Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.


Класс 7
Тема. Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока. Рассмотреть физический смысл явление тяготения и силы тяжести.
Задачи.
Образовательные. Учащиеся ознакомятся с физической величиной «Сила тяжести»; с явлением тяготения. Научаться описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о «явлении тяготения», «силе тяжести»; рассчитывать силу тяжести.
Развивающая. Продолжить развитие овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний и практических умений; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии споставленными целя; умения: сравнивать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы.
Воспитательная. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел , проектор, ПК и слайды, тесты.
Дидактические средства: демонстрация падения шарика, подвешенного нанити, вылет пули из баллистического пистолета.
Ход урока
I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения обучающегося в
пространство учебной деятельности на уроке
Деятельность учителя Деятельность обучающегосяПриветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.
Создаѐт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность Проверяют домашнее
задание.( Тест по теме « Закон Гука. Сложение сил»). Взаимопроверка.
Положительная ,эмоциональная
направленность,для успешной работы на уроке.
II. Актуализация и пробное учебное действие .Проблемная ситуация.
Деятельность учителя Деятельность обучающегосяРешить задачу на стр. Пробуют решать. Фиксируются индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия.
Учитель: Физика неотделима от эксперимента. И так перед вами опыты. Опыты: Движение пули вверх.(баллистический пистолет)
Движение пули брошенного горизонтально.
Движение шарика, подвешенного на нити (нить перерезали) Вопрос: Что мы видим?
Учитель: Итак, на основе
показанных опытов скажите, о
чем мы сегодня будем говорить наурокеУчитель: Верно. Мы сегодня
будем изучать силу, от чего она
зависит, рассмотрим явления,
связанные с силой. Шарик изменяет свою скорость.
Шарик и Земля взаимодействуют.
О взаимодействии тел, о притяжении
Явление тяготения. Сила тяжести.
III. Выявление места и причины затруднения. .Цель: организация выхода обучающихся в рефлексию пробного
действия , выявление места и причины затруднения
Деятельность учителя Деятельность обучающегосяУчитель: Верно. Мы сегодня будем изучать силу, от чего она зависит, рассмотрим явления, связанные с силой. Определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя. Явление тяготения. Сила тяжести. Формы работы: групповая и парная работа. В ходе проблемного диалога проговаривается тема урока, ставится цель , формулируется план действий.
IV. Реализация построенного проекта.
Цель: осуществление реализации построенного проекта
Деятельность учителя Деятельность обучающегосяДелают выводы, отличая факт от гипотезы, в результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию.
Учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
Обменяйтесь своими мнениями Обмениваются друг с другом своими знаниями
В чем же заключается явление тяготения? Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п. Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д. Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.
Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю? Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю.
Зная массу и силу действующую на тело массой 1 кг можно найти силу тяжести.
Fт =m*g, g= Fт /m =>g = 9,8H/кг Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому взаимное притяжение тел Вселенной названо всемирным тяготением
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: решение обучающимися типовых заданий с проговариванием
решения вслух.
Учитель:
К чему приложена Fтяж. ?
Как направленна Fтяж. ?
От чего зависит притяжение тел к Земле?
Действует ли сила тяжести на воздух в комнате?
Экспериментальное задание:
1 задание
1.Определите цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра
2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1 кг; 0,2 кг; 0,3 кг; 0,4 кг.
По результатам измерений заполнить таблицу.
m, кг 0 0,1 0,2 0,3 0,4
Fтяж., Н Проанализировав табличные данные, ответьте на вопросы:
- Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза?
- При увеличении массы груза в 2 раза сила тяжести увеличилась в … раза
- При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести … в … раза
- Как называется такая зависимость в математике?
2 задание
Построить график зависимости силы тяжести от массы тела Fтяж.(m)- ?
Проанализировав график, ответьте на вопрос:
- Что представляет собой этот график?
Сделайте вывод:
Графиком является ……………………… , следовательно сила тяжести,
действующая на тело, ………………………………………….. его массе.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: использование индивидуальной формы работы для самостоятельного выполнения задания нового типа.
Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
Учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
Работа в группе Экспериментальное задание: 3
Задание (метапредметное)
В таблице приведены значения коэффициента g для различных мест Земли . Рассчитайте значение силы тяжести, действующей на тело массой 10 кг. Какой вывод можно сделать из таблицы?
Место на Земле Значение gН/кг Значение силы тяжести Fтяж., Н
Полюс 9,83 Широта 45 9.81 Экватор 9,78 Работа в парах 4 задание (метапредметное)
В таблице приведены значения ускорения свободного падения для различных планет Солнечной системы. Выполните следующие задания: Рассмотрите таблицу.
Планета Солнечной системы Значение g, Н/кг
Меркурий 3,7
Венера 8,76
Земля 9,78
Марс 3,76
Юпитер 23,50
Сатурн 9,06
Уран 9,8
Сделайте вывод: На какой из планет сила тяжести, действующая на тело, наименьшая? Почему?
VII. Включение в систему знаний и повторение.. Цель: использование изученного ранее материала для выполнения заданий
Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Решить задачу на стр. VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Цель: фиксирование нового содержания, организация и рефлексии и самооценки обучающимися их собственной учебной деятельности
Что вы нового узнали на уроке?
IX. Домашнее задание: §30 упр 15
Тест по теме. Закон Гука. Сложение сил, действующих на тело по одной прямой.
I Вариант
1. Две силы F1 и F2 действуют на тело в одном направлении. По какой формуле следует рассчитывать равнодействующую силу R?
a. R = F1 - F2
b. R = F1 + F2
c. R = F2 - F1
d. Среди ответов нет верного2 На тело действуют две силы: влево, равная 10 Н, и вправо, равная 16 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил?
a. 6 Н; влево
b. 6 Н; вправо
c. 26 Н; влево
d. 26 Н; вправо
3. Чему равна и как направлена равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону?
a. Сумме модулей составляющих сил; направлена в ту же сторону
b. Сумме модулей составляющих сил; направлена в противоположенную сторону
c. Разности модулей составляющих сил; направлена в ту же сторону
d. Разности модулей составляющих сил; направлена в противоположенную сторону
4. Силы 75 Н и 50 Н направлены по одной прямой в противоположном направлении .Как направлена и чему равна результирующая сила?
а. 25 Н; в сторону меньшей силы
б. 25 Н; в сторону большей силы
в. 125 Н; в сторону большей силы
г. 125 Н; в сторону меньшей силы
5. Под действием силы 4 Н пружина удлинилась на 0,02м. Чему равна жесткость пружины?
А.  ; Б.  ; В.  ; Г. ; Д.  .
II Вариант
Тест по теме. Закон Гука. Сложение сил, действующих на тело по одной прямой.
1. Две силы F1 и F2 действуют на тело в противоположенных направлениях, причём F1 < F2 По какой формуле следует рассчитывать равнодействующую силу R?
a. R = F1 + F2
b. R = F1 - F2
c. R = F2 - F1
d. Среди ответов нет верного2. Две силы – 15 Н и 45 Н – направлены по одной прямой в одну сторону. Чему равна и как направлена равнодействующая этих сил?
а.  30 Н; в ту же сторону, что и составляющие силы
б.  60 Н; в сторону, противоположную составляющим силам
в.  90 Н; в ту же сторону, что и составляющие силы
г.  60 Н; в одну сторону, с составляющими силами
3. Равнодействующую двух сил нашли по формуле: R = F1 + F2 Что можно сказать о направлении сил F1 и F2 ?a. Они направлены в противоположные друг другу стороны
b. Они направлены в одну сторону
c. Недостаточно исходных данных
d. Среди ответов нет верного4. Силы 75 Н и 50 Н направлены по одной прямой в противоположные стороны. Как направлена и чему равна результирующая сила?
а. 25 Н; в сторону меньшей силы
б. 25 Н; в сторону большей силы
в. 125 Н; в сторону большей силы
г. 125 Н; в сторону меньшей силы
5. Определить удлинение пружины, если на нее действует сила 10Н, а жесткость пружины  .А. 2м; Б. 20см; В. 0,02м; Г. 5 см.

Ответы
Закон Гука. Сложение сил, действующих на тело по одной прямой.
№ Вопроса I Вариант II Вариант
1 В С
2 В Г
3 А В
4 Б Б
5 Д В

Экспериментальное задание:
1 задание
1.Определите цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра
2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1 кг; 0,2 кг; 0,3 кг; 0,4 кг.
По результатам измерений заполнить таблицу.
m, кг 0 0,1 0,2 0,3 0,4
Fтяж., Н Проанализировав табличные данные, ответьте на вопросы:
- Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза?
- При увеличении массы груза в 2 раза сила тяжести увеличилась в … раза
- При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести … в … раза
- Как называется такая зависимость в математике?
2 задание
Построить график зависимости силы тяжести от массы тела Fтяж.(m)- ?Проанализировав график, ответьте на вопрос:
- Что представляет собой этот график?
Сделайте вывод:
Работа в группе
Экспериментальное задание. №3
Задание (метапредметное) для проверки и оценки знаний ,показать связь физики с жизнью и. т. д.
Приведены значения коэффициента g для различных мест Земли . Рассчитайте значение силы тяжести, действующей на тело массой 10 кг.
Место на Земле Значение g Н/кг Значение силы тяжести Fтяж., Н
Полюс 9,83
Широта 45°С 9.81
Экватор 9,78
Какой вывод можно сделать из таблицы?
Вывод:
Работа в парах
Экспериментальное задание. №4
Задание (метапредметное)
В таблице приведены значения гравитационной силы для различных планет Солнечной системы. Выполните следующие задания: Рассмотрите таблицу.
Планета Солнечной системы Значение g, Н/кг
Меркурий 3,7
Венера 8,76
Земля 9,78
Марс 3,76
Юпитер 23,50
Сатурн 9,06
Уран 9,8
Сделайте вывод:
На какой из планет сила тяжести, действующая на тело, наименьшая? Почему?