Открытый урок в Зарисовка каркаса куба


План-конспект урока по рисунку в 4 классе.
Тема:
Зарисовка каркаса куба в двух уровнях относительно линии горизонта
Вид занятия: рисование с натуры
Выполнил Степаницкий Е.Н.,
преподаватель рисунка и живописи
ДХШ №1 им. Н.П. Шлеина
Кострома, 2016
Цели урока
Образовательные:
Повторение и более твёрдое закрепление пройденного материала;
Вспомнить законы линейной перспективы, дать понятие линии горизонта.
Развивающие:
Развитие навыков конструктивного рисования;
Развитие зрительного восприятия и глазомера;
Развитие умения анализировать форму предмета.
Воспитательные:
Воспитание внимания, наблюдательности, аккуратности в работе.
Задачи урока
Грамотная компоновка изображения на плоскости.
Поэтапное конструктивное построение куба. Проверка с помощью визорного вектора (угломера).
Материально-техническое оснащение урока
Оборудование и материалы
Для учителя:
Металлический каркас куба, 2 постановки на разных уровнях;
Картонный квадрат;
Работы учащихся прошлых лет;
Тестовые задания для учащихся;
Визорный вектор (угломер).
Для учеников:
Табурет и мольберт;
Планшет;
Бумага А3, скрепки для ее крепления
Карандаши Н, НВ, В, В2, В3
План проведения урока
Организационная часть – 10 мин.
Объяснение задачи урока – 20 мин.
Повторение правил линейной перспективы как науки – 15 мин.
Поэтапное рисование каркаса куба (показывает учитель) – 15 мин.
Практическая работа – 90 мин.
Выполнение тестового задания – 25 мин.
Просмотр выполненных работ – 15 мин.
Ход урока
В начале урока учащиеся выбирают и готовят свое рабочее место, ставят мольберт, табурет, крепят бумагу на планшет горизонтально. Затачивают карандаши.
Учитель приветствует класс. Объявляется тема урока. Нужно указать о смысловой сути проведения такого урока: повторение и более твердое закрепление пройденного материала. В беседе с учениками нужно отметить необходимость умения рисовать объемные геометрические тела: куб, цилиндр, шар, призму, конус, пирамиду. Дать определение куба: объемное геометрическое тело, в основе которого лежит квадрат.
Вспоминаем основные законы линейной перспективы как науки, с помощью которой можно научиться рисовать объемные формы:
Чем дальше предмет удален от наблюдателя, тем он кажется меньше.
Параллельные линии, уходящие в глубину, сходятся в точке схода на линии горизонта.
Линия горизонта находится на уровне глаз.
Горизонтальные линии, находящиеся ниже линии горизонта, кажутся поднимающимися к линии горизонта и наоборот, горизонтальные линии, находящиеся выше линии горизонта, кажутся опускающимися к линии горизонта.
Вертикальные линии не изменяют свое положение.
Линия горизонта и точка схода находятся за пределами листа и не изображаются.
Чем больше видна грань куба, тем меньше угол ее наклона к наблюдателю.
Этапы работы над рисунком куба.
Преподаватель показывает, как рисовать каркас.
Рисунок начинаем с основания куба. Необходимо подумать о компоновке рисунка; изображений будет два при разных уровнях расположения куба.
Находим точку, ближайшую вершину основания куба, через нее проводим горизонтальную линию, параллельную краю листа.
Из точки проводим перпендикулярную линию – вертикальное ребро. Размер берется произвольно, в соответствии свободного поля листа.
Затем проводим левое и правое ребра нижнего основания, определяя на глаз угол наклона граней куба к рисующему. От того, насколько точно они (углы наклона) будут переданы, будет зависеть правильность построения куба.
Находим левую и правую вершины основания куба, ориентируясь на размер вертикального ребра.
Находим четвертую вершину нижнего основания.
Теперь точно так же строим верхнее основание. Линия горизонта находится выше каркаса куба. Поэтому верхнее основание будет менее развернуто по сравнению с нижним, т.е. будет меньше нижнего по площади.
Поставим куб ниже уровнем, чем был. Делаем вторую его зарисовку, пользуемся теми же правилами построения, что и в первом варианте. Изображение нижнего и верхнего оснований будет более развернутое по сравнению с первым изображением, так как увеличилось расстояние от линии горизонта.
Проверка правильности построения с помощью визорного вектора (угломер), придуманного и исполненного мною. Учащиеся проверяют углы нижнего основания и корректируют рисунок, если это будет необходимо.

Выполнение тестового задания по карточкам.
Учащимся выдаются карточки с номером, на которых от руки, или с помощью линейки необходимо достроить куб, используя теоретические и практические знания, полученные на уроке. В этом схематическом рисунке нужно отметить предполагаемую линию горизонта.