Праздник русской каши

«Праздник русской каши»
Цель: познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни через музыкальное и театральное творчество.
Материалы и оборудование: тарелки, ложки, скатерти, салфетки, кринка, чугунок,. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, горох) в стеклянных баночках.
Предварительная подготовка:
сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.); отрепетировать: частушки на тему "Злаки и каши"; песни, частушки, пословицы, хоровод.

Ход праздника:

Праздник проводиться в «русской» комнате с печью
Ведущий (в народном сарафане) : Здравствуйте дорогие гости!
На Руси осенью и на послерождественские дни, после окончания поста, приходился грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. У наших предков каша была блюдом праздничным и далеко не простым. На любом гулянье, обряде каша занимала одно из главных мест. До наших дней дошло множество народные приметы о каше.
-Много в поле кашки, быть сеногною.
-Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой- к снегу.
-Каша из горшка вылезет из печи- к худу, в печь -к добру.

Учитель. Одним из основных блюд наших дедов была каша. Крупу наши предки называли «засыпа». Отсюда и слово «засыпать». Дробленая крупа называлась «варгеня». Из нё можно было приготовить наскоро – «сварганить». А что сегодня означает выражение «сварганить»?
Приготовить, сделать что-то наскоро, быстро.
Выбор каш в русской кухне был очень широк. Их варили из ячменя, проса, овса. Сдабривали их маслом. Богатые люди – маковым, ореховым, бедные - льняным, конопляным.
Ведущий. Щи да каша – пища наша. Недаром так в народе говорится. Кашу с удовольствием едят русские люди: вкусная, сытная, полезная. Готовится без затей, особенно нужна для детей.
Ребята! Вы тоже в столовой часто едите кашу. Многие не хотят её есть, поступают, как эти 2 девочки:
Девочка-1. Каша, каша – не хочу, лучше сникерс проглочу!
Девочка-2. А меня зовут Алина, тоже каши не хочу!
Мне на завтрак мареладку, шоколадку я хочу!
Ведущий. Ах, вы глупые мои, неразумные мои! Кушайте кашу, кушайте! Да про неё послушайте!
Как появилась каша на нашем столе?
Праматерью хлеба величают её в народе. Рассказывают, сто варил как-то древний кулинар кашу, и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди сначала огорчились на кашевара, а потом попробовали новое блюдо. Так народ рассказывает – из каши хлеб появился.
Отсюда и поговорка: «Каша-мать наша».
У русичей сушествовал обычай: при заключении мирного договора вместе с бывшими врагами готовили кашу и съедали в знак примирения. Отсюда и поговорка: «С ним каши не сваришь!»
Без каши не обходились на Руси Рождественские праздники, крестины, похороны и другие события в жизни народа.

Дети:
1. Сорока - белобока
кашу варила,
ребят созывала
про кашу слушать
да кашу кушать.
Маше каша не дается,
В рот из ложки не кладется,
А конфеты без хлопот
Сами так и лезут в рот.
Разве Маша виновата -
Каше места маловато.

2-й: Каша из гречки
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Митенька ел,
Кашу хвалил,
На всех разделил.
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке.

Учитель. (презентация) Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.
Итак, попробуем представить дом русича в древности.
Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом вылечит.
Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь, с чего начинать? Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.
Ведущий. Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка. Так первым делом начинает растапливать печку, да ставить в неё чугунки. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всякой надобности.
Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, калачи – для детишек маленьких. Вот такая славная печка была в русском доме!
Появляется Домовой: Сама-то печка-добрая. И пироги печет, и щи варит! А люди норовят все сами съесть, мне ничего не оставляют!
Учитель. Это что ещё за чудо?
Домовой: Это я, Домовой.

Ведущий. Рады тебя видеть в нашем доме! Мы много о тебе знаем, но встречаем впервые. Может, ты нам расскажешь о наших далеких предках?
Домовой: Я, конечно, могу много интересного вам рассказать. Но сначала хочу проверить, что вы знаете обо мне и о моих друзьях – домовых духах.

1-й ученик. Я знаю, что важнейшим духом, охранявшим дом славян, считался ты, уважаемый Домовой. Живешь ты под печкой. И чтобы ты был добрый, дают тебе краюшку хлеба, да миску молока.

2-й ученик. А я знаю, что ты добрый дух. Но как всякая нечисть, любишь иногда делать всякие пакости.

3-й ученик. Если ты, Домовой, живешь в ладу с хозяевами, то бережешь скотину, расчесываешь гриву лошадям, даже посуду иногда моешь! А, если ты сердишься, то путаешь гриву лошадям, крадешь молоко у коров.
Уважаемый Домовой, испокон веков тебя чтили на Руси, не представляли свой дом без тебя!

Ведущий. Деревянные фигурки бородатых людей – Чуров олицетворяли пращуров того или иного рода. До наших дней сохранилось выражение: «Чур меня!».

4-й ученик. Кроме Домового и Чуров охраняли семью Дворовой, Скотник, Кутный бог. Они были добрыми. Но был и злой дух – Банник. Для него резали черную курицу, чтобы задобрить.

Домовой. Молодцы, ребята! А я хочу вам рассказать, как выглядела русская изба.
По диагонали от печи находился Красный угол. Это самое святое место, в нем стояли иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься. Стол ставили в Красном углу. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. А лавки и скамьи – это одно и то же? В чем разница?

5-й ученик. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать. А еще в домах были рундуки, сундуки – вот и вся мебель!

Домовой. Ой, какие вы молодцы! Как много знаете! Только мы, Домовые не только умные, но и веселые, танцевать любим! А ну, честной народ, выходи в хоровод! Давайте потанцуем!

Хоровод «Калина-малина»

Учитель: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

1-й ребенок: Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной отец наш родной.
1-й ребенок: Щи да каша – пища наша! 1-й ребенок: Густая каша семьи не разгонит.

2-й ребенок: Русского мужика без каши не накормишь.
2-й ребенок: Нет щей – так каши больше лей!

3-й ребенок: Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
3-й ребенок: Кашу есть – зубов не надо!

4-й ребенок: Без каши и обед не в обед.
4-й ребенок: Горе наше, что без масла каша!

5-й ребенок: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
5-й ребенок: Кашу маслом не испортишь.

6-й ребенок: Каша - кормилица наша!
6-й ребенок: Хороша кашка, да мала чашка

7-й ребенок: Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова.
7-й ребенок: Кашу ешь, а ножом не режь!


Домовой. А я как кашу люблю! Век её ем, и все время хочу! А вы знаете, ребята, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки:
· Что всегда поверх каши лежит? (Масло).
· Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (Соль).
· Жидкое а не вода, белое, а не снег (Молоко.)
· Я бел, как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар).
Молодцы, ребята! Знаете, как кашу готовить! За это я с вами в игру сыграю!

Ведущий: Ай да молодцы, а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака.
Конкурс "Что за каша? "
Дети с завязанными глазами определяют название каши, после тоо как попробуют.

Учитель: Отгадайте загадки о злаках и о кашах, которые готовятся из этих злаков:

1. Не поле, а волнуется. (нива)
2.Черна, мала крошка, соберут немножко.
В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)
3. Что две недели зеленеет,
две недели колосится,
две недели отцветает,
две недели наливает,
две недели подсыхает? (рожь)
4. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)
5. Мала малышка, золота кубышка. (просо)
6. Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)
7. Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)
8. Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна (Гречневая).
Точно известно, что родом она с юга. А про все южное в древние времена говорили – греческое. Вот откуда название каши.
9. Её любят маленькие дети, самая вкусная на свете. (Манная)
10. Называют её кашей красоты. Полюби её и ты. (Овсяная)
11. Белые зернышки во рту тают, о Китае вспоминают. (Рисовая).
12. Разваренные крупинки сверкают, словно жемчуга (Перловая).
12. Эту кашу любил Петр-I. Перловая - потому что перл – по французски – жемчуг, а разваренная каша напоминает бусинки жемчуга.
13. Мелки зернышки напоминают солнышко. Желто в горшке – сытно в брюшке. (Пшенная)

Домовой: Я буду называть продукты. Если они подходят для каши, говорите –«Да», а не подходят – говорите «Нет».
ИГРА:
Сорока – белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла, и вот что взяла:
· Парное молоко (да)
· Куриное яйцо (нет)
· Крупа манная (да)
· Капуста кочанная (нет)
· Соленый огурец (нет)
· Мясной холодец (нет)
· Сахар да соль (да)
· Белая фасоль (нет)
· Масло топленое
· Рыбка соленая
· Лавровый лист
· Китайский рис
· Чернослив и изюм
· Шоколадный лукум
· Перец болгарский
· Соус татарский
· Клубничное варенье
· Бисквитное печенье
Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой!

Учитель: Дорогие наши гости, а ребята знают частушки о каше.

«Частушки про зерно и про кашу»
1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,
Дайте каши с молоком.
Наедимся вкусной каши
И частушки вам споем.

2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,
Щей наваристых отведать.
Когда снова приглашу -
Перловой кашей угощу.

3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,
Мой миленок заболел.
Аппетита он лишился -
Полведерка каши съел.

4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,
Только вовсе нету сил.
Полведерка каши съел бы,
Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок: Ой, разросся наш горох
На широкой грядке.
Сварю кашу из него -
И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего
Кормят всех нас кашею,
Манную на молоке,
Кашу любят все!

Домовой: Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»
Дети делятся на две команды и соревнуются силой.

Ведущий: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками. повторяйте:
- На столе каша, а на стуле Маша.
- Маша ела кашу, мама мыла чашу.
- Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.
- Наша каша хороша - из пшеницы и овса.
- Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Конкурс «Золушка»
Дети отделяют фасоль от гороха.

ГИМН КАШЕ. Читают учащиеся.
1. Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: В голове у вас – каша,
Только это, друзья, чересчур!
Ведь, согласитесь-ка, ребята,
Что поговорка не права.
Но разве каша виновата,
Что бестолкова голова?

2. Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять,
Говорят, что во рту у вас каша,
Обвиняют беднягу опять.
Но, согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у нас ленив?

3. Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога уже видна.
Говорят - башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но, разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость.
Ведь в том не каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь.

4. Не верьте в разные обманки
Нет ничего прекрасней манки!
Развеять эти мифы каждый будет рад.
Каша – это то, что на столе дымится
И испускает вкусный аромат!

Ведущий. На каше даже гадали. Если летом каша подрумянилась – к дождю, а зимой – к снегу. На Рождество ложку каши подбрасывали к потолку. Если много зерен прилипнет – богатый будет урожай! А если мало – плохой.

Учитель. Главным угощением каша была в день, когда крестят ребенка. Устраивали праздничный обед крестины. В старину основными угощениями на крестинах были «бабьи каши» и «бабьи пироги». Каша символизировала продолжение рода, она варилась из нескольких видов крупы и была очень густой и сытной. За горшок каши родня вела шуточный торг, а после опустошения горшок разбивался на счастье малышу.

стоит стол, за столом гости ( ученики), (в центре стоит кроватка, в ней кукла)

Крестная (девочка):
Собрались мы на крестины.
Ангелочка именины!
Наш малыш на радость нам
Был введен в священный храм.
Гости званые, садитесь,
Хорошенько угоститесь,
Ешьте-пейте не спеша
За здоровье малыша!

Крестная выносит на этот раз кашу и начинает раздавать.
Кладет ложку маме малыша:
Первой нашу кашу
Откушает мамаша!

Мамаша: Буду есть, поправляться,
Сил набираться!

Кладет ложку каши отцу и обильно посыпает солью, перцем или поливает горчицей:

Папаша: И Папаше ложечку!
Буду жевать понемножечку,
Кашка ядреная,
Кашка соленая!
Все: Будет папаша знать,
Как трудно деточек рожать!

Угощает братьев и сестер (любым ученикам):
По ложке братикам-сестричкам,
И большим, и невеличкам!
Чтобы с младшеньким играли,
Чтоб его не обижали!
Угощает бабушек и дедушек:
Бабушка и дедушка: Внук у нас отменный,
А возраст наш почтенный,
Нам кашки по полной чашке!

Угощает крестного:
Крёстный: Крестный съест в один присест!
В кашке маслице коровье,
Будет ребеночку здоровье!

Угощает других родственников:
Вам, тетушки-дядья,
На всех одна бадья!
Ешьте-доедайте,
Малышу расти желайте! (ставит на стол)

Домовой: Ну и удивили меня, даже традиции старинные знаете

Домовой: Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можно полечиться!
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней!
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит!
Сокрушит любой недуг.
Чай - здоровью лучший друг!

Ученик 7. Чай появился на Руси намного позже. Его привезли из Монголии, потом – из Китая. Сначала он был очень дорог и недоступен для простого люда. А потом, когда чай подешевел, русский люд не представлял себе застолья без чаепития. Да с вареньицем! Да с пряниками! Да с конфетами и всякими сладостями!

песня "Сладкоежки".

Домовой: А теперь мне пора возвращаться к себе за печку, молодцы вы ребята, теперь я точно знаю, вы любите кашу и знаете о ней очень много, и я вам в подарок оставляю горшочек каши, которая вам прибавит здоровья и ума. Прощайте. (уходит)

Ученик 8: Нас вскормили кашей. Потому мы и выросли такими большими и умными, что хорошо кушали кашу в детстве- ложку за папу, ложку за маму. А если мало каши ели - кто же вам виноват? Учтите, наверстать это вовсе не поздно


Учитель. В конце трапезы подавали «сыто» - вареное пшено с медом, и гости понимали, что им пора уходить. Отсюда и поговорка – «Наесться досыта!»
Многие блюда тех далеких времен мы любим по сей день. Это и каши, и борщи, кисели и квасы. И много других блюд. Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого. Так давайте помнить и чтить нашу историю и наши традиции!

Ученик 9:
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет,
А преданья станины
Забывать мы не должны
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

Песня «Самовар».

Чаепитие.
Мануковская И.В. 2013 год

15