Урок-сказка по теме: «Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости глухости, мягкости – твердости»









Урок-сказка по теме: «Особенности произношения звонких и глухих
согласных. Парные согласные по звонкости-
глухости, мягкости – твердости»









Разработка урока русского языка
по учебнику Т.Г. Рамзаева для 2 класса (1-4)
учителем начальных классов МКОУ Думчевская
средняя общеобразовательная школа
Залесовского района Алтайского края
Лебедевой Натальи Владимировны












С. Думчево 2010г.

Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных.
Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости – твердости.

Цели: 1. Создать условия для знакомства учащихся с особенностями
произношения звонких и глухих согласных.
2. Создать условия для формирования у учащихся умения различать
парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.
3. Создать условия для развития у учащихся умения выделять звуки в
словах, характеризуя их, устно составлять предложения.
4. Создавать условия для развития у учащихся умения ставить цели к
уроку, планировать свою деятельность, работать в парах, давать
самооценку и взаимооценку.

Оборудование: Карта с царством согласных звуков, раздаточный материал к играм: «Лото», «Засели домик», карточки со звуками, геометрические фигуры, изображающие звуки, музыкальное произведение Э.Грига «Утро».


I.Мотива- - Ребята, вы любите сказки? Наш урок будет необычным.
ция Сегодня у нас урок-сказка.
Настрой Итак, сядьте поудобнее, слушайте внимательно. Сказка
на воспри- начинается. (Звучит музыка Э.Грига «Утро»)
ятие темы За широкими морями, за дремучими лесами, за высокими
урока горами в стране звуков находится царство «Согласные
звуки», которое делится на 2 княжества: «Звонкие
согласные» и «Глухие согласные». (Приложение 1)
II.Определе- - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
ние темы - О чём пойдёт речь? (о согласных звуках)
урока

·
·
·
·
·
·
· парн. согл. ?
непарн. согл. ?
звонк. согл. ?
глух. согл. ?
Согласные

звонк. глух.

III. Плани- - Что повторим на 1-ой ступеньке нашей лестницы? (Какие звуки
рование ра- называются согласными. Какие согласные звуки называются звонкими,
боты а какие – глухими.)
Целепола- - Чему будем учиться на 2-ой ступеньке? (Различать звонкие и глухие
гание согласные.)
- Рассмотрите страницы учебника. Чему будем учиться на 3-ьей
ступеньке лестницы? (Различать парные и непарные согласные.)
- Какие умения будем развивать на 4-ой ступеньке, выполняя упражнения
на странице учебника? (Выделять звуки в словах.)
- Почему солнышко не улыбается? (Мы не прошли все ступени нашей
лестницы.)
IV. Повторе- - Поднимаемся на I ступень нашей лестницы. Вспомнить понятия «соглас-
ние понятий ные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки» нам поможет игра
«согласные «Лото». (Приложение 2)
звуки», «звон- - Кто быстрее в парах соберёт свою карточку? (Учащиеся работают в па-
кие, глухие рах)
согласные Вывод: Что повторяли на I ступени лестницы? Так в чём особенность
звуки» произношения звонких и глухих согласных? (Звонкие согласные звуки
работа в парах произносятся с голосом и с шумом, а глухие согласные – только с шумом)
V. Различение – Поднимаемся на II ступень лестницы. Чему будем здесь учиться? (Разли-
звонких и глу- чать звонкие и глухие согласные)
хих согласных - Давайте сначала вспомним написание словарных слов.
- На доске слова. (н . род, м.рковь, с.лдат, б.гаж, к.стрюля, п.сок) Что
Повторение вы заметили? (Пропали буквы) Спишите эти слова, самостоятельно
словарных вставляя пропущенные буквы.
слов -Кто выйдет и запишет пропущенные буквы на доске? (Учащиеся по
одному выходят к доске, записывая пропущенные буквы, остальные
проверяют своё написание)
- Давайте вернёмся в нашу сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро»)
- В княжестве «Звонкие согласные» жили звуки б, в, г, . А даль-
ше я забыла. Кто мне поможет их вспомнить? (Приложение 1)
- Почему их назвали звонкими согласными?
В княжестве «Глухие согласные» жили звуки г, ф, к, . А ещё
какие? (Приложение 1)
- Почему их назвали глухими согласными?
- Сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные.
В каждом словарном слове возьмите в кружок 1-ую букву, которая
обозначает звонкий согласный звук.
- Давайте проверим. Докажите. (Учащиеся называют слова, в которых

· 1-ая буква обозначает звонкий согласный звук, доказывают)
- А теперь подчеркните одной чертой 1-ую букву в слове, которая
обозначает глухой согласный звук.
- Давайте проверим. Докажите. (Учащиеся называют слова, в которых
1-ая буква обозначает глухой согласный звук, доказывают)
Вывод: Чему учились на II ступени лестницы?
VI. Физми- - А сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные звуки на
нутка слух. Встаньте все. Я буду называть слова. Как только услышите в слове
1-ый звонкий согласный звук, будете прыгать. Как только услышите в
слове глухой согласный звук, будете приседать. (Учитель диктует слова:
зверь, слон, шуба, жираф, волк, фокус, бочка, помидор, роза)
Вывод: Чему учились ?
VII. Зна- - Продолжаю сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро») Некоторые
комство согласные из двух княжеств любили ходить друг к другу в гости, вместе
с парными гулять парами. Их потому и называли Кто догадался как? (Парными
и непар- согласными)
ными сог- - Какие это пары? (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)
ласными - А другие согласные предпочитали одиночество. Они не любили ходить в
гости, им нравилось сидеть дома или гулять по одному. Потому их называ-
ли Кто догадался как? (Непарными согласными.) Назовите их. (н, м, р,
л, й, х, ц, ч, щ)
VIII. Разли- - Так чему будем учиться на III ступени лестницы? (Различать парные и не-
чение пар- парные согласные)
ных соглас- - Итак, сейчас мы будем учиться находить буквы, обозначающие парные
ных по звон- согласные звуки по звонкости и глухости. В этом нам поможет игра «Засе-
кости-глу- ли домик». В парах вы должны «заселить» буквы, обозначающие парные
хости согласные звуки. Итак, чья пара быстрее и правильнее «заселит свой
игровой домик»? (Учащиеся работают в парах) (Приложение 3)
приём, Вывод: Чему учились? (Находить парные согласные)
работа в парах
IX. Разли- - Рассмотрите карточки, геометрические фигуры, обозначающие согласные
чение пар- звуки. (У каждого ученика лежат зелёный и синий квадраты) Какими ещё
ных соглас- бывают парные и непарные согласные звуки? (Твёрдыми и мягкими
ных по твёр- согласными) (Приложение 4)
дости и мяг-
кости
Игровой - Поиграем в игру. Я кидаю вам мяч и называю твёрдый согласный звук, а
приём вы возвращаете мне мяч и произносите этот звук мягко. ( п- п, , р-р,, з-з,,
с-с,, д-д,, х-х,, ф-ф, )
- Какие согласные звуки всегда мягкие? ( ч,, щ,, й, )
- Какие согласные звуки всегда твёрдые? ( ж, ш, ц )
- Данные звуки называют непарными согласными по твёрдости и мягкости.
Вывод: Чему учились на III ступени лестницы? (Различать парные и
непарные согласные звуки по твёрдости и мягкости)
X. Выделе- - Поднимаемся на 4-ую ступень лестницы. Какое умение будем развивать?
ние звуков (Выделять звуки в словах)
в словах - Откройте учебник на 95-ой странице. Найдите упр. 163. Прочитайте
Самостоя- задание. Что нужно сделать? (в 1-ый столбик написать слова, в которых
тельная 1-ый звук – мягкий согласный, а во 2-ой – слова, в которых 1-ый звук –
работа твёрдый согласный) Выполните это задание самостоятельно.
в учебнике (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике)
Раскрытие Что такое «вол»? Слово «земля» многозначное, почему? Объясните.
значения
слов
Взаимопроверка Проверьте друг у друга. (взаимопроверка)
-Охарактеризуйте 1-ый звук в слове «вол», «земля
Работа - Постройте звуковую схему слова «пыль». (Учащиеся выкладывают это
с нагляд- слово с помощью геометрических фигур, обозначающих звуки,: синего,
ным мате- зелёного квадратов, красного круга)
риалом - Сколько звуков в слове, а сколько букв? Почему?
- Какие буквы звуков не имеют? (ь, ъ)
Вывод: Какое умение развивали 4-ой ступени лестницы? (Выделять звуки в
словах)
XI. Настрой - Вернёмся в нашу сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро») Рядом с царст-
на тему сле- вом согласных звуков жил добрый волшебник Алфавит. Он любил соглас-
дующего ные и гласные звуки одевать в платья, превращая их в буквы, образовывая
урока слова. Но для слова «лу к » он потерял одно платье, забыв, какую
букву нужно писать на конце.
- Ребята, а вы знаете, какую букву нужно писать на конце данного слова?
XII. Д./з. Об этом вы узнаете на следующем уроке. А дома подумайте о букве на
конце данного слова и о том, что оно обозначает.
XIII. Итог - Закройте глаза. Откройте. Что случилось? (Солнышко улыбнулось)
урока Почему?
(Прошли все ступени лестницы)
- Чему каждый из вас учился на уроке?
- Какие умения развивали?
XV. Само- -Покажите, какое настроение было у вас на уроке? Почему? (Приложение 5)
оценка
Взаимо- -Кому скажем за урок «спасибо»? Почему?
оценка
-Нашей сказке конец, а тот, кто её внимательно слушал и благодаря ей
многому научился – молодец!











































Приложение

Приложение 1.





Приложение 2.




Приложение 3.




Приложение 4.



Приложение 5.











13PAGE 15


13PAGE 14215