Методический материал «Педагогическая поддержка подростка с ОВЗ как объективная реальность»


«Педагогическая поддержка подростка с ОВЗ как объективная реальность»
Ломка личностной ориентации по отношению к ребенку требует пересмотра организации системы воздействия на личность воспитуемого. Одной из причин неблагополучия ребенка, подростка является, отсутствие педагогического индивидуального внимания к «особости, уникальности и отличности (в смысле отличия) каждого школьника»
Наверное в каждом классе есть воспитанник, которого считают плохим и неисправимым. К нему проявляют недоброжелательное отношение, бесконечно фиксируют его поступки, его осуждают и наказывают. Положительные черты личности при этом не выявляются. Вследствие этого у ребенка возникают ожесточение, озлобление, желание отомстить обидчикам – педагогам и сверстникам за равнодушие к его положению. Такой подход равнодушного фиксирования поступков и осуждения идёт по ложному пути, т.к. педагог стремится только искоренять поступки. Но у каждого воспитанника есть стремление к хорошему ; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Но ребёнок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправлении ошибок. Он нуждается в помощи доброго вдумчивого педагога. Так как в сознании воспитанника происходит непрерывная борьба положительных и негативных тенденций, вовлечение ребёнка в совершение морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных.
Ребёнку в любом возрасте необходима педагогическая поддержка.
Известный ученый Олег Семёнович Газман разработал технологию педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка - особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Основные принципы обеспечения поддержки:
- согласие ребёнка на помощь и поддержку;
-опора на потенциальные возможности личности;
-вера в свои возможности;
-ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность (анонимность);
- доброжелательность, безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
-реализация принципа «не навреди»;
-рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции педагога составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в/ уважение достоинства и доверие, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития.
Т.В. Анохина выделяет виды препятствий (социальные, субъективные, материальные) . (рис. 2). Рис. 2. Структура препятствий, возникающих у личности (по Т. В. Анохиной)
ПРЕПЯТСТВИЯ
СУБЪЕКТИВНЫЕ
«Я» — препятствия
(личностные)
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
«ОНИ» — препятствия
(средовые)

ОТСУТСТВИЕ ОРИЕНТАЦИИ
ТРУДНОСТЬ
ПРОБЛЕМА

ИСТОЧНИКИ ПРЕПЯТСТВия*школьная и внешкольная среда (работники школы, друзья, сверстники, семья, социокультурная атмосфера)
*когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая компоненты структуры личности
*степень материально-технического обеспечения образовательного процесса (учебники, оборудование, технические средства); материальное благосостояние ребенка в семье)
Главным постулатом педагогической поддержки выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Приёмы педагогического воздействия.
Приёмы, содействия улучшения взаимодействия учитель- ученик
- проявление доброты, внимания, заботы;
-просьба;
-поощрение;
-доверие;
-выражение положительного отношения;
-прощение;
Приёмы, способствующие повышению успеваемости
-организация успеха в учении;
-ожидание лучших результатов;
Приёмы, вовлекающие воспитанника в совершение
морально ценных поступков
- убеждение;
- доверие;
- моральная поддержка;
-вовлечение в интересную деятельность;
-нравственное упражнение
Приёмы, строящиеся на понимании динамики чувств и
интересов воспитанника
- фланговый подход (через слабости ребёнка);
- активизация сокровенных чувств воспитанника.
Выделяются следующие этапы педагогической поддержки подростка в решении жизненно важных проблем. Они складываются из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
— I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка по разрешению проблемы;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
Технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.