Сообщение на тему Основные направления психолого — медико — педагогического консилиума в коррекционной школе

Основные направления
психолого – медико - педагогического консилиума в коррекционной школе

Для выработки единой стратегии, комплексного подхода к ребёнку в ГКОУ школе – интернате VIII вида № 16 создана психого-медико-педагогическая служба, которая оказывает помощь и поддержку ребенку, семье и педагогическому коллективу в решении задач развития, обучения, воспитания.
Создание службы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет систематизировать, регулировать и согласовывать коррекционные, развивающие,  образовательные и оздоровительные задачи. Такой подход оправдан и необходим, т.к. позволяет осуществить максимальную коррекцию имеющихся нарушений в состоянии здоровья и развития детей.
Вся   деятельность   ШПМП консилиума в условиях школы - интерната направлена на оказание действенной помощи всем субъектам образовательно-коррекционного процесса, но самое главное - это первая помощь ребёнку в условиях коррекционного образовательного учреждения. . Главной задачей школьного консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного и медико-педагогического сопровождения воспитанников.
Основными направлениями работы ПМПк являются:
Диагностико познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности, физического здоровья обучающихся.
Аналитическая работа.
Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
Консультативная работа с педагогами, обучающимися и родителями.
Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Консилиум работает по плану, установленному на один учебный год. Свою деятельность консилиум осуществляет во взаимодействии с медицинской, логопедической и психологической службами, методическими объединениями специалистов, педагогическим советом  и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.

Принцип командной работы специалистов различного профиля в рамках школьного консилиума чрезвычайно важен.
В течение первых двух недель учебного года специалистами школы проводится изучение у каждого ребёнка запаса сведений об окружающем мире, Изучение «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка , выявляются речевые дефекты, особенности устной и письменной речи (на основании этого комплектование логопедических групп ), отмечаются особенности их психологических и личностных возможностей.
(формируются группы для занятий с психологом),выявляется положение ребёнка в семье, участие родителей в воспитании и развитии ребёнка (внимание социального педагога к семьям вновь прибывших детей, списки сирот, опекаемых, работа с родителями, выявление жилищных условий семьи). Отслеживание уровня адаптации обучающихся к новым условиям, требованиям школы.
Результаты комплексного изучения воспитанников отражаются в представлениях специалистов
Учитель и воспитатель тоже наблюдают за учеником, затем представляют на консилиум характеристику, в которой раскрывают индивидуальные особенности ребёнка как в учебное время, так и во внеурочное. Врач – психиатр помогает разобраться в структуре дефекта и его причинах, а также указывает на сопутствующие синдромы. После такой глобальной диагностической работы на заседании консилиума дается коллегиальное заключение с рекомендациями о необходимом образовательном маршруте, медицинской помощи для каждого воспитанника. А также мы прилагаем план коррекционно – развивающей работы, назначаем сопровождающего педагога. На каждого обучающегося заводится дневник динамического наблюдения. , индивидальная карта сопровождения, опираясь на эти документы легко увидеть динамику развития и мониторинг усвоения знаний обучающимися.
Общую    стратегию   деятельности    консилиума   представляем в  следующей последовательности:
- запрос  на  обследование  ребенка  на консилиум;
- обследование  специалистами;
- определение  образовательного  маршрута  и  необходимой коррекционной  помощи  (коллегиальное  проведение  консилиума);
- согласование  деятельности  различных  специалистов  по  коррекционно-развивающей  работе;
- создание  индивидуальных  программ  психолого-педагогического  сопровождения;
- реализация рекомендаций  консилиума (индивидуальная и групповая коррекционная работа);
- проведение  оценки  эффективности  коррекционно-развивающей  работы  (динамическое  и  типовое)  наблюдение  с  выходом  на  консилиум.
Плановые ШПМПк проводятся не реже 1 раза в квартал.
Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
определение путей психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые ШПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребёнком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей ребёнка. Поводом для внепланового ШПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребёнка.
Задачами внепланового ПМПк являются:

· решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

· изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.


Работа ШПМПк ведется в тесной взаимосвязи с ГПМПК, 2 специалиста школы входят в состав городской комиссии, что позволяет положительно решать многие вопросы в пользу обучающегося.


Таким образом, школьный ПМП(к) является ценным инструментом, осуществляющим комплексное, целостное и системное изучение ребёнка, которое позволяет составить план
индивидуального коррекционного развития и подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода к каждому воспитаннику.



15