей цели
Личностные УУД: Развитие учебных мотивов познавательных интересов
II этап. Актуализация знаний.
Цель – формировать умения различать звуки на слух; разводить понятия «слово» и «предмет» Работать с информацией,
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать фронтальную работу
II этап. Актуализация знаний.
а) Развитие фонематического слуха
– Перед уроком Ангелина рассказала мне удивительное стихотворение . Мне оно очень понравилось и мы решили поделиться с вами.
Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука!
-Что необычного вы услышали? (повторяется звук[ ж])
г) Выделение нового звука.
– Какой новый звук вы услышали в этом слове?
-Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?
-Как бы вы назвали наш урок?
-Чему бы вы хотели научиться на уроке?
3. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы узнаем много нового о звуке [ж] и буквах Ж, ж.
II этап. Актуализация знаний.
Познавательные УУД: Формирование логических действий анализа сравнения
III этап. Изучение нового материала.
Цель – формировать умения различать элементы букв Участвовать в игре
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать работу по изучению письменной и устной речи
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить
учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового:

а) Артикуляция и характеристика нового звука [ж].
– Произнесём звук.
_ Дайте характеристику новому звуку.(согл.,парный.,звон.)
- Попробуйте произнести этот звук мягко.
-Что заметили? (мягко его не произнесешь)
-Приведите примеры слов, где есть звук[ ж].(хором)
Вывешиваем на доску букву.
-Какой буквой обозначается звук [ж]?
-Найдите эту букву в классе.
-На что похожа эта буква?
1)Посмотри-ка: буква ЖНа жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
2)Стала снежинка
Буквою ЖСолнце ее
Не растопит уже!
3)Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж.
Теперь поиграем.

5. Закрепление знаний.
а) Игра “Кто внимательный”
– Вставайте каждый раз, когда услышите звук [ ж] в словах:
КОШКАЩЁТКАВОЛК НОЖНИЦЫЗАМОК КАРАНДАШ ЦАПЛЯЁЖИККНИГА ЛЫЖИЛИСАКРЫША ЧЕМОДАНМЫШИЩИТ
.
III этап. Изучение нового материала.
Личностные УУД: Развитие готовности к сотрудничеству
РегулятивныеУУД: Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников
Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД: Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – научиться ориентироваться в тетради Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
IV этап. Закрепление изученного.
Б) Работа с учебником. (с.49)
-Рассмотрите рисунки.
-Найдите слова с новым звуком. (лыжи)
-Запишем это слово в схему.
-Охарактеризуйте этот звук, каким цветом раскрасим его?
-Что вы еще заметили? (Букву з)
-В каких словах встречается буква [з]? раскрасьте эти предметы.
-Какой новый звук вам встретился в этих словах.
Дайте характеристику этому звуку.
-Какой буквой обозначаются эти звуки?
Работа с учебником.
-Прочитаем слова с новыми буквами. Пока мы читаем, дети выходят к доске и составляют схему со звуком[ ж],[ з],[з,].
-Давайте проверим задание на доске.
-Чем похожи и чем отличаются звуки? (парн.,зв.)
-Сейчас мы отдохнем.
Физминутка для глаз. (Снежинка)
-Чтобы укрепить здоровье, что нужно делать?                                    Дружат дети с физкультурой и спортом. Ведь от того, насколько часто вы занимаетесь спортом, зависит, каким будет ваше здоровье. И мы покажем, друг другу, как мы любим спорт и любим им заниматься. А чтобы быть здоровыми, с чего надо начинать каждое утро?
Дети. С зарядки!
Мальчик: 
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
 Знает вся моя семья
 Должен быть режим у дня.
 Следует, ребята, знать
 Нужно всем подольше спать.
 Ну а утром не лениться–
 На зарядку становиться!
-А кто нам рекомендует делать зарядку? (доктор)
В) Чтение текста.
Поработайте в парах. Какая пара лучше.
-Сколько героев задействовано?
-Какое сейчас время года? Какое время года идет после?
-Какие зимние игры вы знаете?
-Прочитаем текст «Зима». Кто то, что то заметил? (нужно вставить пропущенные слова).
Г) Самостоятельная работа.
-Давайте прочитаем, что у вас получилось. Давайте разберем. Как поняли это? (есть рисунок)
-Найдите предложение в тексте подходящее к схеме.
-Найдите слова в тексте со звуком [з].
-Дайте характеристику этому звуку.
Д) Работа с многозначными словами: здорово, здорово.
-Слова пишутся одинаково, а почему читали по разному?
IV этап. Закрепление изученного.
Работа с учебником (самостоятельная работа)
Регулятивные УУД; Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Познавательные УУД: Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные УУД: Согласованность усилий по достижению общей цели
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
-Как вы работали на уроке?
Регулятивные УУД Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников