ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ КРО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ КРО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Категория детей с трудностями в обучении, по мнению многих авторов, одна из самых многочисленных и неоднородных по своему составу. Традиционно к категории учащихся с трудностями в обучении относят детей, испытывающих «в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, речи, двигательной сферы» (В. И. Лубовский, 1994). Основную *•
массу детей указанной категории составляют дети, выделенные в специальной психологии и коррекционной педагогике в самостоятельную типологическую группу, определяемую как «дети с задержкой психического развития» (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский и др.).
Для них в общеобразовательных школах с 1994 г. создаются классы коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. - специальные (коррекционные) классы VII вида). В соответствии с данными исследования консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО (3. М. Дунаева), проводимого в рамках мониторингового изучения состава классов коррекционно-развивающего обучения, около 80 % обучающихся составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) различной этиологии.Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении, в том числе с задержкой психического развития различной этиологии, направляемых по рекомендациям и заключениям
психолого-медикр-педагогической консультации муниципалитета округа (ПМПК), т. е. так же, как ранее комплектовались классы выравнивания. Отличие классов КРО от классов выравнивания состоит в том, что в общеобразовательных учреждениях создается целостная система, обеспечивающая оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Система коррекционно-развивающего обучения - это «форма дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе» (С. Г. Шевченко, 1999, с. 66). Реализуя дифференцированный подход к целям, содержанию, срокам освоения программного материала, обеспечивая активную дифференцированную помощь специалистов, система кор- рекционно-развивающего обучения создает условия для интеграции детей с задержкой психического развития в среду массовой школы.
В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности. Реализация этих направлений учреждениями с классами КРО становится возможной, если в процессе обучения детей с ЗПР осуществляется активная дифференцированная помощь специалистов, происходит комплексное психо- лого-педагогическое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка. Коррекционно-развивающее обучение выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентировано на каждого ребенка, направлено на обеспечение успешности и качества усвоения знаний, общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач (мотивационно-ценностных, общеобразовательных и коррекционных) на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов (С. Г. Шевченко, 2001).
Результативность работы системы достигается в условиях комплексного подхода к проблемам ребенка. Этим целям служит диагностико-консультативное направление работы, которое органично включается во все основные направления деятельности системы КРО (учебно-воспитательное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое), тем самым приобретая особую значимость. Данное направление реализуется посредством включения в учебно-воспитательный процесс специалистов различного профиля: социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников. В связи с этим «школа не превращается в специальное (коррекционное) учреждение, а остается общеобразовательным учреждением”^ гибкой адаптивной системой организации деятельности, обеспечивающей реализацию идеи индивидуализации обучения» (С. Г. Шевченко, 1999).
В своей деятельности специалисты исходят из особенностей и своеобразия вариантов развития детей с трудностями в обучении, что и обусловливает содержание работы специалистов, в которой приоритетным является комплексный подход. Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и определить причины их появления, взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга, а также наметить наиболее эффективные пути их коррекции. При этом важны не только объем и содержание коррекционного воздействия на ребенка, но и вопросы взаимодействия специалистов в планировании и реализации коррекционных программ.
В общеобразовательном учреждении создается психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) с целью оказания
специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителя и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.Среди основных задач школьного психолого-медико-педа- гогического консилиума в системе КТО выделяются (С. Г. Шевченко, 1999):
1.Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:-диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);
-диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;
-эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу и словесному указанию педагога).
2.Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефектологическое) обучающихся в классах КРО.3.Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.
4.Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом, их согласование с учебными программами.
5.Анализ успешности усвоения учебного материала.
6.Диагностическое психолого-педагогическое изучение учащихся.
7.Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся на массовые формы обучения.
8.Разработка рекомендаций педагогу и родителям по пси- холого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.
Таким образом, основной целью деятельности консилиума является оказание своевременной специализированной помощи учащимся путем осуществления комплексности в диагностикоконсультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей ребенка.
Исходя из цели и задач работы школьного ПМПк в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы: диагностическое, коррекционное, просветительское, профилактическое, консультативное, организационное. Основными ее формами являются: индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка и участие в заседаниях школьного ПМПк.
Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
1)Многоуровневую диагностику развития ребенка.
2)Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.
3)Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.
4)Организация развивающего пространства - кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты.
В организации работы следует выделить ряд этапов ее построения:
1.Диагностико-консультативный этап.
1.На этом этапе происходит встреча с учителем и родителями ребенка для составления общей картины учебной деятельности в классе. Специалисты также наблюдают за учащимся на уроке и на переменах для сбора информации о том, как он реагирует на учебный процесс, включен ли в урок, насколько сконцентрирован на задании, есть ли истощаемость и т. д. Наблюдения на переменах позволяют определить, насколько ребенок адаптировался к детскому коллективу. Беседы с учителем и родителями дополняют сведения о школьнике, помогают обозначить его проблемы и трудности, невыявленные в процессе наблюдения, представить более полную картину. Кроме того, встреча с родителями дает возможность помочь им справиться с трудными ситуациями в воспитании и способствует лучшему пониманию проблем ребенка.
1.2Проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность); логопед (речевая деятельность); психолог (познавательная деятельность и эмоционально-лич- ностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося (см. Приложение).
1.3Далее следует повторная консультативная встреча с родителями и учителем с целью доведения до их сведений результатов диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы, включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ развития ребенка.
2.Организационно-методический этап.
Проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составления индивидуальных комплексных программ развития. Ориентировочный срок проведения консилиума.
6.Диагностическое психолого-педагогическое изучение учащихся.
7.Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся на массовые формы обучения.
8.Разработка рекомендаций педагогу и родителям по пси- холого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.
Таким образом, основной целью деятельности консилиума является оказание своевременной специализированной помощи учащимся путем осуществления комплексности в диагностикоконсультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей ребенка.
Исходя из цели и задач работы школьного ПМПк в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы: диагностическое, коррекционное, просветительское, профилактическое, консультативное, организационное. Основными ее формами являются: индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка и участие в заседаниях школьного ПМПк.
Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
1)Многоуровневую диагностику развития ребенка.
2)Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.
3)Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.
4)Организация развивающего пространства - кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты.
В организации работы следует выделить ряд этапов ее построения:
1.Диагностико-консультативный этап.1.1На этом этапе происходит встреча с учителем и родителями ребенка для составления общей картины учебной деятельности в классе. Специалисты также наблюдают за учащимся на уроке и на переменах для сбора информации о том, как он реагирует на учебный процесс, включен ли в урок, насколько сконцентрирован на задании, есть ли истощаемость и т. д. Наблюдения на переменах позволяют определить, насколько ребенок адаптировался к детскому коллективу. Беседы с учителем и родителями дополняют сведения о школьнике, помогают обозначить его проблемы и трудности, невыявленные в процессе наблюдения, представить более полную картину. Кроме того, встреча с родителями дает возможность помочь им справиться с трудными ситуациями в воспитании и способствует лучшему пониманию проблем ребенка.
1.2Проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность); логопед (речевая деятельность); психолог (познавательная деятельность и эмоционально-лич- ностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося (см. Приложение).
1.3Далее следует повторная консультативная встреча с родителями и учителем с целью доведения до их сведений результатов диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы, включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ развития ребенка.
2.Организационно-методический этап.Проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составления индивидуальных комплексных программ развития. Ориентировочный срок проведения консилиума - сентябрь-октябрь. В составе консилиума принимают участие: замдиректора по учебно-воспитательной работе - руководитель консилиума, психолог, дефектолог, логопед, врач- психиатр, учитель (классный руководитель), социальный педагог. Обсуждение строится на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребенка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребенка. В данном случае могут разрабатываться различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае. Так, с ребенком могут работать сразу несколько специалистов, или один из специалистов подготавливает базу для работы другого: например, психолог проводит поведенческую коррекцию, подготавливая ребенка для работы в группе дефектолога.
3.Коррекционно-развивающий этап.
На данном этапе, учитывая учебную нагрузку и особенности детей классов КРО, организуется коррекционно-развивающая работа специалистов с нуждающимися учащимися. При этом важно не перегрузить ребенка, сформировать положительную мотивацию на совместную деятельность, учитывать индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения. В работе специалистов можно выделить следующие направления коррекционной работы: коррекционная работа с эмоционально-волевой сферой ребенка, коррекционная работа с познавательной сферой ребенка, коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков, коррекционная работа с речевыми нарушениями.
Формами ее проведения являются:
1)Индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете. Кабинет оснащается всем необходимым
для игровой и песочной психокоррекции, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка (песочница, игрушки, краски, глина, скульптурный пластилин, природные материалы и др.).
2)Групповые интегративные занятия. В целях адаптации' учащихся коррекционных классов к условиям общеобразовательной школы формируются группы совместно с детьми из обычных классов, в основу комплектования которых выбирается психологическая проблематика. Группы небольшие, по 4-5 человек.
3)Занятия-путешествия (групповые игры, где обычно задействована школа, учителя, администрация, с которыми группа детей вступает во взаимодействие; решение задачи социализации и интеграции этих детей в существующую социальную ситуацию развития, формирование навыков помощи друг другу).
4)Поддерживающие занятия (занятия направлены на адаптацию ребенка к новым условиям развития - переходные этапы: первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.
5)Социальные игры: специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет» и др.).
6)Занятия-тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т. д.).
7)Постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать и написать все что хотят.
8)Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом.
4,Контрольный этап.
Предполагает проведение текущей диагностики и промежуточных консилиумов с целью отслеживания динамики развития
наиболее сложных детей. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития отдельных учащихся, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.
Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.
5. Итоговый этап.
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.
Следует отметить, что любая работа специалистов строится на основе постоянного взаимодействия с учителем и родителями, которым даются рекомендации, проводятся консультативные встречи по различным вопросам, вызывающим трудности. Формы работы: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.
По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:
1.Протоколы заседаний консилиума.
2.Протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста).
3.Представления на учащихся.
4.Карта динамического развития ребенка (содержит представления, выписку из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий и работы ребенка, программу комплексного развития).
Таким образом, специалистами осуществляется сопровождение обучения детей классов КРО общеобразовательной школы, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребенок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает взаимодействие в коррекционной работе других членов школьного ПМПк.