Доклад на тему Взаимосвязь учителя и воспитателя в процессе обучения и воспитания. Самоподготовка как средство повышения уровня знаний воспитанников


ОКОУ Ивановская школа –интернат для детей –сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
Доклад
«Взаимосвязь учителя и воспитателя в процессе обучения и воспитания. Самоподготовка как средство повышения уровня знаний воспитанников».

Подготовил: Трубчанинов Ю.И.
2017 год

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.
Человека, умеющего самостоятельно планировать свою деятельность, научить детей учиться - эта проблема в последние годы стала одной из наиболее актуальных в сфере образования. Ведь подготовить выпускников к жизни - это значит вооружить их не только знаниями, но и научить овладевать знаниями самостоятельно. Формирование умения учиться является сложной задачей.  Умение учиться возникает не само по себе, а это результат серьезной работы.
Цель самоподготовки: привитие навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению полученных знаний на уроке, а также контролю и оценке своих действий.
Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильный режим дня, оборудование рабочего места для занятий, определение продуктивного и оптимального порядка выполнения домашнего задания на день или на всю неделю в целом. К внутренним условиям необходимо отнести умение быстро включаться в работу, вести ее в хорошем темпе, не отвлекаясь.
Основные требования к ученику в процессе выполнения домашнего задания – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.    Но нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности и выработать его в одном каком-то одном виде деятельности невозможно.
Воспитателю необходимо помнить, что у учащихся может быть не всегда устойчивое внимание, что не у всех выработаны необходимые навыки и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправданна.
Процесс воспитания - есть процесс непрерывный и целостный. В современной школе - интернате воспитание осуществляется большим коллективом людей – педагогами, руководителями школы, техническим персоналом, широкой общественностью, в содружестве с которой работает школа-интернат. От единства воли и действия всех людей, их целеустремленности и настойчивого труда зависят успех всего дела воспитания. Но объектом воспитательных усилий педагогов является воспитанник и коллектив, в котором он живет.
Именно поэтому всей воспитательной работе в школе-интернате, всем воспитательным мероприятиям должна предшествовать глубокая и содержательная деятельность воспитателя по изучению личности своих питомцев, их индивидуальных особенностей.
Знание педагогами особенностей и закономерностей физического и психического развития воспитанников в младшем, подростковом и старшем школьном возрасте, уметь точно соотносить их с методами, формами проводимой в коллективе воспитательной работы, умение сообразно этим особенностям строить взаимоотношение воспитателя с подростком - это решающие условия эффективной и педагогически оправданной организации воспитательного процесса. Иначе говоря, в методически правильном организованном процессе воспитания дети всегда будут помощниками и союзниками учителя и воспитатели.
Воспитание - это организация условий. Чем целесообразнее будут организованы условия, тем успешнее результаты воспитания. К школьным условиям в первую очередь следует отнести личность учителя и воспитателя, т. е. как они понимают процесс воспитания, какие ставят коррекционно-воспитательные задачи. Личность учителя и воспитателя всегда служили и служат положительным примером для детей, его подготовленность, личные качества, любовь к детям. Также к школьным условиям следует отнести режим работы школы - интерната, организацию уроков, проведение самоподготовки.
Специфика воспитательной работы во вспомогательной школе выражается в том, что эта работа направлена на ослабление преодоления недостатков развития, коррекцию его личности.
В работе с детьми учитель и воспитатель видят прежде всего воспитание общечеловеческих ценностей: любовь к добру, взаимопонимание и взаимопомощь, умение дружить, воспитание уверенности в своих силах.
Основной задачей нашей школы являются:
1.Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.
2.Привитие санитарно-гигиенических навыков.
3.Создание условий для социальной адаптации воспитанников.
Все задачи решаются единством обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
В работе с детьми в условиях школы – интерната создается определенная непрерывная деятельность воспитательного воздействия учителя и воспитателя, поскольку ребенок как во время уроков, так и во время самостоятельных и внеклассных работ находится под наблюдением и контролем учителя и воспитателя.
Воспитатель школы-интерната в тесном содружестве с учителем наблюдает, анализирует и определяет психологические особенности каждого ребенка. Он стремится своими действиями нейтрализовать излишнее возбуждение, нервозность детей, пресечь ложь, эгоизм, лень и др. проявления. В нашей группе очень легко возбудимый воспитанник – Лунев Борис. Он быстро раздражается и у него масса конфликтов с друзьями. Боря иногда бывает так возбужден, что и не помнит, из-за чего он поссорился с товарищами. Для нейтрализации у Боря нервозности мы с учителем стараемся создавать определенные условия для таких, как Боря, а именно: начали поручать легковозбудимым ребятам подвижную работу (приготовить пособия, раздать тетради, вымыть классную доску). Боря и Евгений, ( а он тоже относится к легко возбудимым), с интересом, активно работали в спокойной обстановке, и при этом у них не оставалось времени для неорганизованного поведения, причем делают эти поручения не только во время уроков, но и при проведении самоподготовки.
Учитель и воспитатель не должны ставить свое отношение к детям в зависимость от личных настроений и настроения учащихся.
Много трудных минут в работе доставляют упрямые дети. К примеру – Гаражанкин Евгений. С виду вроде бы послушный, хотя своеобразный мальчик. Но на элементарные требования воспитателя он упрямится, отказывается. Настаивание на своем приводит к тому, что только усиливает раздражение. В таких случаях мы учитываем его состояние и стараемся предупредить нарастающее возбуждение, например: Женя, поиграй до начала занятий с малышами, а затем не забудь сделать то, о чем тебя попросили. Здесь не прямое, а косвенное требование учителя или воспитателя менее сильный раздражитель и можно избежать перенапряжения нервных процессов у больного ученика.
Основа взаимодействия между учителем и воспитателем – такие отношения помогают учащимся в надежде на их возможности и установку на формирование новых стимулов учения, т. к. воспитатель должен правильно закреплять учебный материал. Только единые требования дают положительные результаты. Для наших учащихся необходимо повышенное внимание, т. к. они нуждаются в индивидуальном подходе, учитывая психологические особенности развития данного ребенка.
И только систематическая, повседневная работа учителя и воспитателя на всех режимных моментах нашей школы: на уроках, на самоподготовке, на внеклассных мероприятиях способна ввести наших питомцев в мир человеческого общения.
Тесная связь воспитателя и учителя способствует лучшему усвоению учебных программ по развитию речи, чтению, математике, ознакомлению с окружающим миром, трудовому обучению, физической культуре.
Взаимопосещение уроков воспитателями, а самоподготовки и внеклассных занятий учителями помогают сделать обучение и воспитание развивающим, целенаправленным. Взаимопосещаемость между учителем и воспитателем делает очень многое, а именно: раскрывает сущность и познания воспитанника в той или иной области знаний. Как было сказано, огромное значение имеют единые педагогические требования. Поэтому в воспитании детского коллектива тесный контакт в работе учителя и воспитателя необходим.
Функция режимных моментов в школе - интернате приобретает особо важное значение.
Подготовка домашнего задания – один из наиболее ответственных режимных моментов как для детей, так и для воспитателя.
Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности под руководством воспитателя, в ходе которой формируются навыки самостоятельной работы. Выделяют следующие структурные элементы (самоподготовки):
1.- Организация начала самоподготовки.
2.- Подготовка к самостоятельной работе.
3.- Самостоятельная работа детей.
4.- Самооценка, взаимопроверка.
5.- Подведение итогов работы.
Проанализируем, как воспитатель видит взаимосвязь с учителем в организации учебной деятельности на каждом этапе самоподготовки. Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. Посещая уроки учителя я взял за основу себе то, что по времени он не должен занимать 2-3 минуты, и всегда должен проводиться в доброжелательной форме, т. к. общим правилом проведения любой коррекционной работы является доброжелательность. От эмоциональной обстановки зависит её эффективность.
Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Здесь воспитатель осуществляет связь урока и самоподготовки. В данной ситуации уместна фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Например, на уроке математики наш класс изучает табличное умножение и деление. На дом заданы примеры. Воспитатель задает вопросы, побуждающие детей воспроизвести материал урока.
- Чему вы научились на уроке?
-Давайте повторим все вместе последовательность действий при выполнении деления.
– Что нужно знать хорошо, чтобы правильно решать примеры?
Посещая урок математики, мне показался эффективным такой метод проверки таблицы, когда учащийся выступает в роли учителя, спрашивает таблицу умножения и деления в разбивку. Здесь усиливается, на мой взгляд, чувство ответственности за себя и товарища и лучше закрепляются навыки табличного умножения. Следующий вопрос, который решает воспитатель на этапе подготовительной работы – это формирование навыков самостоятельной учебной работы.
В самостоятельной работе выделяются 2 этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе ученик осмысливает задание, на исполнительном – выполняет и проверяет его.Отсюда определяется структура самостоятельной работы для ученика: анализ работы; поиск способов его выполнения; планирование работы; выполнение задания; самопроверка. Условия для формирования навыков самостоятельной работы создаются учителем на уроке и воспитателем в процессе самоподготовки, а именно: варианты домашнего задания для различных групп учеников; индивидуальные занятия по карточкам. С некоторыми детьми из нашей группы много приходится работать индивидуально. Это Лунев Боря. - учительница им дает отдельную индивидуальную работу, которую дети самостоятельно, а часто с помощью воспитателя выполняют. В результате организованной работы, которую проводит воспитатель на втором этапе самоподготовки, каждый ученик должен уяснить содержание задания, самостоятельно составить программу действий.
Самостоятельная работа старших школьников - основной элемент самоподготовки, на неё отводится большая часть её времени. Дети работают самостоятельно, воспитатель поддерживает обстановку, не делает замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, но в то же время разрешено детям обратиться в случае необходимости к воспитателю.
Для формирования мотивов самостоятельной работы я обращаюсь к детям с высказыванием: «Подумай, и у тебя получится (это можно отнести к Шубин Андрей, т. к. он очень поверхностно любит всё делать, не вникая в суть задания); «Постарайся сделать хорошо (Родионов Александр., он очень спешит сделать всё по быстрее); «Напиши чисто, красиво без ошибок», «Будь внимателен». Эти слова, мне кажется, побуждают учащихся проявлять волю, настойчивость, учат начатое дело доводить до конца.
Поскольку темп работы у учащихся разный, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создаёт определенные трудности для учителя и воспитателя. Здесь я принимаю такой прием: на учительском столе ставятся часы с крупным циферблатом и я стараюсь приучать детей работать по часам. Дети сами привыкают экономить время. И индивидуальная работа в этом случае сводится лишь на выявление причин отставания, медлительности. Среди учеников нашей группы встречаются медленные, вялые дети. К ним можно отнести Гаражанкина. Он требует условий, сугубо охраняющих и оздоравливающих его нервную систему, особого внимания не только со стороны учителя и воспитателя, но и со стороны медицинского персонала.
Ну и конечно же воспитатель и учитель не оставляют без внимания тех учеников, которые готовят домашнее задание быстро и качественно. К таким в нашей группе относятся Сутулин Алексей и Ланцов Игорь. Они хорошо успевают одинаково по всем дисциплинам и их можно смело назвать помощниками учителя и воспитателя. Они помогают товарищам найти ошибки и исправить их, являются подшефными более слабым ученикам.
Наряду с индивидуальной формой учебной деятельности я стараюсь использовать и групповую работу учащихся. Она уместна, когда нужно подготовить пересказ по чтению, выучить наизусть стихотворение. Для этого дети объединяются по 3-4 человека. Мы используем такие варианты: один ученик отвечает, вся группа слушает; каждый отвечает старшему по группе (старших мы выбираем из тех, кто хорошо учится). Такая групповая работа полезна тем что дети глубже осмысливают изучаемый материал, учатся работать коллективно.
Последний структурный элемент подготовки – проверка и оценка знаний учащихся. Прежде чем проверить работу детей, воспитатель и учитель организуют самопроверку, которая приучает ученика контролировать свои действия.
В некоторых случаях я организовываю взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. При взаимопроверке мы делаем так: дети по моему заданию обмениваются тетрадями, проверяют работу своего товарища, нет ли ошибок при списывании, верно ли решены примеры, красиво ли написано упражнение.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь мной делаются оценочные суждения работы каждого учащегося.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем воспитатель осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей, определяет объем домашнего задания.
И в заключении нужно отметить, что профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы – факторы, которые обеспечивают успех в формировании умений и навыков самостоятельной учебной работы у младших школьников. Эти навыки особенно необходимы учащимся для их дальнейшей успешной учёбы в старших классах.