Конспект урока по обучению грамоте на тему Согласные звуки:глухие и звонкие. УМК Гармония.


ТЕМА УРОКА: Согласные звуки: глухие и звонкие (решение частных задач) . 1 класс (1-4) УМК «Гармония».

Освоение предметных знаний ( базовые понятия):
Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Знакомство с приёмом распознования глухих и звонких согласных звуков.
УУД.
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Познавательные: выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные:стремление к повышению культурного речевого общения, овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2. Повторение ранее изученного материала.
Игра « Закрой ворота».
-Ставим на локотки руки на парту, изображая открытые ворота, в которых одни звуки пропускаются, а другие-нет.
-Какие звуки «ворота» пропустили?
(о,ы, и…)- это гласные звуки.
-Какие «ворота» не пропустили?( п, д, ш, з)
-Это согласные звуки.
Полная характеристика: согласные, твёрдые или мягкие?
3.Актуализация знаний
-Сегодня мы узнаем ещё один секрет согласных, но нам, как учёным предстоит провести наблюдение_ исследование
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Шар)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет.
Сядет — землю роет. (Жук)
Звонкий, громкий и прыгучий.
Улетает аж за тучи.
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
— Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.
Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.) Как называются такие согласные звуки ?4. ЦелеполаганиеКак вы думаете над какой темой будем работать, чему научимся ?(«Глухие и звонкие согласные звуки». (Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?)
-Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, а согласные , которые произносятся без голоса, -глухими.
— Прочитайте тему нашего урока.Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
-Вспомните ситуацию, в которой каждый бывал: температура, простуда и скажите: У меня жар.
- А теперь шёпотом.
-Что получилось?
-Открою секрет: «Включаем голос»- получаем один согласный звук , а выключаем» - получаем другой звук.
-Назовите первый звук в слове «жар» и охарактеризуйте его.
-Назовите первый звук в слове «шар» и охарактеризуйте его.
-Слова одинаковыее, но первые звуки разные.
-В этом нам помогут «звуковые схемы»: добавьте над чёрточкой в обозначении звонкого согласного «звоночек».
Чёрточка без «звоночка» –это обозначение глухого согласного звука, а чёрточка со « звоночком» -звонкого согласного звука.
5. Физминутка.
6.. Работа по теме урока
Работа по учебнику (с. 54)
-Что написано в заголовке?
 Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.
-Найдите рисунки почки и бочки.
-Проверьте, верно ли под ними обозначены первые звуки слов-названий.
-Что проверяет мальчик, изображённый на картине? (пила, бинокль)
Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?
А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?
Распространение новых знаний на мягкие согласные.
-Рассмотрите условные значки в рамке около заголовка.Догадайтесь, что обозначает первый ряд значков?
-Проверим, бывают ли звонкими и глухими мягкие согласные звуки?
-скажите громко, и тихо слово Бил, питон, бетон.
Упражнение в разграничении звонких и глухих согласных. С 54.
-Выделите первые звуки из слов на рисунке и покажите , где такие схемы. (сирень, земляника, голубь, кот, фартук,варежки).
Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?
Заслушиваются ответы учащихся.
Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
Игра «Послушай звук»
Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зв. согл, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку гл. согл..Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.Физкультминутка  Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.   (С. Маршак)                     
 6. Закрепление изученного материала                                     
Работа по учебнику (с. 55)
-Куда мы попали? (В сад-огород, где перемешались кусты, деревья, овощи и цветы)
-Что же в нём растёт? ( берёза,пион,герань и кизил,горох и калина, бобы и помидор.
В тетрадях для печатания запишите каждое название слоговыми дугами и укажите ударный и безударный слог.
-Произнесите слова и вслушайтесь в первые звуки.
-Внимательным детям откроется секрет, как собраны растения в этом саду.
Садовник собрал растения, в названиях которых первые звуки-пары глухих и звонких согласных. Хором повторяем эти пары: б-п, г-к ,,,
7. Самостоятельная работа
— Найдите слова, подходящие к приведённым слоговым схемам: мальчики ищут слова к одной схеме, а девочки к другой.
8. Подведение итогов урока
— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?
9. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке я вспомнил, узнал...
Мне было интересно...
Урок для меня показался...Моё настроение на уроке было...