Педагогический мониторинг как инструмент оценки качества образовательного процесса в ДОУ


Слайд №1 Педагогический мониторинг как условие оценки качества
реализации программы в детском саду
Уже длительное время в российском дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества.
К сожалению, эти изменения не всегда проводятся продуманно и последовательно. Нет практики сопровождения принятых нормативных документов подзаконными актами или методическими рекомендациями и пояснениями, поэтому практические работники дошкольного образования часто испытывают серьезные затруднения в осуществлении профессиональной деятельности при очередном изменении нормативно-законодательной базы. Так получилось и в ситуации принятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, появились новые проблемы в дошкольной образовательной организации. Одна из таких проблем: надо ли педагогам ДОУ проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя? 
Интерпретации текста стандарта управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа.
Слайд 2. Попробуем разобраться, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!» Анализ начнем с момента появления первых законодательных документов, в которых упоминается о мониторинге.Впервые законодательно обосновывается необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения в связи с появлением Национального стандарта РФ, дата вступления в силу с 1 июня 2007 года. В этом документе обоснована необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения, описаны элементы этой системы: направления деятельности, подвергающиеся регулярной экспертизе, субъекты, принимающие участие в оценочных процедурах, методы, позволяющие получить наиболее полную информацию об объекте изучения.
Положения Национального стандарта были учтены при создании Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р), где особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, важность обеспечения условий для создания и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех его уровнях и обеспечение условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятся федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В документе говорится о необходимости создания системы оценки достижения детьми планируемых результатов, и раскрываются требования к этой системе (комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, выявление динамики достижений детей, описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга). Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что и стали делать педагоги детских садов (поначалу с большим трудом, потому что такого опыта в практике дошкольного дела в России не было). За три года реализации ФГТ педагогам стало немного понятнее, зачем и как проводить мониторинг.
Слайд 3. Но был принят ФГОС ДО, и проблемы начались снова. Противоречивость текста стандарта о педагогическом мониторинге привела к разному пониманию необходимости проведения мониторинга в ДОУ. Так, с одной стороны в Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4); что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);  2) оптимизации работы с группой детей. Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга. С другой стороны, есть и такие абзацы: «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников <…> Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).  Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.
Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценивает вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав? Предлагаем продолжить анализ нормативных документов.
Слайд 4. Еще раз обратимся к тексту ФГОС, внимательно прочтем его разделы… И заметим, как много раз повторяются фразы о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации («построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей», «…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», «учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей», «ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывающего социальную ситуацию его развития», «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…). Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно! Слайд 5. Заметим, что запрет высказан в отношении мониторинга целевых ориентиров, но они необходимы как основа для конкретизации планируемых результатов освоения Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей в каждом конкретном ДОУ. Поэтому мониторинг достижения планируемых результатов освоения образовательной программы возможен и даже необходим, поскольку его результаты будут служить основанием для самооценки профессиональной деятельности педагогического коллектива, выделения достижений и проблем, требующих решения, помогут определить пути совершенствования образовательного процесса в детском саду.
Слайд 6.  Продолжим анализ нормативных документов. Самый важный документ в образовании – Закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 1 января 2013 г., помогает прояснить ситуацию. В тексте этого документа интересующий нас предмет (мониторинг) упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 44, 47, 89, 97], Так, в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность»[7, c.9].
Слайд7. Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п.1.13; c. 8 п.1.11 и др.]. Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации, проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования [7, c. 28 п. 3.13]. Определена необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня – от федерального до локального (образовательная организация). Особо оговаривается, что для педагогов локальными актами учреждения должно быть отведено специальное время для проведения диагностики (мониторинга), должна быть обеспечена информационная открытость образовательных организаций, в т.ч. результатов самообследования.  Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ! 
Слайд 8. Образовательный мониторинг направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы, на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы, а также на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО).
Освоение процедуры мониторинга педагогическими работниками – залог повышения качества образовательной деятельности детского сада.