МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для студентовпо теме: «Моделирование каркаса цельнолитого мостовидного протеза. Установка литниковой системы»


Министерство здравоохранения Саратовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Балаковский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для студентовпо теме:
«Моделирование каркаса цельнолитого мостовидного протеза. Установка литниковой системы»
ПМ. 02 Изготовление несъемных протезов МДК 02.01 Технология изготовления несъемных протезов
Специальность:Стоматология ортопедическая
Курс: 2
Балаково2016 г.
Практическое занятие по:ПМ. 02 ТИНП МДК. 02.01ТИНП МДК. 02.02
“Моделирование каркаса цельнолитого мостовидного протеза. Установка литниковой системы”.
Автор: А.Н Мозлов – преподаватель первой категории.
«Утверждено»
на заседании ЦМК ______________
Протокол №__ от «__» ____ 201__ г.
Председатель ЦМК (Щукина Е.Е.)
________________________
(подпись председателя)
«Согласовано»
с методическим кабинетом колледжаметодист колледжа
(Каширова В.Ю.)
________________________
(подпись методиста)
Рецензент:
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку практического занятия для студентов по теме:
«Моделирование каркаса цельнолитого мостовидного протеза. Установка литниковой системы».
по ПМ.02 МДК.02.01Технология изготовления несъемных протезов МДК. 02.02 Литье сплавов металлов
по специальности «Стоматология ортопедическая»
Методическая разработка практического занятия для студентов по ПМ. 02 МДК.02.01 Технология изготовления несъёмных протезов МДК.02.02 Литье сплавов металлов подготовлена преподавателем Мозлова А.Н., рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии «Стоматологии ортопедической» и согласована с методическим кабинетом колледжа (о чем имеется соответствующие отметки на титульном листе).
Разработка содержат технологическую карту практического занятия, в которой отражены учебные цели и материальное обеспечение занятия. Поэтапно отражена самостоятельная работа студента. Алгоритмы действия практических манипуляций изложены подробно и последовательно, в доступной форме. Теоретический материал, содержащийся в данной методической разработке, полностью соответствует теме практического занятия и является необходимым источником информации при овладении практическими навыками изготовления несъемных протезов.
Комплектконтрольно-оценочных материалов включает в себя теоретические вопросы и полностью соответствуют целям и задачам изучения ПМ.02 МДК.02.01 «Технология изготовления несъемных протезов».МДК. 02.02 Литье сплавов металлов.
Задания контрольно – оценочных материалов соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Стоматология ортопедическая» и способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности «Оказания стоматологической помощи населению».
Представленная методическая разработка рекомендована для практическогообучения студентов по специальности «Стоматология ортопедическая».
Рецензент: ____________/________________________________________________
(подпись) (ФИО, должность, место работы)
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта практического занятия……...…….6
Теоретический материал по теме занятия……..………..9
Алгоритмы практических манипуляций……………………11
Контрольно- оценочный материал…………………………..12
Критерии оценок различных видов работ на занятии…….14
Список используемой литературы…………………………...15

Технологическая карта практического занятия
Учебные цели занятия:
знать:
1.Требования предъявляемые к изготовлению восковой цельнолитой конструкции.
2.Материалы, используемые для моделирования цельнолитого конструкции.
3.Этапы моделирования цельнолитой конструкции.
4.Знание анатомической формы зубов.
5.Правила создания литниковой системы.
уметь:
1.Точное нанесение лака на культю зуба.
2.Моделировать опорные коронки цельнолитого мостовидного протеза.
3.Моделировать промежуточную часть цельнолитого мостовидного протеза.
4. Устанавливать литники на восковые композиции цельнолитых мостовидных протезов
ПК 2.3. Изготавливать культевые штифтовые вкладки.
ПК 2.4. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы .ПК 2.5. Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Материальное обеспечение учебного занятия:
1.Разборная модель;
2.Компенсационный лак;
3.Шпатель моделировочный;
4.Электрошпатель;
5.Моделировочные воска;
6.Воскотопка.
Самостоятельная работа студента на практическом занятии:
Этапы самостоятельной работы Время Методические указания
Организация занятия,подготовка рабочего места зубного техника
Контроль исходного уровню знаний 10 мин.
20 мин. Соблюдение правил и норм техники безопасности
Выполнение практических манипуляций 200 мин Соблюдение правил и норм техники безопасности
Соблюдение последовательности алгоритмов практических манипуляций
Использование теоретического материала в методическом пособии
Выполнение тестового задания.
Оформление дневников и манипуляционных книжек.
Подведение итога занятия, оценка работы, получение задания на дом 20мин.
10 мин.
10 мин. Были соблюдены все формы написания тестового задания
Данные выполнения практических манипуляций были внесены поэтапно в дневник практики
Своевременно выполнены все манипуляции и получены задания на дом “Моделирование восковой композиции мостовидного протеза”
2.Теоретический материал по теме занятия
Препарирование опорных зубов проводят под местной анестезией, в пришеечной области создают уступ или препарируют без его создания.Препарирование с уступом предусматривает значительное удаление твердых тканей зубов, поэтому его создание необязательно на молярах, а также при условии низких клинических коронок, и у молодых людей - при наличии большой пульповой камеры.Методика препарирования аналогична таковой в случае изготовления металлокерамической коронки.
Ортопедическое лечение цельнолитыми мостовидными протезами предусматривает снятие двойного оттиска современными силиконовыми массами.Получением рабочего оттиска, фиксацией зубных рядов в положении центральной окклюзииификсацией на препарированные зубы провизорных защитных коронок заканчивается первый клинический этап. В зуботехнической лаборатории, получив двойной отпечаток, техник готовит комбинированную разборную модель. Модели верхней и нижней челюстей загипсовываютв артикулятор в положении центральной окклюзии с помощью восковой пластинкиили силиконовых блоков. Далее техник моделирует восковую композицию цельнолитого мостовидного протеза. Гипсовые культи опорных зубов покрывают лаком, оставляя свободной от него пришеечную часть, что обеспечивает точное прилегание цельнолитой коронки в пришеечной части культи зуба.Затем на каждый опорный зуб изготавливают по два полистеролових колпачка, толщина первого (внутреннего) - 0,1 мм, второго - 0,3 мм. Вместо внутреннего колпачка часто на культю зуба наносят два слоя лака.Первый колпачок цемента, второй - для получения чистой отлитой поверхности, для придания большей жесткости восковой репродукции и предотвращения ее деформации при формировании. 
Для моделировкивосковой репродукции цельнолитых коронок можно использовать наборы современных моделирующих восков, которые значительно сокращают время моделировкии улучшают качество литья. Расположив восковые репродукции опорных зубов на модели в нужномположении, моделируют промежуточную часть мостовидного протеза с помощью воска или используют готовые заготовки промежуточных частей, приливают их воском,проверяютокклюзионные соотношения и начинают готовить восковую репродукцию клитью. 
На оральнойповерхности восковой репродукции мостовидного протеза создают литниковую систему. Литниковыештифты с расширениямирезервуаров для сплава фиксируют на каждом звене протеза с длиной штифта не более 5 мм, диаметром - не более 2-3 мм. Все муфты соединяют резервуарной полоской, которая предоставляет восковой репродукции жесткости и предохраняет ее от деформации при снятии с рабочей модели. К резервуарной полоски прикрепляют штифты из воска,послевыплавления которых в огнеупорной массе образуются каналы для прохождения расплавленного металла.Восковую репродукцию осторожно снимают с рабочей модели, удаляют внутренние колпачки так, чтобы их можно было использовать. Далее восковую репродукцию мостовидного протеза размещают наотливочной конус, покрывают кольцом для литья (опокой) и заполняют опоку огнеопорной массой.После ее затвердения удаляют штифты, кювету-опоку обрабатывают в муфельной печи при температуре от 200 до 800 ° С в течение 1 часа. После этогоформу заполняют металлом, проводят охлаждение кюветы, отделяют отлитый протез из формовочной массы и обрабатывают в пескоструйномаппарате.Зубной техник проводит припасовкусначала каждой цельнолитой коронки на гипсовых культяхзубов, а затем - всего мостовидного протеза.Методика изготовления цельнолитых мостовидных протезов с использованием выжигаемых восковыхрепродукций, сегодняшироко применяется в клинике ортопедической стоматологии.
3. Алгоритмы практических манипуляций
1.Уточняем шейку спец. карандашом
2.Нанесение компенсационного лака(1-2 слоя).
3.Смазывание штампика силиконовым материалом.
4.Изготовление восковых колпачков при помощи воскотопки и погружного воска.
5.Нанесение пришеечного воска.
6.Моделирование опорных коронок.
7.Моделирование промежуточной части.
8.Проверка восковой конструкции на наличие погрешностей.
9.Установка литников на восковые композиции опорных коронок и промежуточной части цельнолитого протеза.
10.Создание литниковой системы и системы усадочных муфт.
4. Контрольно – оценочный материал
Вопросы для фронтального опроса:
-Требования предъявляемые к изготовлению восковой цельнолитой конструкции.
-Материалы, используемые для моделирования цельнолитой конструкции.
-Этапы моделирования цельнолитой конструкции.
-Знание анатомической формы зубов.
-Требования предъявляемые к литниковой системе.
-Методы борьбы с усадкой сплавов металлов
Тестовые задания
1.Толщина воскового колпачка?
а) 1,5 мм
б) 0,2 мм
в)0,4мм
г) 0,5 мм
2.Почему пришеечную часть культи не покрывают компенсационным лаком?
а) Будет слетать колпачок
б) Металл в области шеек не прольется
в) Обеспечивая этим точное прилегание литого колпачкав пришеечной части культи зубы
г)Начнется усадка металла

3.Одним из главных показаний к изготовлению цельнолитых конструкцийявляется:
а) пародонтит
б клиновидный дефект
в) патологическая стираемостьг) периодонтит
4. Литникообразующий штифт устанавливают на:
а)апроксимальную поверхность
б)язычную поверхность
в)вестибулярную поверхность
г)окклюзионную поверхность
5. Максимальное кол-во единиц в цельнолитом металлическом протезе?
а)2
б)3
в)7
г)5
5.Критерии оценок различных видов работ на занятии
«5»
(отлично)
Четкое грамотное выполнение манипуляций, теоретическое обоснование выполненной работы, постоянное стремление познать новое, закрепить познанное и пройденное
«4»
(хорошо)
Менее свободное выполнение манипуляций, умение дать теоретическое обоснование при незначительной помощи преподавателя; стремление к четкому грамотному выполнению манипуляций
«3»
(удовлетворительно)
Недостаточно четкая техника и сноровка, отсутствие стремления к выполнению всех манипуляций, теоретические пробелы в обосновании
«2» (неудовлетворительно)
Неумение самостоятельно выполнять манипуляцию
«1»
(единица)
Неумение выполнять работу даже при помощи преподавателя
6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература:
1.Абдурахманов А.И. Материалы и технологии в ортопедическойстоматологии. – СПб: «Лань», 2013.
2.Под редакцией Л. Л. Колесникова, С. Д. Арутюнова, И. Ю. Лебеденко, В. П. Дегтярева Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы.ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.
3.Зубопротезная техника В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер. – М.:Триада-Х, 2013.- 416с.: ил.
4.
Жулев Е.Н. Материаловедение в ортопедической стоматологии. - Н. Новгород: Изд. НГМА, 1997. - 136 с. 5.Копейкин В.Н.Руководство по ортопедической стоматологии: - М.: «Триада-Х»,1998. - 496 с. 6.Бушан М.Г. Ошибки и осложнения при зубной протезированииы их профилактика.-Кишинэу: ИПФ. "Ракиль» - «Сириус»,2000.-419с. 7.Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии.-М.: Медицина,1986.-174с. 
8.Восковое моделирование окклюзионных поверхностей зубов. Авторы: Шиллинбург Г., Уилсон Э., Моррисон Д.
9.Л.М. Ломиашвили, Л.Г. Аюпова. Художественное моделирование и реставрация зубовДополнительная литература:
Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: учеб.пособие / И.Я. Поюровская. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-185 с.
Журналы «Новое в стоматологии», «Зубной техник»
Simon Haug «Правильное моделирование»