Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»

УТВЕРЖДЕНО
приказом
заведующей МБДОУ № 5 «Дельфин»
от «____» «_________» 20__г.
№________










ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Дима С.
2015 – 2016 учебный год


















г.Шарыпово
2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
ФИО ребенка
Дима С.

Дата рождения
28.05.2010г

Возраст
5л 4мес

Группа
подготовительная группа компенсирующей направленности №7

Дата поступления в ДОУ
октябрь 2013

Период сопровождения
с сентября 2015

Мама (ФИО)
Валентина Юрьевна С.

Папа (ФИО)


Лица, заменяющие родителей (если такие есть)


Количество детей в семье
2

Перенесенные заболевания


Группа здоровья
2

 Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии



Общее недоразвитие речи (II). Дизартрия. Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Смирнов Дмитрий Сергеевич является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)


Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом



Воспитатели:
Ф.И.О.____________________________________
Ф.И.О.____________________________________

Специалисты:
Ф.И.О._____________________________________ – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог





КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи
(II) уровень с дизартрическим компонентом. Обращенную речь понимает.
Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков), слоговой
структуры слова (перестановка, пропуск слогов). Словарный запас беден.
Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Связная
речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ 2-х , 3-х предложений по наводящим вопросам
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.
Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Не регулирует силу нажима на карандаш, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы. Снижен интерес к игре. Малообщителен, не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. У Димы ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 1. Развитие всех компонентов речевой системы
2. Развитие и формирование познавательных процессов
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:
- Форма обучения очная, групповая.
- Работа в общем режиме.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,
и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
- развитии игровых умений и навыков;
- поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию
диалогического общения в совместных играх и занятиях;
- присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий
специалистов.
Базовая образовательная область
Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура
помещение
на улице
2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область "Речевое развитие"

Развитие речи
2 / 40 мин. (учитель - логопед)

Чтение художественной литературы
Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование
1 / 20 мин.

Лепка
0,5 / 10 мин

Аппликация
0, 5 / 10 мин.

Прикладное творчество
1/20 мин.

Музыка
2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой
деятельности, в семье.

Итого:


Индивидуальные занятия

Педагог - психолог
2/15 мин.

Учитель - логопед
3/15 мин.

Воспитатель
2/ 15 мин.

Музыкальный руководитель


Инструктор по физ. культуре














Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.
- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у
старшей логопедической группы составлена на основе Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.)
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
- Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы
мнемотехники

Здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы,
- разминку для пальцев,
- упражнения для глаз,
- дыхательная гимнастика,
- релаксационные паузы,
- психогимнастика,
- музыкотерапию,
- пальцевый массаж.

Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.







Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)


п/п
Специалист сопровождения
Основные направления

Режим и формы работы
Показатели динамики развития
Формы оценки результатов работы
Формы работы с родителями

1.
Учитель - логопед
1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в слогах (прямых, обратных, стечениях); словах; словосочетан.; предложен., скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи. Дифференциация с близкими по акустич., артикуляторн признакам звуками. 2. Лексика. Уточнение, расширение и обогащение словаря по тематич. плану. Работа по формированию родовых и видовых обобщающих понятий. Обогащение словаря относит, притяжат. прилагат., словами-антонимами. Расширение предикативного словаря, словаря признаков. 3.Грамматический строй речи. Работа над образованием мн. ч. сущ. в И.и Р.падежах. Образование уменьшит-ласкат. сущ. и прилагат. Образование притяжат. прилагат. Работа над согласованием сущ. с прилагат. в роде, числе, падеже. Работа над правильным согласованием сущ. с глаголами, сущ. с числительными. Образование относит. прилагат. Работа по пониманию и употреблен. простых предлогов. Составление простых распространен, сложноподчинен. предложений. Анализ простых предложен. 4.Фонематич. сторона речи Формир. умение выделять гл и согл. звуки из ряда звуков, слогов, слов, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове.Формировать навык анализа и синтеза слогов, слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки.Ознакомление с буквами. 5.Связная речь. Составление рассказа-описания по плану, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворен, скороговорок, загадок. 6.Работа над развитием мелкой моторики. 7. Профилактика дисграфии. 8.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 9.Медикаментозное лечение у невролога.
Индивидуальн. занятия: вторник, среда, пятница

Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки. Постановка звука [л] Темп речи замедленный. Слабая мелкая моторика.
Обследование уровня речевого развития
Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, просмотры НОД
анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление
памяток, стендов, выпуск брошюр,
оформление страницы на сайте ДОУ

2.
Педагог-психолог
-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через
игры, упражнения и мероприятия.
-Развитие социально-значимых умений.
-Развитие коммуникативных навыков.
-Развитие общих интеллектуальных умений
ребенка: приемы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения,
абстрагирования.
-Развитие произвольных функций контроля и планирования своих действий.
- Развитие ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать
представление о взаимодействии
внешних объектов и тела.
- Развитие мелкой моторики рук ребенка.
Индивидуальн занятия: понедельник, четверг

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (затрудняется в выделение лишнего предмета и обобщении), моторику.
Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Оформление страницы на сайте ДОУ.


Воспитательный компонент:

Консультации для родителей:
Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека»,«Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через
совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.
Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

Заключительный раздел

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

15