Методические рекомендации по теме Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста


Занятие 1. «Письмо из сказки»
Цель: знакомить детей с истинными или ложными высказываниями.
Задачи:1. Развивать логическое мышление учащихся.
2. Формировать умения определять характер высказываний.
3. Воспитывать взаимопомощь и интерес к математике.
Оборудование и материалы: конверт с письмом, лист с задачами, диск с мультфильмом «Незнайка на Луне».
Ход занятия.
– Сегодня утром мне почтальон принес письмо. Давайте его прочитаем.
Здравствуйте, дорогие мои друзья.
Я знаю, что вы очень любите мультфильмы, поэтому прислал вам мультфильм про Незнайку и его друзей. Этот мультик записан на диск, который лежит в конверте. Но чтобы начать просмотр, нужно ввести пароль. Пароль вы узнаете, когда правильно решите задачи, которые, я вам написал. Ответы на эти задачи и есть тот самый пароль. Его нужно ввести перед просмотром. Желаю удачи и приятного просмотра.
Ваш друг Знайка.
– Знайка написал логические задачи типа «истина или ложь». Это задачи, в которых требуется установить истинность или ложность высказываний.
– Что такое истина? (Правда). А что такое ложь? (Неправда).
Когда мы решим задачи, то ответ запишем так: если истина, то напротив напишем букву И, если ложь – Л. И по порядку введем пароль из этих букв перед просмотром.
– Установите, какие предложения будут истины, а какие ложны.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
На клене желтеют березовые листья.
В лесу не растут деревья.
А у нас сегодня кошка родила вчера щенят.
Ваня сказал, что у него есть машинка, а Витя сказал, что у него есть трактор. Кто из мальчиков говорит правду, а кто лжет, если у них у обоих по машинке.
У меня есть два яблока, я смогу тебе дать один апельсин.
У меня есть два яблока, я смогу тебе дать одно яблоко.
Один круг плюс один круг будет три круга.
Один круг плюс один круг будет два квадрата.
У Кати три красных фломастера и один синий, а у Тани два желтых фломастера и два – зеленых. Таня сказала, что у Маши больше фломастеров.
У Васи три яблока, а у Лены – ни одного. Вася может дать Лене два яблока.
У Васи три яблока, а у Лены – ни одного. Вася может дать Лене четыре яблока.
У Васи три яблока, а у Лены – ни одного. Вася может отдать Лене все три яблока.
У Миши пять яблок, а у Димы одно яблоко. Если Миша даст Диме одно яблоко, то у мальчиков яблок будет поровну.
У Миши пять яблок, а у Димы одно яблоко. Если Миша даст Диме два яблока, то у мальчиков яблок будет поровну.
– Молодцы, ребята. Теперь мы сможем посмотреть мультфильм, который, прислал нам Знайка.
Занятие 2. «Играем в игрушки»
Цель: формировать умение находить закономерность по признаку.
Задачи: 1. Развивать логическое мышление, память, речь.
2. Формировать умение обобщать по признаку.
3. Воспитывать организованность, трудолюбие и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы: заранее оформленные на отдельных листах условия задачи, картинки с машинами, игрушечная машина и игрушки.
Ход занятия.
– Сегодня мы будем учиться решать задачи на нахождение пересечения множеств или их объединения. Множество – это группа предметов, которые мы выделим по определенному признаку.
Объединение и пересечение множеств рассмотрим на примере
– Обведите сначала множество машин красным цветом, а потом множество игрушек – зеленым.
– Какой предмет является общей частью двух множеств? (Игрушечная машинка).
– Этот предмет называется пересечением данных множеств.
– Назовите все предметы этих множеств.
– Все эти предметы будут составлять объединение множеств.
17348201243965
– Сейчас решим несколько задач на нахождение пересечения множеств или их объединения.
Задача 1.
– Первое множество – множество треугольников, второе – множество маленьких фигур.





– Обведите сначала множество треугольников.
– Обведите множество маленьких фигур.
– Какие фигуры являются общей частью? (Два маленьких треугольника).
– Как называется эта общая часть двух множеств? (Пересечение множеств).
– Покажите все геометрические фигуры.
– Как называются все эти фигуры для наших множеств? (Объединение множеств).
Задача 2.
– Обведите сначала множество синих фигур, а потом множество маленьких фигур.
Какая геометрическая фигура является пересечением множеств? (Маленький синий круг). Перечислите предметы, которые входят в объединение множеств. (Все фигуры).


– Сегодня мы узнали, что такое множество.
– Что такое множество?
– Узнали, как множества могут пересекаться, что является их пересечением. И что является объединением множеств.
Занятие 3. «Играем в игрушки»
Цель: закреплять умение находить закономерность по признаку.
Задачи: 1. Развивать логическое мышление, память, речь.
2. Формировать умение обобщать по признаку.
3. Воспитывать организованность, трудолюбие и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы: заранее оформленные на отдельных листах условия задачи.
Ход занятия.
– Сегодня мы будем продолжать учиться решать задачи на нахождение пересечения множеств или их объединения.
– Что такое множество? (Это группа предметов, которые мы выделим по определенному признаку).
Задача 1. Первое множество – множество больших звездочек, второе – множество красных звездочек.



– Обведите сначала множество больших звездочек.
– Обведите множество красных звездочек.
– Какие фигуры являются общей частью? (одна большая звездочка).
– Как называется эта общая часть двух множеств? (Пересечение множеств).
– Покажите все фигуры.
– Как называются все эти фигуры для наших множеств? (Объединение множеств).
Задача 2. У двух девочек Иры и Насти было 7 игрушек, причем с тремя из них играла только Ира, а с двумя – только Настя. Были игрушки, с которыми играли девочки вместе. Сколько всего было игрушек, с которыми девочки играли вместе? Со сколькими игрушками играла каждая девочка?
– Первое множество – игрушки, с которыми играла Ира. Второе – игрушки, с которыми играла Настя. У них есть игрушки, с которыми они играли вместе. Как это показать на рисунке?
– Со сколькими игрушками играла только Ира, а со сколькими – только Настя? Как это показать на рисунке?

3 2

– Сколько всего было игрушек у девочек? Если с тремя играла только Ира, а с двумя – только Настя, то со сколькими они играли вместе? (С двумя). Как это показать на рисунке?

3 2 2– Если Ира играла одна с тремя игрушками и с двумя вместе с Настей, то со сколькими игрушками вообще играла Ира? (С пятью).
– Если Настя играла одна с двумя игрушками и с двумя вместе с Ирой, то со сколькими игрушками вообще играла Настя? (С четырьмя).
– Как мы выделяем множество по одному условию? (Обводим все его элементы).
– Какие элементы входят в пересечение множеств? (Элементы, которые находятся в общей части множеств).
– Какие элементы входят в объединение множеств? (Элементы, которые подходят к любому из условий).
– Сегодня мы повторили, что такое множество.
– Что такое множество?
– Повторили, как множества могут пересекаться, что является их пересечением. И что является объединением множеств.
Занятие 4. «Волшебный детский сад»
Цель: формировать умения соотносить элементы двух множеств по определенным характеристикам.
Задачи: 1. Развивать логическое мышление, память, речь.
2. Формировать умение решать задачи методом графов.
3. Стимулировать интерес к математике.
Оборудование и материалы: две куклы, детские книга и журнал, листы бумаги по количеству детей.
Ход занятия.
– Ребята, сегодня мы пойдем в волшебный детский сад. А волшебный он, потому что там, все дети, если им задаешь вопросы, отвечают на них задачами, которые нужно решить. Например, если им задать вопрос: что ты рисуешь или где ты живешь, то в ответ получите задачу. Эту задачу нужно решить, тогда вы получите ответы на свои вопросы.
– Задачи они будут задавать не простые, а логические.
– Вот и первые дети (воспитатель показывает двух кукол). Давайте у них спросим, как их зовут и что они делают? (Дети спрашивают).
Задача 1. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
– Сколько девочек рассматривали картинки? (Показать двух кукол и написать их имена на листе). Как их зовут?
– Где они рассматривали картинки? (Показать книгу и журнал и написать на листе).
– Маша не рассматривала картинки в журнале (покажем это отрывистой линией со стрелочкой от Маши к журналу), значит, где она их рассматривала? Установим соответствие с помощью стрелок. (Отдать книгу кукле Маше, показать на рисунке). Тогда где рассматривала Нина? (Отдать журнал кукле Нине, показать на рисунке).
Маша Нина
Журнал Книга
– Вот мы и узнали, что читает каждая девочка.
Далее решаются задачи без наглядности, используя только изученный метод решения.
Задача 2. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
– Я раздам каждому по листочку бумаги. Мы будем вместе обсуждать условия задачи и ее решение, а вы каждый будете записывать это на листочек.
– Сколько мальчиков в задаче? (Нарисовать три точки и подписать).
– Какие книги читали мальчики? (Нарисовать три точки и подписать).
– Коля не читал о войне и о спорте. Покажем отрывистой линией со стрелочкой это условие. То о чем он читал? (О путешествиях).
– Ваня не читал о спорте – покажем это на рисунке, то о чем он читал? (О войне).
– Тогда о чем читал Сережа? (О спорте).
Коля Ваня Сережа
о спорте о путешествиях о войне
– Итак, посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос задачи: кто о чем читал?
– Мы сегодня приходили в гости в волшебный детский сад.
– Так почему детский сад волшебный?
– Мы еще обязательно придем в этот детский сад в гости, а пока скажите нашим друзья «До свидания!».
Занятие 5. «Волшебный детский сад»
Цель: формировать умения соотносить элементы двух множеств по определенным характеристикам.
Задачи: 1. Развивать творческое воображение, внимание.
2. Формировать умение решать задачи с помощью таблицы.
3. Воспитывать усидчивость.
Оборудование и материалы: две куклы-мальчика, рисунок с домом и веткой с листьями, листы бумаги с таблицами по количеству детей.
Ход занятия.
– На прошлом занятии мы побывали в волшебном детском саду и решали задачи, устанавливая соответствие с помощью стрелочек. Мы с вами снова отправимся в волшебный детский сад, и теперь я расскажу, как по-другому можно решать задачи, которые задают нам дети в этом детском саду с помощью таблицы. Для решения данным методом нужно построить таблицу. Затем вписать туда исходные данные и следовать условию задачи. Сейчас мы решим задачу с помощью таблицы.
– А вот и два мальчика, давайте у них спросим, как их зовут и чем они занимаются? (Показать двух кукол-мальчиков)
Задача 1. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
– Сколько мальчиков рисовали? Значит, нарисуем таблицу с двумя столбцами.
– Что они рисовали? Значит нам надо две строки.
– Если Игорь не рисовал дом, то, что он рисовал? (Ветку с листьями). Поставим на пересечении столбца Игоря и строки ветка с листьями «+». А в остальных клеточках этого столбца и этой строки поставим «–». Потому что рисунок с веткой только один и Игорь рисовал только один рисунок. Тогда что рисовал Толя? (Дом). Поставим на пересечении столбца Толи и строки дом «+». А в остальных клеточках этого столбца и этой строки поставим «–».Толя Игорь
Ветка с листьями – +
Дом + –
– Посмотрим на таблицу и ответим на вопрос задачи. Что рисовал Толя? Тогда отдадим Толи рисунок с домом, а Игорю рисунок с веткой.
Далее решаются задачи без наглядности, используя только изученный метод решения.
Задача 2. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?
– Сколько девочек вышивали? (Найти таблицу и подписать столбцы). (Показать какую таблицу нужно найти).
– Что они вышивали? (Подписать строки).
– Если Лиза не вышивала листочки и птичек, то, что она вышивала? (Цветочки).
– Поставим «+» на пересечении, в остальных клетках этого столбца и этой строки поставим «-», потому что Лиза вышивала только что-то одно и листочки вышивались только один раз.
– Если Зина не вышивала листочки, то, что она вышивала? (Птичек).
– Тогда что вышивала Лариса? (Листочки).
Зина Лиза Лариса
Листочки – – +
Птички + – –
Цветочки – + –
– Посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос задачи: кто что вышивал?
– Мы сегодня снова были в гостях в волшебном детском саду.
– Так почему детский сад волшебный?
– Мы еще обязательно придем в этот детский сад в гости, а пока скажите нашим друзья «До свидания!».
Занятие 6. «Волшебный детский сад»
Цель: закреплять умения соотносить элементы двух множеств по определенным характеристикам.
Задачи: 1. Развивать творческое воображение, внимание.
2. Закреплять умение решать задачи с помощью графов и таблицы.
3. Воспитывать усидчивость.
Оборудование и материалы: листы бумаги с таблицами по количеству детей.
Ход занятия.
– На прошлом занятии мы снова приходили в волшебный детский сад и решали задачи, устанавливая соответствие с помощью таблицы. Мы с вами снова отправимся в волшебный детский сад, и теперь чтобы узнать кто, чем занимается из детей в детском саду, мы будем использовать уже и стрелочки и таблицу. Сейчас мы решим задачу с помощью стрелочек.
Задача 1. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?
– Так же как и в предыдущей задаче, мы будем вместе обсуждать условия задачи и ее решение, а вы каждый будете записывать это на листочек.
– Сколько мальчиков в задаче? (Нарисовать четыре точки и подписать).
– Какие плодовые деревья сажали мальчики? (Нарисовать четыре точки и подписать).
– Дима не сажал сливы, яблони и груши. То, что он сажал? (Вишни).
– Петя не сажал груши и яблони. Покажем отрывистой линией со стрелочкой это условие. То, что он сажал? (Сливы).
– Слава не сажал яблоки. Покажем отрывистой линией со стрелочкой это условие. То, что он сажал? (Груши).
– Тогда что сажал Женя? (Яблони).
Слава Дима Петя Женя
Яблони Груши Сливы Вишни
– Итак, посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос задачи: кто что сажал?
– Следующую задачу давайте решим по-другому. Это как? При помощи таблицы.
Задача 2. Девочки Аня, Вика, Лена и Катя принесли игрушки в садик и положили их на стол. На столе лежали: мяч, кукла, лошадка и кубики. Кто что принес, если Аня не приносила мяч, куклу и кубики, Вика – не кубики и куклу, а Катя – не кубики?
– Сколько девочек в задаче? (Найти таблицу и подписать столбцы). (Показать какую таблицу нужно найти).
– Что они принесли в садик? (Игрушки). Какие? (Подписать строки).
– Если Аня не приносила мяч, куклу и кубики, то, что она принесла? (Лошадку).
– Поставим «+» на пересечении, в остальных клетках этого столбца и этой строки поставим «-», почему? Потому что, каждая девочка принесла только по одной игрушке и каждая игрушка была единственной.
– Если Вика не принесла кубики и куклу, то, что она принесла? (Мяч).
– Если Катя не принесла кубики, то, что она принесла? (Куклу).
– Тогда что же принесла Лена? (Кубики).
Аня Вика Лена Катя
Мяч - + - -
Кукла - - - +
Лошадка + - - -
Кубики - - + -
– Дети волшебного детского сада не смогли нас запутать, и мы определили, кто из них что вышивал, рисовал и принес в детский сад.
– Ну, вот дети волшебного детского сада стали нашими настоящими друзьями. Если вы когда-нибудь встретите задачки с нашими друзьями, то передавайте им привет. А мы должны с ними попрощаться.
Занятие 7. «На поиски сокровищ»
Цель: формировать умение устанавливать последовательность событий.
Задачи: 1. Учить прослеживать логический ход решения задачи.
2. Формировать умения и навыки решать логические задачи.
3. Воспитывать взаимопомощь при работе в команде.
Оборудование и материалы: лист с изображением прямой, 4 круга, 2 листа с изображением реки, игрушечная лодка, три игрушечных человечка, кружки с цифрами 4, 5, 7, попугай Кеша, карта.
Ход занятия.
– Посмотрите, к нам прилетел попугай Кеша, он принес с собой карту. А карта не вся – это ее первая часть. Остальные ее части нужно найти.
– Пойдем, следуя первой части карты. Куда же она нас приведет?
– Здесь наша часть карты закончилась. И на этом месте стоит стражник, и он не отдаст вторую часть карты, пока вы не решите задачу.
Задача 1. В детский сад пришло четверо детей: Аня, Вика Миша и Коля. Коля пришел раньше Ани, но не был первым. Определите, в какой последовательности дети приходили в детский сад, если Вика пришла последней.
– Для решения данной задачи, нарисуем прямую линию, которая будут служить нам временным отрезком. На ней мы будем ставить точки, которые обозначают каждого ребенка.
– На этой прямой поставим точку, и пусть это будет Аня.
– Мы знаем, что Коля пришел раньше, как это показать на рисунке?
а) А К

– Так же из условия задачи мы знаем, что Коля не был первым, как это показать на рисунке?
б) А К
– Когда пришла Вика? Вика пришла последней. Как это показать на рисунке?
в) В А К

– У нас осталась одна не подписанная точка. Как вы думаете, кто же пришел первым?
г) В А К М
– Теперь у нас есть вторая часть карты, пойдемте по ней.
– Посмотрите перед нами река, а на берегу стоит человек, он хочет перебраться на другой берег. Если мы ему поможем, он отдаст нам третью часть карты.
Задача 2. Фермеру надо было перебраться через речку. Вдруг он увидел двух мальчиков, катающихся на лодке. Он попросил перевезти его через реку. Но лодка была так мала, что могла выдержать только одного взрослого или двух мальчиков. Как переправить колхозника на другой берег?
– Эту задачу мы проиграем. Возьмем лодку и трех человечков: двух маленьких и одного большого.
– Где стоят все люди? (На одном берегу).
– Кто сначала поплывет на другой берег? У нас два варианта: 1) может поплыть взрослый, но потом ему придется плыть обратно, чтобы вернуть лодку и в этом нет смысла, 2) поплывут дети.
– Двое детей уплыли на другой берег, одному нужно вернуться за взрослым. Он возвращается. Что делать дальше? Им двоим, нельзя садиться в лодку – она утонет. Тогда взрослый плывет на другой берег.
– Кто же будет возвращаться за оставшимся мальчиком? Другой ребенок поплывет, они вместе сядут в лодку и переплывут реку. Так все окажутся на противоположном берегу.
– Третья часть карты у нас! Пойдем, следуя ее указаниям.
– Перед нами, теперь, три гнома. Им тоже необходимо перебраться на другой берег реки, поможем им? А они нас вознаградят.
Задача 3. Трое гномов пошли на рыбалку, взяв с собой лодку, выдерживающую нагрузку до 8 килограмм. Как перебраться гномам с берега реки на остров, если их массы равны 2 кг, 3 кг и 7 кг?
– Эту задачу мы так же проиграем. Возьмем лодку и три кружка с цифрами: 2, 3 и 7, наклеим их на гномов – это будет их вес.
– Кто сначала поплывет на другой берег, если лодка выдерживает до 8 килограмм? Сначала должны переплывать обязательно два гнома, для того, чтобы один смог вернуться вместе с лодкой. Сложим массы любых двух гномов, у нас несколько вариантов: 1) 2+3=5 – они смогут сесть в лодку, чтобы она не утонула, 2) 2+7=9 – они не смогут сесть в лодку, т.к. 9 больше 8 и она утонет, 3) 3+7=10 – тоже не смогут, т.к. 10 больше 8.
– Значит, плывут гномы с массой 2 и 3 кг. Кто же вернется за третьим гномом? За ним может вернуться любой из двух других гномов.
– Когда этот гном вернется, то, кто будет переплывать на другой берег? Гном с массой 7 кг. А гном с другой маленькой массой вернется за оставшимся там гномом, и они вместе переплывут реку. Таким образом, все гномы переплывут эту реку.
– Ура! У нас последняя часть карты. Пойдем по ней, к чему же нас она приведет?
– А карта привела нас к кладу. Открываем коробочку, а там конфеты.
– Ребята, задачи, которые мы сегодня решали, называются тактическими. Как вы думаете, почему?
– Что нам принес попугай Кеша
– Карта была целая?
– Как мы нашли другие части карты?
Занятие 8. «Играем с водичкой»
Цель: знакомить детей с логическими задачами на переливание.
Задачи: 1. Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.
2. Формировать умение решать задачи на переливание.
3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование и материалы: три баночки разного объема: литровая, двухлитровая и трехлитровая, набор цифр 1-10.
Ход занятия.
– Ребята, сегодня мы поиграем с водой. Мы будем ее переливать, выливать, набирать. Мы узнаем, что без измерительных приборов можно отмерить нужное количество воды. Такие задачи называются «задачами на переливание».
Задача 1. Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна — литровая, другая — двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?
– Возьмем три банки: одна трехлитровая, вторая двухлитровая, третья литровая.
– У нас будет два варианта:
Мы перельем из трехлитровой банки в литровую. Сколько останется в трехлитровой? (Два литра). (Перелить).
– Затем из литровой перельем в двухлитровую. Итак, сколько литров в двухлитровой банке? (Один).
– И из трехлитровой банки в переливаем в литровую. Получилось в каждой банке по одному литру. Сколько литров осталось в трехлитровой банке? (Один).
– Итак, у нас получилось в каждой банке по одному литру.
Мы перельем из трехлитровой банки в двухлитровую. Сколько литров останется в трехлитровой? (Один).
– Затем из двухлитровой банки перельем в литровую. Сколько литров останется в двухлитровой? (Один).
–Итак, у нас опять получилось в каждой банке по одному литру.
Задача 2. Как, имея 5-литровое и 9-литровое ведро, набрать из реки ровно три литра воды? 
– Нарисуем 5-литровое и 9-литровое ведро.
– Заполняем 9-литровое ведро и выливаем из него в 5-литровое. (Показать на рисунке).
– Сколько литров сталось в 9-литровом ведре? В 9-литровом ведре теперь 4 литра.
– Выливаем воду из 5-литрового ведра и заливаем туда 4 литра из 9-литрового. (Показать на рисунке).
– Заполняем 9-литровое ведро, и выливает оттуда 1 литр в 5-литровое. (Показать на рисунке).
– Сколько литров воды осталось в 9-литровом ведре? Теперь в 9-литровом ведре у нас 8 литров.
– Выливаем воду из 5-литрового, ведро пустое. Заполняем 5-литровое ведро из 9-литрового. (Показать на рисунке). Итак, в 9-литровом ведре будет три литра. (Показать на рисунке). Задача решена.
Задача 3. Как, имея только два банки емкостью 3 и 5 литров, в большую кастрюлю набрать из водопроводного крана 7 литра воды?
– Возьмем две баночки и кастрюлю, приклеим к ним цифры 3 и 5, а в кастрюлю мы будем наливать 7 литров.
– У нас будет три варианта:
Если мы наберем 3 литра и перельем в кастрюлю, то туда останется долить 4 литра. Мы сможем налить туда еще 3 литра, а оставшийся 1 литр уже никак не отмерить. Этот вариант не правильный.
Мы наберем 5 литров, выльем в кастрюлю, то будут не хватать двух литров. Как их получить с помощью этих двух банок? Еще наберем 5 литров и выльем из нее в трехлитровую банку. Сколько останется в пятилитровой банке? 2 литра выливаем в кастрюлю. Сколько там стало? (7 литров).
Мы нальем в 5-тилитровую банку воды и перельем ее в кастрюлю. Затем наберем еще 5-тилитровую банку и тоже перельем в кастрюлю. Сколько литров получится в кастрюле? (10 литров). Потом из кастрюли перелить в трехлитровую банку. Сколько литров останется в кастрюле? (7 литров).
– Какие задачи мы учились решать?
– Вам было интересно решать такие задачи?

Занятие 9. «Полицейское расследование»
Цель: знакомить детей с логическими задачами на взвешивание.
Задачи: 1. Развивать логическое мышление, математическую речь.
2. Формировать умение решать задачи на взвешивание.
3. Воспитывать взаимопомощь, правдолюбие.
Оборудование и материалы: весы, девять монет, одна из которых легче, игрушка полицейского.
Ход занятия.
– Ребята, сегодня мы снова будем играть и учиться. А в этом нам сегодня помогут весы. Как вы думаете, зачем нужны весы людям?
– Мы с вами сегодня будем помогать полиции, и нам придется искать фальшивые деньги, которые изготовили мошенники. А в этом нам помогут наши весы. Вы готовы? Задачи, которые нам будет задавать полицейский, называются задачами на взвешивание.
– Вот полицейский принес монеты, что же он нам про них скажет?
Задача 1. Из трех монет одна более легкая, это фальшивая монета. Как при помощи одного взвешивания на чашечках определить ее?
– Положим любые две монеты на разные чаши весов.
– Какие варианты могут быть?
чаши весов уравновесились, значит обе монеты настоящие, а третья фальшивая.
одна чаша перевесила другую, значит та монета, которая перевесила – настоящая, а другая фальшивая.
Задача 2. Из девяти монет одна фальшивая и она легче, чем настоящие. Как быстрее всего найти фальшивую монету?
– Девять монет можно разделить на три части. По сколько получится монет в каждой части? (По три).
– Теперь возьмем две любые части и взвесим. Что получилось? Чаши весов уравновесились, то фальшивая монета в третьей части, а если нет, то фальшивая монета в той части, которая легче.
– Теперь нужно найти фальшивую из трех монет. Этот вариант мы рассматривали в первой задаче.
– Таким образом, мы найдем фальшивую монету из девяти монет.
Задача 3. Из пяти монет одна фальшивая и она легче, чем настоящие. Как найти фальшивую монету?
– Давайте разделим пять монет на три части: 2, 2 и 1. И начнем взвешивать.
– Положим на одну чашу весов две монеты, а на другую – тоже две. Если у нас весы покажут равновесие, то фальшивой окажется та монета, которую мы не взвешивали.
– Если какая-то чаша весов перевесит, то в той части окажется фальшивая монета. Как ее найти из двух монет? Положить их на весы и та, что будет легче и будет фальшивой.
– Ребята, вы все молодцы и полицейский благодарит вас за помощь. Теперь настоящие монеты он отдаст в банк, а фальшивые – на переплавку метала и их них что-нибудь сделают. Что можно сделать из металла?
– Какие задачи мы решали?
– Как решать такие задачи? Нужно положить предметы на чаши весов, сравнить и сделать вывод.
Занятие 10. «Математические ребусы»
Цель: знакомить детей с логическими задачами, которые представлены в виде математических ребусов.
Задачи: 1. Развивать логическое мышление, память, умение анализировать.
2. Формировать умение решать математические ребусы.
3. Воспитывать организованность, формировать чувство ответственности за результаты своей деятельности.
Оборудование и материалы: игрушки Лунтика и Буратино, заранее оформленные на листах ребусы, 10 монет, подарок – пазлы.
Ход занятия.
– Сегодня Лунтик и Буратино придумали и принесли нам ребусы. Сказали, что пускай ребята попробуют их разгадать. За каждый правильный ответ вы будете получать по монетке, а если наберете 10 монеток, то получите подарок от сказочных героев.
– Хотите разгадать ребусы и получить подарки.
– А вот и первый ребус. Как вы думаете, какое слово здесь зашифровали наши герои?
– Какая буква написана красным цветом? Где написан слог «да»? Проговорите, что получилось.

Да
– Наш ответ «вода». Спросим у Лунтика: правильно или нет? (Лунтик отвечает, что правильно и дает одну монетку).
– Следующий ребус.
У
ШКА
– Где находится буква «У»? Где буквы «ШКА». Они находятся под «У». Проговорите медленно все слово.
– Теперь наш ответ «подушка». Ну, что Буратино, мы правы? (Буратино говорит, что правы и дает нам еще одну монетку).
– Посмотрим на следующий ваш ребус.

– Какие мы здесь видим буквы? Какая буква из какой сделана? Проговорите все слово.
– Итак, наш ответ «изюм». Теперь мы правы? (Лунтик кивает головой и дает нам монетку).
– Нам очень нравится разгадывать ваши ребусы, давайте следующий ребус.

7
– Мы разгадали ваш ребус и наш ответ «восемь». (Буратино говорит, что мы снова правы и протягивает детям монетку).
– До этого ребуса ответами были слова, а теперь получилось число. А вот и следующий ребус.
40А
– Какое число мы видим? Что стоит после этого числа? Проговорите все слово.
– Итак, наш ответ «сорока». Мы правильно расшифровали этот ребус? (Лунтик говорит, что правильно и отдает детям еще одну монетку).
– Вы готовы решить следующий ребус?

– Тут нужно только внимательно проговорить. Что у вас получилось?
– Буратино, у нас получилось слово «семья». Ну как, правильно? (Буратино соглашается с ответом и протягивает монету).
– Ну что, показывайте ваш следующий ребус.
1
– Какое число вы тут видите? Что еще изображено? Теперь соедините эти два слова.
– Наш ответ «столица». (Лунтик говорит, что мы опять правы и дает нам монетку).
– Сколько у нас уже монет? 7 монет. Показывайте нам следующий ребус, нам нужны еще монеты.


9
4 7
– Как же решить этот ребус? Давайте посмотрим на последний пример. Мы его сможем решить? Какое число нужно подставить вместо треугольника? (3).
– Теперь вместо треугольника во втором примере подставим число 3. Посчитайте, каким числом является круг? (6).
– Ну, и теперь мы сможем решить первый пример, подставив известные нам числа вместо геометрических фигур.
– Ответ: 6-3=3
9-3=6
3+4=7
– Буратино, ты принимаешь наш ответ? (Буратино ответил, что принимает и отдал монетку).
– Следующий ребус.


4
3 1
– Давайте снова посмотрим на последний пример. Мы его сможем решить? Какое число нужно подставить вместо треугольника? (2).
– Дальше решите самостоятельно и скажите ответ нашим героям.
– Ответ: 6+2=8
2+4=6
3-2=1
– Вы решили правильно и получаете монетку.
– Сколько монет нам недостает до десяти? Одной монетки. Ну, посмотрите на последний ребус.
1

2
2 3
3 4 4– С какого примера нужно начать? Решите самостоятельно и скажите последний ответ нашим сказочным героям.
– Ответ: 6+1-3=4
6+2-5=3
5-2+3=6
3+5-4=4
– Ну, что мы справились с последним ребусом? (Сказочные герои говорят, что справились, поздравляют и отдают подарок).
– А вот и наш подарок! Сказочные герои подарили нам в группу пазлы, которые вы будете собирать вместе.
– Что мы сегодня решали? Что получали за каждый правильный ответ? Сколько набрали монет?