Сообщение из опыта работы на тему «Использование дидактических игр и упражнений для развития умственных способностей детей»


Сообщение из опыта работы на тему: «Использование дидактических игр и упражнений для развития умственных способностей детей»
Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого я использую разнообразные приемы, в том числе и игровые. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, головоломки, логические задачи и т.д. Практика показала, что задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно, развивают у детей сообразительность, логичность, гибкость ума. К решению занимательных задач вместе с детьми приходим в процессе поисковых проб. Ведь путь решения любой, даже очень простой занимательной задачи неизвестен, его нельзя передать в готовом виде. Поэтому поиск ответа всегда сопровождаем активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщения ряда фигур, свойств, сходных признаков.
Играя с детьми, я поняла, что одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения. При решении их наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение обобщение. Из практики видно, что задачи на поиск недостающей в ряду фигур являются более простыми, поэтому с переходом в старшую группу я их использовала в первую очередь.
Детям предлагалось рассмотреть нарисованные по горизонтальным рядам фигуры. Нужно найти недостающую. В ответ дети обычно указывали по несколько фигур. Тогда, выслушав ответы детей, предлагала доказать, что именно этот самолет нужно поместить в квадрат. Анализируя фигуры по горизонтальным рядам с детьми, выявляли закономерности повторяемых признаков. Для повышения самостоятельности детей в решение задач задание формулировала так: "Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой фигуры недостает в третьем ряду".
В своей работе с детьми использую и задачи на выделение признака отличия. Сначала дети поочередно рассматривают все фигуры общей группы, затем выделяют существенные признаки (цвет, размер). После ответов детей следует мое
обобщение. Такой поиск решения задач развивает логику действий и рассуждений, формирует умственную деятельность.
Играя с палочками, дети учились составлять фигуры из определенного количества палочек. Затем задание усложняла. В ходе игры дети преобразовывали фигуры путем перекладывания палочек. Например, построй домик из 6 палочек. Переложи две палочки так, чтобы получился флажок. Решение таких задач развивает у детей самостоятельность мышления, творческую инициативу, что необходимо для успешной работы. Также организую упражнения в преобразовании геометрических фигур, составление узоров, орнаментов. В таких заданиях уточняются знания о геометрических фигурах, их свойствах, развиваются сенсорные и мыслительные способности. В играх с детьми старшего возраста использую наборы на составление фигур-силуэтов. "Танграм", как и другие аналогичные игры ("Пифагор", "Колумбово яйцо"), вызывает у детей желание решить задачу самостоятельно, проявляя настойчивость, смекалку, сообразительность. С детьми рассматривали образцы, как они составлены, расположение частей. При затруднении выполнения задания. Я проводила совместный анализ, подтверждала правильность составления. Ребенок начинает пробовать, думать, исправлять ошибки.
Играя с детьми, я сделала вывод, что освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление, активизирует познавательную деятельность, интерес к математике.

15