Проект на тему:«Составление и использование тестовых заданий с учетом принципов: «фундаментальные естественнонаучные идеи», «естественнонаучная компетентность» как главный фактор повышения естественнонаучной грамотности школьников»


Проект на тему
«Составление и использование тестовых заданий с учетом принципов: «фундаментальные естественнонаучные идеи», «естественнонаучная компетентность» как главный фактор повышения естественнонаучной грамотности школьников»
Выполнил: учитель математики и физики Губанова Н.Н.
КГУ Ильичевская СШ, Тайыншинский р-н.
г. Петропавловск, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Естественнонаучные умения как деятельности компонент содержания учебно-познавательной организации……………………………...5
Цели место и изучения физики в общеобразовательной школе….5
Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения физики……………………………………………………………………..7
Использование инструментария исследования PISA в направлении «естественнонаучной грамотности» школьников в практической деятельности учителя……………………………………………………………..9
Характеристика инструментария исследования PISA…………..9
Естественнонаучная грамотность…………………………………11
Практическая реализация заданий по физике с целью формирования естественнонаучных умений…………………………..12
Заключение………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………….19

Введение
Цель исследования: изучить особенности формирования общенаучных умений в процессе обучения физике
Объект исследования: естественнонаучные умения в процессе изучения физики
Предмет исследования: процесс формирования естественнонаучных умений
Гипотеза исследования: целенаправленная организация обучения школьников по физике, способствуют эффективному формированию естественнонаучных умений
Задачи исследования:
Охарактеризовать цели и место изучения физике в школе
Проанализировать роль и особенности формирования естественнонаучных умений в школе
Раскрыть методику формирования естественнонаучных умений в процессе обучения физики
Сформулировать выводы
Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, которые должны быть усвоены в процессе обучения в школе. В дальнейшей жизни человека знания должны углубляться и пополняться в ходе самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим совершенствование процесса формирования естественнонаучных умений следует считать приоритетной дидактической задачей.
Физика как учебный предмет располагает большими возможностями для развития естественнонаучных умений. Проблеме их формирования при обучении физике отводится одно из ведущих мест в современных научно-методических исследованиях.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Исследования многих методистов посвящены проблемам формирования у учащихся специальных естественнонаучных умений (П.А. Знаменский, СЕ. Каменецкий, А.В. Перышкин, А.А. Покровский, А.В. Усова, А.В. Чеботарева, и др., которые условно можно разделить по отношению к физическому образованию на три основные группы:
теоретические (знание и умение использовать основные понятия, формулы, законы),
умения решать качественные и количественные задачи;
практические или экспериментальные (умения проводить измерения, ставить эксперимент и т.д.)
Естественнонаучные умения как деятельности компонент содержания учебно-познавательной организации
1. Цели место и изучения физики в общеобразовательной школе
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две: передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.
Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: формирование современных представлений об окружающем материальном мире; развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики. Физика как учебный предмет в средней школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся. Благосостояние любого государства всё в большей степени определяется тем, насколько полно и эффективно его граждане могут развить и применить свои творческие способности. Стать человеком – это, прежде всего, осознать существование мира и понять своё место в нём. Составляют этот мир природа, человеческое общество и техника.
Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление. От ознакомления с опытными фактами следует переходить к обобщениям с использованием теоретических моделей, проверке предсказаний теорий в экспериментах и рассмотрению основных применений изученных явлений и законов в человеческой практике. У учащихся должны сформироваться представления об объективности законов физики и их познаваемости методами науки, об относительной справедливости любых теоретических моделей, описывающих окружающий мир и законы его развития, а также о неизбежности их изменений в будущем и бесконечности процесса познания природы человеком.
Обязательными являются задачи на применение полученных знаний в повседневной жизни и экспериментальные задания для самостоятельного проведения учащимися опытов и физических измерений. В содержании предмета должны быть учтены особенности учащихся, выбравших профили гуманитарной направленности. Курс, в первую очередь, должен быть ориентирован на обеспечение необходимого уровня естественнонаучной грамотности выпускников, которые в дальнейшем не предполагают продолжать образование и работать в области естественных наук. Работа с информационными источниками должна стать важнейшей составляющей учебного процесса. Анализ научно-популярных текстов (из журналов, газет, интернета) не только способствует формированию информационной компетентности учащихся, но и может сделать по-настоящему современным содержание предмета.
Цели изучения физики:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного по знания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории; строения и эволюции Вселенной;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планировать и выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; уверенности в необходимости обосновывать позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
2. Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения физики
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
При этом окончательное решение во многих случаях принимается с учетом общественно-политических или экономических условий.
Естественнонаучные знания и умения, овладение формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений: выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты), в жизни человека как члена какого-либо коллектива или общества (например, определение места электростанции относительно города) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления). Среди общих целей школьного курса физики выделим те, которые для естественнонаучных умений являются наиболее значимыми:
- освоение системы знаний о современной картине мира, в основе которой лежат фундаментальные законы и принципы;
- ознакомление с наиболее важными открытиями в области физики;
- углубление представлений о физических методах познания природы для приобретения умений применять их в практической жизни, устанавливать достоверность фактов путем наблюдений, измерений и обработки полученных данных;
- овладение умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений; практического использования физических знаний в повседневной жизни и т.д.;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями;
- приобретение компетентности в использовании физических знаний и умений при решении жизненных проблем и практических задач.
Современный подход к вопросам образования характеризуется выделением наиболее значимых его результатов как интегративных качеств личности. Для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько наличие способности применять знания и умения в конкретных ситуациях для решения проблем, возникающих в реальной действительности.
Таким образом, образованность ученика должна обусловливать его способность решать значимые для конкретного жизненного этапа задачи или проблемы. При этом ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями, но и более общими умениями: уметь находить и отбирать необходимую информацию, анализировать собственный практический опыт, уметь решать любую жизненную задачу или проблему известными ему способами или находить новые, что и характеризуется определенной компетентностью.
Под компетентностью понимается "... интегральное качество личности, характеризующее способность (умение) решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей".
Одним из характерных признаков компетентности человека является деятельностный характер познавательных умений. При этом знания и умения являются базой компетентности выпускника школы.
Наиболее значимыми в формировании компетентности являются обобщенные познавательные умения, от наличия которых в конечном итоге зависят действенность знаний, подготовленность учеников к дальнейшему самообразованию.
При изучении физики ученик овладевает умением выполнять действие по включению амперметра в простейшую электрическую цепь. На этой основе ученик осваивает новое, более сложное действие – измерение силы тока в общей цепи и в отдельных ветвях параллельного соединения проводников, что позволяет ему сравнивать их, делать выводы о закономерностях этого соединения. Процесс же включения в цепь амперметра теперь для него является операцией.
Для успешного формирования естественнонаучных умений выполнять то или иное действие необходимо, прежде всего, самому учителю провести анализ структуры действия, чётко представить, из каких элементов (операций) складывается его выполнение. Выделив отдельные элементы (шаги), необходимо определить наиболее целесообразную последовательность их выполнения и наметить систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, затем организовывать их выполнение.
Реализация межпредметных связей способствует повышению качества усвоения фундаментальных понятий, ускоряет процесс формирования естественнонаучных умений и умений практического характера.
II. Использование инструментария исследования PISA в направлении «Естественнонаучная грамотность» школьников в практической деятельности учителя
1. Характеристика инструментария исследования PISA
Инструментариями исследования PISA являются тестовые буклеты, анкеты для обучающихся и администрации организации образования, руководства по проведению тестирования и анкетирования, руководства по оцениванию тестовых заданий и др. Инструментарий разрабатывается под руководством Консорциума, с участием экспертов ведущих международных организаций и представителей стран-участниц. Тестовые буклеты исследования PISA представляют собой книжки-вопросники, где даны тестовые задания с описанием определенной проблемы, по которой приводится от одного до шести вопросов различного характера и степени трудности. В исследовании PISA используются разные форматы ответов на тестовые вопросы. Ответы на вопросы тестовых заданий могут быть открытого или закрытого типов, в которых требуются собственные суждения тестируемых и умения выразить свою точку зрения, либо выбор ответов в рамках ограниченного ряда возможных вариантов, которые оцениваются как правильные или неправильные.В Казахстане до сегодняшнего дня в оценке учебных достижений обучаемых подобные форматы тестовых заданий не использовались. Например, в промежуточных и итоговых контролях (ВОУД, КТА, ЕНТ и т.д.) используется один формат ответа тестовых заданий: с выбором ответа. Таким образом, отличие исследования PISA от существующих в Казахстане форм внешней оценки учебных достижений обучающихся заключается в их формате ответов.
Где же искать причину неудач казахстанского образования?
В первую очередь у нас нет единой системы подготовки учащихся организаций образования к подобного рода испытаниям, а потому на местах никто не принимает никаких усилий, чтобы достичь результатов признанных во всем мире. А если и принимают, то эти меры неэффективны.
Во-вторых, содержание образования Казахстана не соответствует представлениям мирового сообщества, то есть обучение и воспитание не приносит значимых эффектов, как для личности, так и для государства.
В-третьих, школы Казахстана не автономны, соответственно снижена рефлексия педагогических коллективов, управленцев на любые результаты оценки их деятельности. Это условие будет сдерживать развитие школьных систем образования ещё многие годы, даже тогда, когда будет предоставлена самостоятельность организациям образования: мы просто не умеем так работать. Не определена автономность организаций и в результатах исследования, при этом республика Казахстан обладает ресурсами, обеспечивающие выделение результатов школ из общих показателей.
Следующая причина – это отсутствие отчетности работы системы образования перед обществом.
И последнее – из-за отсутствия полноценной национальной системы оценки качества образования нет направленной помощи отстающим регионам и организациям образования. 
А что же делать педагогам в школах? 
Учителям, на данный момент, важно разобраться в сложной действительности этих задач и разложить их реализацию в относительно простую сетку повседневной деятельности, обеспечивающей в первую очередь собственное развитие педагогического мастерства.
В соответствии с приоритетным направлением данного исследования значительную часть составили задания, направленные на определение уровня математической грамотности 15-летних обучающихся (62%). Задания читательской грамотности и естественнонаучной компетентности составили 17% и 21%. Оценочная технология PISA включает тестовые буклеты 15-летних участников исследования. Для получения фоновой информации предложены анкеты для учащихся и администрации организаций образования. На выполнение тестовых заданий каждого буклета отводится 120 минут. Перед началом тестирования участник исследования имеет возможность выполнить тренировочное задание в соответствии с Инструкцией согласно технологии проведения международного экзамена. Тестовые задания исследования направлены на предоставление участниками проекта как кратких, так и свободно-конструируемых ответов. Вопросы с вариантами ответов заданий составили незначительную часть международного теста.
Формат каждого задания включает текст, а также таблицы, диаграммы, графики, карты, рекламные буклеты, различные инструкции. При этом тематические тестовые задания сопровождаются от 3-х до 6-и вопросами разного уровня сложности. Вопросы направлены на оценку способности школьников понять проблему, тем или иным образом связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, и решить ее, используя не только знания той или иной предметной области, но и информацию из различных источников. По завершению работы над тестом, каждый участник должен заполнить в течение 30 минут анкету респондента. Это вопросы о школе (удовлетворенность обучением и условиями пребывания), семье (помощь родителей, социальное положение) и личных интересах (отношение к предмету, мотивация к обучению и др.). В анкетном опросе также участвуют и руководители организаций образования (материально-техническое оснащение школы, кадровый потенциал, организация учебного процесса, взаимодействие с родительской общественностью и др.)
2. Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
При этом окончательное решение во многих случаях принимается с учетом общественно-политических или экономических условий.
Естественнонаучные знания и умения, овладение формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений: выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты), в жизни человека как члена какого-либо коллектива или общества (например, определение места электростанции относительно города) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления). Среди общих целей школьного курса физики выделим те, которые для естественнонаучных умений являются наиболее значимыми:
освоение системы знаний о современной картине мира, в основе которой лежат фундаментальные законы и принципы;
ознакомление с наиболее важными открытиями в области физики;
углубление представлений о физических методах познания природы для приобретения умений применять их в практической жизни, устанавливать достоверность фактов путем наблюдений, измерений и обработки полученных данных;
овладение умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений; практического использования физических знаний в повседневной жизни и т.д.;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями;
приобретение компетентности в использовании физических знаний и умений при решении жизненных проблем и практических задач.
Практическая реализация заданий по физике при формировании естественнонаучной грамотности
Решение физических задач. Особую роль, для формирования естественнонаучных умений, играют промежуточные вопросы и задания в ходе изучения каждой темы, задача которых не только получить формальную оценку знаний обучаемого, а также углубить понимание сути физического явления. С этой целью по вопросам и заданиям организуется диалог с учеником, в ходе которого обучаемый получает дополнительные сведения и глубже усваивает материал.
Можно использовать как итоговый по темам, определяя уровень учащегося по усвоению основных естественнонаучных умений и овладению навыкам решения физических задач разного уровня сложности.
Можно сконцентрировать внимание на умении решать разного уровня сложности-ступени задачи, включая задачи из практики и техники.
Урокам решения задач нужно уделять особое внимание, так как умение решать задачи показывает, как усвоено изучаемое понятие на уровне применения, повышает жизненную значимость знаний. В зависимости от содержания учебного материала и подготовленности учащихся применяю разные формы организации таких уроков, но всегда тщательно отбираю из разнообразных источников практический материал. Важно, чтобы система заданий отвечала принципу развивающего обучения, способствовала формированию положительных мотивов учения. На “выходе” всегда предлагается дифференцированные по сложности задания, решение которых требует от учащихся различного характера познавательной деятельности – от подражательно-репродуктивной до творческой, при этом право выбора задач для решения оставляю за учащимися.Практическая реализация заданий по физике с целью формирования естественнонаучных умений
Примеры заданий для оценки планируемого результата планируемый результат: распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений. Умения, характеризующие достижение планируемого результата: Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления. Объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.
Умение: распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам.
Задание базового уровня
310515289560На рисунке изображено образование тени и полутени от протяженного источника света.
Образование тени и полутени обусловлено явлением
1) преломления света на границе предмета
2) отражения света от экрана
3) дисперсии света при попадании на экран
4) прямолинейного распространения света
Ответ: 4
Умение: различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления.
Задание базового уровня
На рисунке изображены шарик на пружине, шарик на нити и камертон, совершающие свободные колебательные движения.

Какое из перечисленных ниже свойств характеризуют отличие свободных колебаний от других видов механического движения. 1) Изменение положения тела в пространстве с течением времени.
2) Наличие положения равновесия.
3) Изменение скорости тела только под действием внешней силы.
4) Равномерное прямолинейное движение при условии, что равнодействующая сила равна нулю.
Ответ: 2
Задание повышенного уровня
При помощи спектроскопа наблюдали спектр, представленный на рисунке.

Каким образом могли быть получены темные линии, указанные на рисунке стрелками? Ответ:
Образец возможного ответа: свет от источника, дающего сплошной спектр излучения был пропущен через холодный разреженный газ. Темные линии представляют собой линейчатый спектр поглощения данного газа. Критерий достижения планируемого результата – приведено верное обоснование с указанием 1) на явление поглощения света и 2) на то, что вид спектра соответствует разреженному газу. 2 балла ставится, если приведено оба элемента верного ответа. 1 балл – если приведен только один элемент ответа. 0 баллов, если ответ неверный или отсутствует. Умение: объяснять (находить объяснение) на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.
Задание базового уровня
На рисунке изображён опыт по нагреванию стеклянной пробирки с -3810206375воздухом. Часть пробирки над пламенем сильно нагревается, однако палец не ощущает существенного повышения температуры. Это происходи потому, что стекло быстро охлаждается за счет конвекции внешнего воздуха стекло и воздух в пробирке обладают низкой теплопроводностью спирт при горении выделяет незначительное количество тепла, которое быстро рассеивается в пространстве молекулы воздуха в пробирке под действием тепла разлагаются на атомы и воздух остывает.
Ответ: 2
Задание повышенного уровня
Мама старательно расчесывала волосы маленькому Дениске. -3810201295
Объясните, почему волосы Дениски после расчесывания «встали дыбом»? (см. фотографию).
Ответ: ____________________________ ______
Образец возможного ответа: Под действием расчески волосы наэлектризовались. Причем волоски приобрели одинаковый заряд. Поскольку одноименно заряженные тела отталкиваются, то и одноименно заряженные волоски отталкиваются друг от друга и «встают дыбом».
Критерий достижения планируемого результата – приведено верное объяснение с указанием на явление электризации и отталкивание одноименно заряженных тел – 2 балла. Приведено объяснение, но в нем не отражено, что волоски приобретают заряд одного знака - 1 балл. Другие ответы или ответ отсутствует – 0 баллов.
Примеры заданий, использующие различные способы представления информации
Ниже приведено шесть примеров заданий, в которых используются различные способы представления информации:
Пример 1 – график зависимости физических величин, несущий дополнительную информацию;
Пример 2 – табличные данные, несущие дополнительную информацию;
Пример 3 – схематичный рисунок;
Пример 4 – схема с использованием условных обозначений элементов
Пример 1
На рисунке приведен график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре. На каком из графиков правильно показан процесс изменения энергии магнитного поля катушки?


Пример 2 В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора с течением времени в колебательном контуре, подключенном к источнику переменного тока.

При какой индуктивности катушки в контуре наступит резонанс, если емкость конденсатора равна 50 пФ?
47,6*103Гн 2) 31Гн 3) 3,2 *10-2Гн 4) 8*10-3Гн
Пример 3
Постоянный магнит вносят в катушку, замкнутую на гальванометр (см. рисунок).
Если выносить магнит из катушки с большей скоростью, то показания гальванометра будут примерно соответствовать рисунку


Пример 4 Если ползунок реостата (см. схему) переместить влево, то сила тока
1524044451) в резисторе R1 уменьшится, а в резисторе R2 увеличится
2) в резисторе R1 увеличится, а в резисторе R2 уменьшится
3) увеличится в обоих резисторах
4) уменьшится в обоих резисторах
Примеры заданий для оценки овладения межпредметными понятиями на основе предметов естественнонаучного цикла
Проверяемые элементы содержания: виды энергии
Пример 1
На рисунке изображен фрагмент строения уха человека. Звук воспринимается барабанной перепонкой и посредством молоточка и наковальни передается стремечку. Какой вид энергии обеспечивает передачу сигнала от барабанной перепонки до стремечка?

1) электрическая энергия 2) тепловая энергия
3) химическая энергия 4) механическая энергия
Ответ: 4
Пример 2
18669038735В отличие от пресмыкающихся, птицы и млекопитающие распространены во всех широтах, включая северные. Это связано с тем, что они поглощают световую энергию выделяют много тепловой энергии потребляют электрическую энергию производят механическую энергию
1) электрическая энергия 2) тепловая энергия
3) химическая энергия 4) механическая энергия
ответ 2
Пример 3
6724654445В автомобильных аккумуляторах электрическая энергия вырабатывается в результате процессов, протекающих между свинцом и его соединениями в растворе серной кислоты. В аккумуляторе для получения электроэнергии используется
1) кинетическая энергия движущихся заряженных частиц (ионов и электронов)
2) химическая энергия, выделяющаяся в результате окислительных процессов
3) тепловая энергия работающего двигателя автомобиля
4) внутренняя энергия взаимодействия молекул топлива с кислородом
Ответ: 2
Проверяемые элементы содержания: преобразование энергии

Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов. Содержание школьного курса физики любого уровня должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения и ознакомление учащихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства, техники и бытового окружения человека. Именно на уроках физики дети должны узнать о физических процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление. Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. В данном случае речь идет о заданиях, способствующих обучению учащихся работе и обучению их умению применять свои знания и умения на практике
Литература
Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA Астана: НЦОСО,2013-
Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК 5.04.019 -2011. Астана, 2011.
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие. Астана 2013 г.
4. Методическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях введения ФГОС./М.Ю. Демидова, Москва 2014 г.
5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9 класс) / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект – Центр, 2006.