Урок русской литературы по теме Аллегория и мораль в баснях И.А.Крылова


Аллегория и мораль в баснях И.А. Крылова.
Цели: - познакомить с идейным содержанием басен; научить находить мораль-поучение в произведениях; отработать навык выразительного чтения, формирование понятия аллегория, работа над осмыслением басен, сути ее морали; - развивать логическое и ассоциативное мышление, творческое воображение, умение делать выводы; 
-воспитывать моральную готовность противостоять злу, формировать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать, воспитание скромности, стремления к глубоким знаниям. Оборудование: презентация, видеоматериал, листы оценивания, рисунки детей, карточки с заданиемХод урока: 1. Организационный этап. Тренинг – настрой на урок. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимательность, сплоченность, смекалка. Запись даты, классная работа.
2. Проверка домашнего задания Детям раздаются индивидуальные карточки с заданием
1. Соотнести понятия и определения с помощью стрелочки. 3 балла
Басня иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла)
Аллегория это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом
Мораль это краткий стихотворный или прозаический рассказ с обязательным моральным выводом
Подчеркните верные особенности жанра басни (5 баллов)

Основной художественный прием - аллегория
Делится на 2 части: повествование и мораль
Делится на 3 части: вступление, основная часть, вывод
Герои чаще всего неживые предметы
Герои чаще всего животные
Один из обязательных элементов – диалог
Один из обязательных элементов – монолог
Для языка басни характерна научная терминология
Для языка басни характерна просторечная лексика, лаконизм.
Слайд 1 Взаимопроверка, проверка по ключу Оценивание

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ с обязательным моральным выводом
Аллегория – иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла)
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Основной художественный прием - аллегория
Делится на 2 части: повествование и мораль
Герои чаще всего животные
Один из обязательных элементов – диалог
Для языка басни характерна просторечная лексика, лаконизм.
-Обратите внимание на рисунки. Кому удалось наиболее точно и полнее передать образ крыловского персонажа? 1 балл
слайд 2 3.Выход на тему и цели урока
Для чего мы с вами повторили понятия аллегория и мораль басни? Как будет звучать тема
(Это тема урока). В каких баснях будем находить аллегорию и мораль? (перечисляют прочитанные басни)
Поставьте цели урока
Глаголы-помощники:
научиться находить…
научиться употреблять… (крылатые слова, мораль басни в жизни)
4.Осмысление
(слайд 3)Чтобы решить задачи, будем работать по плану
Выразительное чтение басни по ролям. – 3 балла
Словарная работа – 3 балла
Задания по басне 3 балла
Задания по басне
1. В чем проявляется аллегория? Запишите прилагательные, характеризующие персонажей.
2. Найдите в тексте мораль. Какой персонаж ее выражает? Как вы понимаете эти слова?
3. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни.
(слайд 4)Критерии оценивания выразительного чтения басни
Озвучивание автора, названия басни
Верность подобранных интонаций при чтении, актерское мастерство
Своевременность чтения реплик
(за выполнение каждого критерия – 1 балл)
Слайд 5 Прослушивание аудиозаписи «Басня «Лебедь, Щука и Рак»». Тренировочная работа
-Как нужно читать басню?
- Какими прилагательными можно описать персонажей басни? (недружные, несплоченные)
-Выделите мораль в басне. Как вы ее понимаете.
-Случайно ли я выбрала эту басню?
Работа в группе.
1 «Волк и ягненок».
Интонации персонажей
Волк: читать грубо, лицемерно, уверенно
Ягненок: читать неуверенно, жалобно, умоляюще
Словарная работа: рыскать, кум, досуг
2 «Квартет»
Интонации персонажей
Мартышка: читать быстро, интонация поучающая, несколько хвастливая.
Осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
Соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
Словарная работа. Квартет, бас, альт
3 «Свинья под дубом»
Интонации персонажей
Свинья: читать лениво, спокойно, нагло, самоуверенно, самовлюбленно, беспечно
Дуб: отчаяние, беспомощность
Ворон: с наставлением, с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи, с поучением
Словарная работа: невежда, бранить, вкушать
4 «Слон и Моська»
Интонации персонажей:
Шавка: читать поучительно, спокойно
Моська: читать хвастливо, задиристо, самовлюбленно
Словарная работа: Моська, зевака, забияка
5 «Ворона и Лисица»
Интонации персонажей
Лисица: читает с лестью, с восхищением, ласково, «мягко, сладко, чуть дыша»Ворона: громко, восторженно
Словарная работа: гнусный, ежели, вещунья
После каждой работы подведение итогов Для чего выполняли?
5. Подведение итогов
Блиц-опрос (группы поднимают карточки и отвечают на вопросы, за правильный ответ – 1 балл)
Чьи басни изучали? Что знаете об авторе?
Чему учат басни Крылова?
Что такое басня?
Мораль?
Аллегория? Приведите примеры.
Рефлексия Выберите смайлик
6.Домашнее задание (слайд 5)
Обязательное задание
Выбрать из дополнительных источников одну неизученную басню, выписать мораль, найти аллегорию, придумать к морали ситуацию.
Возможные задания
Составить по прочитанным басням 10 вопросов
Выставление оценок (Лидеры подсчитывают баллы всех членов своей группы, выставляют оценки, сдают листы оценивания учителю)