Консультация для педагогов Использование сказки для формирования активной жизненной позиции.


Консультация для педагогов.
Использование сказки для формирования активной жизненной позиции.
Если вы хотите, чтобы ваши дети
были умными – читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще
умнее – читайте им больше сказок.
Альберт Эйнштейн.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Современные условия в обществе в век компьютеризации и телевидения заставляют человека возвращаться к истокам народной мудрости, формировать социально-личностную позицию дошкольников через ознакомление со сказкой, которая служит источником комбинированной способности ума, возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
Детство - детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, магазин, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.
Сказка должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.
Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
А язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.
Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Сказке мы обязаны возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Трудно отрицать роль сказок в развитии детей. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, с взрослыми.
Но с развитием массового телевидения, конечно, читать дети стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. А ведь сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Так специально подобранные сказки и вопросы к ним, творческие задания, беседы, игры и упражнения, формируют в детях способность следовать нравственным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.
Предлагаем вашему вниманию занятие, направленное на глубокое и многогранное переживание темы добра.
Урок доброты
Цель:
Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит - мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются и, и мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.
Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и помогла ему; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д.
После того, как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что ей рассказали дождинки.
Беседа
Покажите детям семечко какого-либо фруктового дерево и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить все, чья доброта помогла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника)
Затем попросите детей перечислить все, чья доброта помогает расти им. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек)
Чтение детям сказки
Даром ни одно доброе дело не пропадает
А. Неёлова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, - думает крестьянин, - пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с ребятишками?»
И что ни день, все в поле ходит, в небо посматривает – не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорить одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная – тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду вслед за ней.
И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, - обрадовался крестьянин; - не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. – Пойду и я порадую мужичка, подумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! И я! – послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, и снял крестьянин со своей полоски богатый урожай.
Не пожалей его маленькая дождевая капелька – не собрать бы ему и семян со своей полоски, и пришлось бы ему всю зиму с семьей голодать.
Вопросы и задания к сказке:
Почему капелька пожалела крестьянина?
Расскажите, о чем говорят между собою капельки и колоски.
Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и из него вырос колосок доброты. Расскажите, как этот колосок поможет людям.
Какой была туча – мама добрых капелек? Чему и как она учила своих детей?
Творческое задание «Доброе дело»
Прочитайте детям пословицу «Доброе дело, что дождь в засуху».
Раздайте детям карточки с рисунками добрых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, книга, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя этот предмет. Дети должны угадать, о ком рассказали их друзья. Например: поит, умывает (вода), укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
Рисунок «Дерево доброты»
Попросите детей нарисовать дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни дети вспомнят.
Литература:
А. Лопатина, М.Скребцова. Начала мудрости. 50 уроков добрых качеств. М., 2005.
А. Лопатина, М.Скребцова. «Вечная мудрость сказок». М., 2008.
В. Алексеенко, Я.Лощинина. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника. М., 2008.
О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев « Лабиринт души: терапевтические сказки». М., 2001.