Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «От ступеньки дома до крыши вселенной»

Программа дополнительного образования
«От ступеньки дома до крыши вселенной»
Автор: воспитатель МДОУ «Ергачинский детский сад» Чусовлянкина Е.Т.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «От ступеньки дома до крыши вселенной» направлена на патриотическое развитие старших дошкольников, на воспитание любви и бережного отношения к Отечеству. В процессе реализации программы у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Данная программа рассчитана на поэтапное развитие чувства гражданственности у дошкольников, которое начинается с привязанности к своему селу и продолжается верностью своей Родине. Таким образом, на первом этапе детям сообщается информация об их поселке, улице, где они проживают, где находится их детский сад, о городах, которые находятся рядом. Вместе с родителями проводятся экскурсии по поселку и близлежащим городам, составляются альбомы «Дорога от дома до детского сада», карта поселка, макеты «Наш поселок», «Продукция нашего завода» и др. на данном этапе реализации программы детям необходимы для наглядного изучения карта Пермского края, буклеты о Кунгуре и Перми.
Воспитание гражданственности по отношению к своей стране, опирается на информацию, которую сообщают детям в процессе реализации проекта «Моя Родина - Россия». Совместно с родителями дети изготавливают макеты «Уголок нашей страны» и представляют его на вечере чтецов стихов о России. Необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является знание названия столицы нашей Родины, ее достопримечательностей, и символики.
Воспитывая любовь к Родине важно не забыть познакомить детей с людьми, которые прославили наш поселок, край, нашу страну, которые встали на защиту своей Родины. Поэтому, знакомя дошкольников с историей возникновения праздников «День победы» и «День защитника Отечества», следует пополнять предметно – развивающую среду группы фотографиями, альбомами, буклетами, историческими книгами о великой Отечественной и гражданской войнах.
При ознакомлении дошкольников с планетой, на которой мы живем, с разными климатическими зонами необходимо учесть воспитание чувства толерантности дошкольников к людям других национальностей. Более удобными формами решения этой задачи считаю этические беседы, подвижные игры жителей народов разных стран населяющих нашу планету, в которых отражается культура, быт, национальные занятия и.т.д., чтение народных сказок и художественных произведений, как в детском саду, так и в домашних условиях, разных народов и беседы по содержанию произведений.
Нельзя пренебречь ролью проектной деятельности в организации содержательного развития дошкольников. Содержание программы дополнительного образования «От ступеньки дома до крыши вселенной» включило несколько социально значимых проектов, как для детей, так и для родителей. Проектная деятельность позволяет родителям расширить возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваться к их мнению; вовлечься не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.
Проект «Сказки Кунгурской ледяной пещеры» направлен на развитие любви к родному краю старших дошкольников, так как предполагает расширение запаса знаний детей о достопримечательностях родного края, и формирование желание беречь богатство нашей страны.
Проект «Моя родина - Россия» формирует навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяет запас знаний о своей Родине, ее культуре, традициях и истории возникновения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников. В рамках реализации проекта «Моя Родина - Россия», с детьми решали вопрос «как и когда, возникла Русь?» Совместно с детьми изучали энциклопедии, составляли книгу «Я живу в России», в которую вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. Затем на творческих вечерах совместно с родителями изготавливали макеты «Уголок родной страны». Совместное изготовление макетов направлено на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах: о природно-климатических зонах нашей страны. Важную роль в развитии толерантности, терпимость одного народа к другому, в воспитании уважения к сверстникам и взрослым играет чтение доступных для детей этого возраста текстов художественных произведений, рассказывание им сказок и других произведений устного творчества народов разных национальностей населяющих нашу страну. Проводили с детьми вечера литературного чтения, викторины и сказочные путешествия по произведениям народов разных национальностей, что также способствовало развитию интереса дошкольников к культуре и традициям народов, населяющим Россию. Данный проект целесообразно использовать для развития толерантности и патриотизма старших дошкольников.
Проект «Жилища народов разных стран», способствовал решению вопросов «из чего люди строят дома?». Совместно с детьми изучали энциклопедии, составляли книгу «Дома разные нужны, дома разные важны», в которую вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. На творческих вечерах совместно с родителями изготавливали макеты жилищ народов разных стран. Совместное изготовление макетов направлено на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах: расширение представлений о целесообразности создания человеком жилища для удовлетворения собственных потребностей. Издревле известно, что игры существовали у всех народов и во все времена, а различия в характере народов неизбежно привносят определенный и порой достаточно выраженный оттенок в игры. Характер народа также определенным образом сказывается на детских играх, «отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вследствие того с большею свободою для проявления своего национального характера». В старину было особенно много игрищ, праздников и обрядов с оттенками языческого культа, зрителями которых были и дети; по мере взросления дети приобщались к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Яркий отпечаток на направленность и характер детских игр накладывают и сезонно-климатические условия. Так, резко различаются игры народов, проживающих в южных и северных странах. Игра, как и другие виды человеческой деятельности, не возникает спонтанно, сама собой, а передается ребенку людьми, которые уже умеют играть. Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в уже существующий «мир» игры, в мир играющих людей. Способы игрового поведения транслируются детям через взрослых родителей, ближайших родственников или педагогов, которые выступают посредниками между детьми и нормами игры. В то же время, продолжает это интересное и весьма обоснованное наблюдение Е.А.Покровского, современный исследователь игры С.А. Шмаков считал, что игры помогают народам хранить и развивать свои наиболее привлекательные черты характера, а также устанавливать посредством игр связь между поколениями. Таким образом, находясь в тесной связи с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом.
Разработали картотеку народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы.
Блок «Мой Ергач»
Тема №1. «Среди гор в долине Ергач лежит старинный»:
представление о том, как выдиралось название поселка;
Знание истории возникновения поселка.
Составление индивидуальных и коллективных рассказов, используя личный опыт и логическое мышление.
Представление о карте Ергача, его месторасположении. Интерес к зарождению, развитию и становлению Ергача.
Тема №2. Достопримечательности Ергача
Представления об архитектурных постройках поселка (вокзал, 100-летний дом, памятник победителям в Великой Отечественной войне, мечеть). Представление о разнообразии строений и их использовании людьми. Конкретные представления о рукотворных достопримечательностях нашего поселка.
Тема №3. Водоемы Ергача
Представление о том, что на территории Ергача расположено несколько водоемов – отдельных экологических зон. Установление причинно-следственных связей, от названия озера к месту его расположения (Школьное озеро, расположено возле школы). Наблюдение за жизнью перелетных уток на водоеме в разное время года. Определение роли водоемов в жизни Ергачинцев. Знание что по территории протекает река Бабка.
Тема №4. Природные ископаемые Ергача
Представления о природных ископаемых поселка (гипс, ангидрит, глина, песок), их добывание в промышленном и бытовом масштабе и использование людьми в народных промыслах, на предприятиях, в быту. Знание взаимосвязи труда людей на гипсовом заводе и машин, роль современных машин в облегчении труда, в ускорении его результатов.
Тема №5. Они прославили наш Ергач
Знание о том, что на территории поселка жили и живут люди, которым не безразлична судьба поселка. Знакомство с биографией заслуженного строителя – П.И. Сивковым и почетным шоферов – С.И. Брагиным. Знание о том что на территории поселка живет поэт А.Г. Вековшинин.
Тема №6. Знаменитые люди поселка
Представление о людях, которые внесли свой посильный вклад в развитие Ергача. О заслуженных учителях – Л.П. Юровой и А.Ф. Трясциной.
Тема №7. Улицы нашего поселка
Представление о многообразии улиц на территории поселка Ергач, об истории их названий, расположении, протяженности. О достопримечательностях расположенных на разных улицах, о знаменитых людях проживающих на них.
Тема №8. Важные объекты, – без которых нам не прожить.
Представление о том, что на территории поселка находятся объекты, без которых в современных условиях невозможна жизнь (железнодорожный вокзал, электрические сети, Ергачинский гипсовый завод), о том, что эти предприятия помогают благоустроить нашу жизнь и предоставляют работу для родителей воспитанников.
Тема №9. Праздники на Ергаче
Представление о праздниках, которые справляют только на Ергаче (день поселка, день рождения завода, праздник огурца), интерес к истории и традициям своего поселка, который населяют люди русской и татарской национальностей.
Тема №10. Природа родного поселка
Представление о многообразии животного и растительного мира Ергача. Конкретные знания о том, почему, так или иначе, названы различные природные объекты нашего поселка (Соколка – соколиная гора – самая высокая гора на Ергаче, где гнездились соколы; пляж «Белая скала» - с пляжа открывается вид на скалу на противоположном берегу реки Бабка и др.). Конкретные представления о природных достопримечательностях нашего поселка.
Тема №11. Литературная викторина «Родной поселок»
Диагностическая викторина по сформированным знаниям и представлениям о родном поселке. Узнавание и называние природных и архитектурных памятников поселка.
Тема № 12. Они защищали Родину
Некоторые знания об ергачинцах защитниках Родины во время Великой отечественной войны. Представления о содержании музея боевой славы. Знание героев ВОВ, которые жили, и живут на территории поселка, встречи с ветеранами (Зуев М.Ф.; Богомолов Н.Ф. и др.). Проявление уважения к людям военной профессии. Организация выпуска семейных листовок поздравлений и семейные газеты посвященных Дню победы.
Блок «Мой Пермский край»
Тема № 1. Города, которые рядом
Первоначальные представления об истории зарождения и развития города Кунгура. Представление о городе Кунгуре как близлежащем городе. Сведения о промыслах Кунгура. Первоначальные знания о достопримечательностях Кунгура. Конкретные представления о Кунгуре как о частичке большой страны Россия, одного из городов Пермского края. Пополнение активного словаря словами «Сылва», «Ирень», «Шаква», «Кунгурка».
Тема № 2. Проект «Сказки кунгурской Ледяной пещеры»
Представление о Кунгурской ледяной пещере как о природном памятнике района. Конкретные представления о некоторых гротах, их истории и традициях их посещения. Конкретизация понятий «грот», «сталактиты», «сталагмиты», «спелеолог». Бережное отношение к памятникам природы.
Тема № 3. Родной Кунгурский район
Конкретные знания о Кунгурском крае. Уточнение название района, в котором проживаем. Знание о лекарственных растениях, растущих на территории Кунгурского района, и способах использования их в народной медицине.
Тема № 4. Главный город Пермского края
Знания детей об истории зарождения и развития города, достопримечательностях, памятниках и промыслах Перми. Представление о Перми как частице огромной страны Россия.
Тема № 5. Прошлое родного края
Представление детей о прошлом и настоящем Пермского края. Установление взаимосвязи между прошлым и настоящим. Некоторые знание о прошлом и настоящем жилищ, орудий труда, быте и культуре народов родного края.
Тема № 6. Знаменитые люди Прикамья
Элементарные представление о людях прославивших свой край в истории его становления. Конкретные сведения о знаменитых людях своего края (В.Н. Татищев, как основатель Перми и Екатеринбурга; Л.И. Кузьмин, В.И. Давыдов, С. Зеленин, А.М. Домнин, Д.Н, Мамин-Сибиряк, П. Бажов и др., как поэты и писатели Пермского края).
Тема № 7. Народы, населяющие наш край
Элементарные представления о людях проживающих на территории края. Знание, узнавание и называние предметов одежды народов разной национальности живущих в нашем краю. Представление о художественной литературе, народных промыслах, прикладном искусстве, песнях, танцах, праздниках народов нашего края.
Тема № 8. Природа Урала
Первоначальные представления о природе родного края. Бережное отношение к природе Урала. Умение узнавать и называть растения, птиц и животных, характерных для нашего края. Представление о пользе лесов. Правила поведения в лесу.
Тема № 9. Природные ископаемые Урала
Интерес к природным богатствам Урала. Упражнения в умении определять по карте некоторые условные и цветовые обозначения. Упражнение на практическом материале узнавать и называть некоторые природные ископаемые Урала и изделия из них. Представления о роли полезных ископаемых в жизни человека. Конкретные представления о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах-помощниках.
Тема № 10. Праздники на Урале
Представления о праздниках народов нашего края, об обычаях, традициях и культуре народов Урала. Познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к своей национальной культуре.
Тема № 11. Родной свой край люби и знай
Представление о родном крае как части России, его географическом расположении, достопримечательностях. Развитие чувства гордости за свой край.
Тема № 12. Игра «Счастливый случай»
Обобщены и систематизированы знания и представления о родном Пермском крае.
Блок «Моя Родина - Россия»
Тема №1. Они защищали Родину
Осознание миротворческой функции русской армии. Представления о судьбах российских солдат в Великой Отечественной войне, вызвать желание использовать полученные знания в патриотических играх. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию текстов. Участие в митинге посвященном «Дню победы». Организация семейного творческого конкурса «День победы» - поделки, коллажи, рисунки. Составление альбомов «Мой папа служил в армии», «Есть такая профессия родину защищать».
Тема №2. История возникновения Руси
Первоначальные знания об истории возникновения Руси. Представления о принадлежности каждого человека к определенной национальности. Совместно с родителями создании альбома «Древняя Русь».
Тема № 3. Наша древняя столица
Представления об истории возникновения Москвы, на месте где когда-то шумели вековые деревья, протекали реки. Знание о том, что основателем столицы был суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий. Некоторые сведения о строительстве Кремля. Создание «Ленты времени». Выпуск семейных газет «Начинается земля как известно от Кремля», «Москва – столица нашей Родины».
Тема № 4. Моя Родина Россия
Представления о географическом месторасположении России, нахождение ее на карте мира. Знание того, что Россия самая большая по протяженности и численности населения страна, самая богатая. Рисование «Уголок России». Путешествие по карте– покажи границы своей страны.
Тема № 5. Праздники на Руси
Представления о принадлежности каждого человека к определенной культуре. Представление дошкольников о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа; познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа. Понимание что во все века праздник – это постоянный элемент человеческой культуры, в их основе лежит богатейший людской опыт, связанный с освоением природы и окружающей среды. Семейные газеты «Русские народные праздники» «Татарские праздники». Организация праздника «Уральские посиделки».
Тема № 6. Символика страны
Первоначальные знания об истории возникновения государственных символов России, о том, что каждый цвет, знак на символах страны что-то обозначает. Пополнение словарного запаса детей словами «Герб», «Гимн», «геральдика». Рассматривание и беседа по иллюстрации флага и герба России и других стран. Прослушивание гимна Российской Федерации. Анкетирование родителей «Что вы знаете о государственных символах».
Тема № 7. Вечер чтецов стихов о России
Представление о многообразии поэтов прославлявших Россию в своих произведениях. Виденье красоты литературного слова в образах России. Организация вечеров литературного чтения стихов о России, заучивание стихов дома.
Тема № 8. Разные климатические зоны нашей страны
Обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах: о природно-климатических зонах нашей страны. Представление о том, что в зависимости от проживания в той или иной климатической зоне меняется быт и содержательная деятельность людей, природный мир, климат, рельеф и т.д. Вечер литературного чтения произведений народов разных национальностей. «Путешествии» по макетам «Разные климатические зоны России». Создание книги «Я живу в России».
Тема № 9. Литературная викторина «Россия – Родина моя»
Диагностическая викторина по сформированным знаниям и представлениям о истории возникновения родной страны, ее геральдике и основных событиях становления страны. Узнавание и называние основных особенностей России в загадках. Выпуск семейных газет «Праздники в России».

Тема № 11. Верования древних славян
Знание содержания мифа об Иисусе Христе, некоторых символов христианской религиозной культуры. Способность к творческому мышлению. Развитие умения анализировать собственные поступки, соотносить с общечеловеческими ценностями и идеалами. Изготовление родителями макета «Христианская церковь». Экскурсия с родителями в храм.
Тема № 12. Как жили люди на Руси.
Представления о России; о том, кто были наши предки, какие народы живут в России, о том, как жили на Руси в старину, познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа. Сотрудничество с родителями: на творческих вечерах создание макета избы, с внесением в него старинных вещей. Организация мини – музея «Игрушки прошлого века».
Тема № 13. Знаменитые люди России
Интерес к России и к людям его населяющим. Знакомство со знаменитыми путешественниками России, которые внесли свой вклад в развитие и процветание страны и всего мира, казачьего атамана Ермака Тимофеевича который способствовал присоединению Сибири к России; открывшими Антарктиду и множество островов в тихом океане (И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский). Создание родителями альбома «Великие люди России» с фотографиями, биографией и наиболее интересными сведениями о человеке страничку которого представляют в альбом.
Блок «Моя планета»
Тема № 1. Все мы жители планеты Земля
Представления об уважении общечеловеческих прав других людей, наличие умений различать точки зрения, отношения, поступать и говорить по-разному в контексте демократических принципов и развития социальной справедливости. Расширение социальных представлений детей и сформированость у них интереса, симпатии и уважительного отношения к традициям и обычаям других народов. Чтение художественной литературы народов разных континентов, игры народов разных национальностей. Сотрудничество с родителями: продуктивная деятельность для создания альбома «Изделия из России любят и ценят во всем мире»; создание игротеки «Так играют дети на другой стороне планеты»
Тема № 2. Природные ископаемые Земли
Представления детей о природных ископаемых Земли (песок, уголь, глина, золото и др.); развитие познавательного интереса детей к экспериментированию с природными материалами. Упражнения в умении определять по карте некоторые условные и цветовые обозначения. Упражнение на практическом материале узнавать и называть некоторые природные ископаемые нашей планеты и изделия из них. Представления о роли полезных ископаемых в жизни человека. Конкретные представления о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах-помощниках. отгадывание загадок о природных ископаемых. Рассказ воспитателя об использовании в промышленности природных ископаемых и рассматривание коллекций.
Тема № 3. О чем рассказывает глобус
Представление детей о планете Земля: о том, что большую ее часть покрывают океаны и моря, посреди океанов находиться суша, это материки их шесть. Знание о том, что Россия со всех сторон окружена государствами, если смотреть на глобус, то видно, что суша раскрашена разными цветами – это горы и равнины. Россия располагается на материке Евразия. Материки со всех сторон окружены водой. Глобус круглый он такой же формы, как и планета, земля на которой мы живем.
Тема № 4. Защитники разных народов
Расширение представления детей о назначении и функциях армии, более полные и точные знания о родах войск существующих в России и других странах (моряках, летчиках, пограничниках). Развитие эмоционально-положительного отношения к войнам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости. Организация игровой деятельности способствующей воспитанию патриотических чувств и уважения к защитникам своей родины. Поиск и заучивание пословиц, стихов о подвигах, солдатах с родителями.
Тема № 5. Много праздников в году
Представления об истории возникновения праздников на Руси. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к своей национальной культуре. Знание того, что в России официально принято только семь государственных праздников (1 января - Новый год, 23 февраля - День защитников Отечества, 8 марта - Международный женский день, 1 мая – праздник весны и труда, 9 мая – День победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства). Остальные праздники являются религиозными и народными. Предоставление информации для родителей об общепринятых государственных и народных праздниках.
Тема № 6. Быт русских людей
Представления о быте русских людей (избе, подворье). Интерес к культуре своего народа. Проявление потребности в получении информации и применение сведений о национальной культуре, через дидактические игры, разучивание пословиц и поговорок в детском саду и дома.
Тема № 7. Путешествие в прошлое жилища
Познавательный интерес к народам разных стран, их жилищам, материалу, из которого построены жилища, и почему они отличаются друг от друга, но все жилища человека относятся к рукотворному миру. Представление о разнообразии жилищ народов мира. Проявление уважения к труду человека. Обогащение знаний детей о жилищах людей в прошлом и настоящем. Воспитание интереса к истории развития цивилизации человека. Создание родителями макета «Дорога времени».
Тема № 8. Удивительное место на Земле
Закрепление представления о том, что наша планета называется «Земля» Углубление знаний детей об истории жилища. Организация игры – путешествия по глобусу, продуктивной деятельности «Моя планета».
Тема № 9. Интеллектуальная игра «По дорогам сказок»
Знание народных сказок некоторых стран. Воспитание уважение к народному творчеству. Ежедневное чтение сказок, как в детском саду так и в домашних условиях, разных народов и беседы по содержанию произведений продуктивная деятельность по понравившимся произведениям. Пополнение альбома «Это мы прочитали».
Тема № 10. Путешествия в разные страны
Интерес и уважение к людям разной национальности, к их деятельности, культуре, быту. Знание того, что люди разных национальностей являются носителями своего национального языка, быта, культуры, традиция и.т.д. Проявление чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли. Благожелательное отношение ко всем народам Земли. Организация беседы по теме «Люди, живущие в разных странах».
Тема № 11. Дома разные нужны, дома разные важны
Знания детей об архитектурных особенностях домов строящихся в разных климатических зонах, в соответствии с промыслами и бытом людей населяющих эту местность. Создание групповой книги, в которую войдут продукты деятельности детей и родителей на тему «Дома разные нужны, дома разные важны», подборка информации для краткого справочника по данной теме, сочинение стихов педагога, родителей и детей о жилищах народов разных стран.
Тема № 12. Спортивный праздник на основе народных игр разных стран.
Обогащение игрового опыта старших дошкольников средствами национальных игр. Знакомства с играми разных народов населяющих нашу планету, в которых отражается культура, быт, национальные занятия и т.д. Ежедневное разучивание игр народов разных национальностей. Изготовление атрибутов к национальным играм родителями.
Тема №13. Презентация жилищ народов разных стран
Развитие творческих и познавательных способностей, расширение кругозора дошкольников изготовление на творческих вечерах и презентация продукта совместной деятельности детей и родителей – макета жилища.
Тема №14. Они сражались за Родину
Элементарные сведения о Великой Отечественной войне. Представления о защитниках отечества, о функциях армии. Проявление чувства гордости и уважения к ветеранам ВОВ, вызвать желание использовать полученные знания в своих играх. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию текстов. Участие в митинге посвященном «Дню победы». Встречи с ветеранами, организация праздника для победителей.
Тема № 15. Наша голубая планета
Любознательность и интерес к процессам, происходящим на земле. Поисково-исследовательская деятельность: с помощью опыта определить, как Земля вращается вокруг своей оси; годовое вращение нашей планеты вокруг солнца; почему на Земле происходит смена дня и ночи. Представления о главных географических понятиях – направлениях (восток, север, юг, запад), элементарное осмысление основных понятий и расширение словарного запаса дошкольников словами: ось Земли, экватор, полюса.






Заголовок 1 Заголовок 215