Музыкотерапия, как фактор здоровьесбережения для детей младшего школьного возраста


Федеральное государственное бюджетное образование учреждение высшего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Управление дополнительного профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку
по программе «Музицирование как фактор здоровьесбережения»
Тема:
«Музыкотерапия, как фактор здоровьесбережения детей младшего школьного возраста»

Выполнила Мовсисян Сюзанна Айказуновна
учитель музыки
МБОУ гимназия№9
г.о. Тольятти Самарской области
___________
(подпись)
_________________________________
(оценка)
_______________________
(подпись преподавателя)
«_____» _______20__г.
(дата)
Тольятти
05.05.2014г. по 14.05.2014г.
Введение
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, основанный на целительном воздействии музыки на психическое и физическое состояние человека.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства.
Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Основоположником современной музыкотерапии считается швейцарский педагог, композитор Жак Далькроз (1865-1950). Он доказал огромное значение музыки.
Ретроспекти́ва  - взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.
Обычно термин ретроспектива используется в искусстве, как название выставки предметов искусства, обычно — выставка работ одного художника, созданных в разные периоды его жизни.
В кино ретроспективой называется подборка ранее снятых фильмов данного режиссера, актёра или просто подборка фильмов определенного жанра. Также, когда сюжетная линия произведения отклоняется от повествования в настоящем и переносится в прошлое — зритель наблюдает действия, которые происходили ранее.
В последние годы происходит активное реформирование системы образования: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы образования и воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность. Технологизация жизни, в которой участвует ребенок, влечет за собой его «обесчувствовние». Замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственно сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В школах все больше и больше детей с яркой выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, агрессия, замкнутость – защита то нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта и эмоционального благополучия.
История оставила не мало фактов, свидетельствующих об успешномиспользовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечества узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до н.э. в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и предает физическую бодрость.
С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стала известна всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей вирусов гриппа. Но еще академик Б.В.Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки.
Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен так и назвали «эффект Моцарта». Медики установили, что звуки фортепианных пьес повышают умственную работоспособность, струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие не легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы, музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменении кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.
Исследования центра под руководством Лазарева показали, что звуки природы (шум прибоя, пение птиц, раскат грома, шум дождя) оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.
Музыка влияет непосредственно на гормональную работу клеток, выбрасывая ферменты. Еще в 1968 году профессор Шмаль (институт биофизики при академии наук СССР) сопоставил число оборотов ферментов с частными характеристиками музыкального звукоряда. Выяснилось, что у многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, эти числа соответствуют частотам музыкальных нот звукоряда.
Следовательно, совместная работа ферментов создает акустическое поле, которое накладывается на собственное поле организма. Если мы сможем с помощью музыки воздействовать на протекание реакций во всем организме на клеточном уровне, то значительно улучшим общее прохождение биохимических процессов.
Здоровье человека, в целом, находится в многослойном переплетение причин и следствий. Возьмём, к примеру, голос. Состояние гортани отражает состояние всего организма. Существует и обратная связь: когда голос, связки издают звук, то внутренние органы резонируют, причём каждый по- своему. Качество голоса зависит от нашего здоровья, но и наше здоровье зависит от звукообразующего комплекса. Состояние гортани или неверная работа голосового аппарата могут привести к нарушению кровотока, снижает сопротивляемость организма к инфекциям. Отсюда вывод: хорошее пение, здоровые голоса способны корректировать физиологические искажения, благотворно влиять на весь организм.
Сегодня с помощью музыки лечат такие болезни, которые не под силу современной медицине. Музыкальная терапия способна помочь любому заболеванию. Этот вид лечения доступен каждому и при правильном подборе произведений не имеет никаких побочных эффектов. Музыкальная терапия используется во всех отраслях медицины: кардиологии, гастроэнтерологии пульмонологии. Сейчас во многих зарубежных клиниках операции проводятся под музыку, которая снижает болевой синдром и тем более благоприятно влияет на организм человека, постольку поскольку используется меньше лекарств. Правильно подобранные мелодии нормализуют кровообращение головного мозга, ритм сердца, кровяное давление, а так же нормализует психическое и психологическое состояние человека: выводит из депрессии, лечит шизофрению.
Долгое время считалось, что целебная сила музыки основана на психо – эмоциональном воздействии человека. Позднее учёные пришли к выводу, что в основе музыкотерапии лежит явление биорезонанса. Следовательно – музыкой можно излечить любой орган и любую систему нашего организма.
Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение всех социальных задач, а, в конечном итоге, благополучие и развитие всего общества.
Актуальность - не секрет, что состояние здоровья современного ребёнка ухудшилось. Влияние экологии, нарушение родителями здорового образа жизни, стрессовые факторы и многое другое приводит к увеличению заболеваемости, общему ослаблению организма и нервной системы ребёнка. В связи с этим, особую актуальность во всех дошкольных образовательных учреждениях приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня функциональной напряженности и заболеваемости.
Одним из мощных средств благотворного воздействия на здоровье и психику человека является музыкальное искусство. Лечение музыкой или «музыкотерапия» является одним из древнейших средств оздоровления, не теряющих своей актуальности и по сей день.
Основная часть
Цель - сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
Музыкотерапия – как метод здоровьесбережения детей младшего школьного возраста. ввести элементы музыкотерапии в образовательный и воспитательный процесс для сохранения психического здоровья учащихся, снижения заболеваемости.
Задачи:
Воспитательная – развивать слушательскую культуру обучающихся. Учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать мимикой и пластическим движениями, а также в рисунках.
Развивать коммуникативное благополучие ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости. Использовать музыкотерапию в решении вопросов укрепления физического и психического здоровья.
Обучающая - обучить приёмам и навыкам:
Вокалотерапии,
фольклорной арт-педагогики
Сказкотерапии,
звукотерапии,
словотерапии,
ритмотерапии
мелотерапии
танцевально-двигательной терапии.
Вокалотерапия – лечение голосом. Занятия вокалотерапией рекомендуются взрослым и детям для:
· повышения иммунитета и жизненных сил, преодоления хронической усталости и повышения работоспособности организма;
· профессиональной вокальной и речевой постановки голоса;
· исправления ошибок при постановке голоса (для вокалистов), специалистов речевых профессий;
· лечения, профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания (аденоидит (без операции), отит, хронические и аллергические бронхиты, нарушение носового дыхания, бронхиальная астма, невротические состояния и т.д.).
Занятия включают:
·обучение естественной дыхательной и звуковой гимнастике;
·обучение правильному дыханию;
·релаксацию;
·вокализацию «лечебное пение»;
·обучение вокальной технике;
·саморегуляцию;
·психологическую поддержку.
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
Использую на своих занятиях пропевание гласных звуков:
А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
И – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
О – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
У – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы – лечит уши, улучшает дыхание;
Э – улучшает работу головного мозга.Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:
В, Н, М – улучшают работу головного мозга;
К, Щ – лечат уши;
Х – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
Ч – улучшает дыхание;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
М – лечит сердечные заболевания;
Ш – лечит печень.
Очень важным при использовании вокалотерапии является правильная постановка голоса.Если горло и мышцы зажаты, блокируются не только звукоизвлечение и дыхание, но и выражение чувств поющего.
Результатами использования данного приема можно считать:
· восстановление физиологических ритмов;
· повышение иммунитета и жизненных сил человека;
· восстановление функций дыхания и укрепление мышц дыхательной системы;
·устранение мышечных зажимов и спазмов;
· предупреждение и лечение хронических заболеваний дыхательной системы;
· устранение состояния тревожности, хронической усталости;
·достижение эмоционального комфорта и уверенности в себе;
·правильная постановка голоса;
· стойкое улучшение общего состояния всего организма.
Для диагностики результативности применения данного приема на уроке музыки использовался метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера (Л.Н.Собчик).
С её помощью диагностировалось психо- эмоциональное состояние испытуемых после применения здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках музыки.
Большое внимание уделяется развитию детских голосов. Звук, которым поют дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Есть общая закономерность: обладатель сильным и красивым голосом имеет крепкое здоровье. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономичным и от этого зависит работоспособность детей.
Фольклорная арт – педагогика - совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа.
Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. В фольклоре педагогическая идея была преобладающей: народное устно-педагогическое творчество воспитывало, сохраняло и пропагандировало традиции воспитания. Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и нацеленность на единение, доброту, любовь облекались поэтическим гением народа в формы, пережившие века.\
Данный вид терапии считаю наиболее эффективным, так как предусматривает сочетание разных видов деятельности: исполнительско-творческое и слушательское. Данная работа проводится с учетом возрастных особенностей школьников: их подвижности, впечатлительности, интереса к музыкальной деятельности. Народные песни в примарной зоне развивают голосовой аппарат, тем самым повышается речевая и певческая культура. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных танцах и играх. Что позволяет участникам почувствовать свою значимость в коллективе. Приемы свободного движения рук, особенно кистей, позволяют сбросить накопившиеся зажимы. Поэтому фольклоротерапия способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, которая влияет на здоровье ребенка.
Жанрово-фольклорные формы прямо перемежаются с народными средствами воспитания (это - потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.).
Прослеживается четкая видовая направленность педагогического воздействия каждой из фольклорных форм. Так, сказки содержат ненавязчивое назидание, знакомят с нравственными и социальными оценками поступков людей и их взаимоотношений. Эпические произведения, являющиеся стадиально более поздними, воспевают любовь и преданность родине, героизм, отвагу. Народное песенное творчество способствует популяризации и усилению воспитательного эффекта этнопедагогических установок народа, принципов общественной этики.
Этнопедагогические идеи и опыт, содержащиеся в произведениях фольклора и сейчас по-прежнему актуальны и действенны, несут высокий воспитывающий потенциал, вдохновляя на создание новых художественных образов в камне, на холсте, музыке, сценическом действии, кино. Особенно тесны и нерасторжимы связи фольклора с литературой, тяготеющей к описанию национально-этнических типов широкого звучания, имеющих огромное значение для формирования общенациональных идеалов своего народа.
Сказкотерапия - Классическая сказка сформировалась далеко за пределами первобытнообщинного общества. Уже в Древнем Египте существовали сказка о животных, волшебная сказка и бытовая сказка.
Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия это способ передачи человеку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь человеку Ребёнок формируется в детстве, слушая сказку, он понимает, что именно в ней можно творить всё, за что не будет наказан, где бурно развивается фантазия ребёнка и на подсознательном уровне впитывается и формируется личность человека.
Звукотерапия – применение музыки в лечебных целях, часть медицины, которая еще и сама делится на несколько составляющих. Звуки природы являются одной из этих составляющих. Если есть возможность, следует больше времени проводить на свежем воздухе рядышком с природой. Однако такая возможность есть не у каждого. В этом случае следует просто приобрести себе диск со звуками природы. Вот пришли домой, включили «природный» диск, закрыли глаза и… на самом деле оказались где-то на берегу моря, или на лесной полянке, или же на берегу прекрасной речушки… В общем, у кого какая фантазии. Пройдет всего несколько минут и станет сразу легче, почувствуется расслабленность, снова захочется жить и творить.
Неплохо бы еще под приятные звуки и подвигаться, обогатив, таким образом, свой организм кислородом. Можно сделать зарядку, можно пробежаться, а можно просто потанцевать под энергичную музыку – главное помнить о том, что и музыка, и движения должны приносить удовольствия, иначе все старания окажутся напрасными.
Наш мир прекрасен. Но он бы не был таковым без многочисленных звуков, которые нас постоянно преследуют. Эти звуки иногда очень сильно отличаются друг от друга. Все звуки можно разделить на те, которые непомерно раздражают и наоборот те, которые нравятся и к тому же даже полезны.
Категоричного разделения звуков на неприятные и приятные оказывается, не существует. Да и подумайте сами – все люди разные со свои ми предпочтениями. Допустим один просто в восторге от прослушивания классической музыки, при прослушивании которой он становится более спокойным, иному же человеку данная музыка может не нравиться или даже раздражать, зато тяжелы композиции, к примеру, рок-металл, наоборот приводят в норму и позволяют жить и действовать в привычном темпе.
Иногда реакция на одни и те же звуки у одного и того же человека может быть разная. В большой степени реакция на звуки зависит от конкретной ситуации, от интенсивности того или иного звука, а еще и от настроения слушателя. Приведем такой пример, строится ваш будущий дом, в который просто не терпится выехать. Строительные работы обязательно сопровождаются шумом, но он вас не беспокоит, так как строится именно ваш дом. Если бы работы по строительству затеял, кто-либо иной, и вы бы слышали эти шумы, соре все это бы раздражало.

Действие звука на организм человека
Люди стали замечать действие тех или иных звуков на человека и его организм, в общем. Постепенно эти знания собирались и систематизировались. Их еще и сейчас не так уж много, но достаточно для того, чтобы звукотерапия стала считаться отдельным направлением в медицине, хотя еще и малоисследованным.
Во время проигрывания музыки образуются невидимые для глаза человека частотные колебания. Возникающие вибрации своеобразно влияют на внутренние органы человека и могут заставлять работать практически все механизмы высшей нервной деятельности. Реакции, вызванные звуком, положительно влияют на здоровье человека, в результате он выздоравливает намного быстрее.
Сейчас уже специалисты уверенны в том, что конкретная нота положительно влияет на определенный орган или помогает в лечении конкретной болезни. Вот, к примеру, верхняя частота ноты фа способствует скорому выведению токсических веществ.
В тибетской медицине принято сочетать звукотерапию с массажем. Сторонники данного метода лечения в последнее время начали использовать тибетские «поющие» чаши. Эти чаши изготавливаются из сплавов металлов. В результате данные чаши, используемые в Тибете для медитаций, позволяют извлечь удивительные звуки, которые невозможно услышать от каких-либо иных музыкальных инструментов. При использовании данных «поющих» чаш, их устанавливают на больного, а затем посредством сосновых или палисандровых палочек пытаются извлечь из них звуки. Данные манипуляции приводят к появлению вибраций. Эти же вибрации, в свою очередь, через органы слуха действуют на внутренние органы пациента.
Влияние звука на здоровье человека
Положительное влияние звуковых волн на организм людей уже доказано научно.
Почему часто можно услышать музыку в кабинете у стоматолога или иного врача? Все просто, музыка – это своеобразное лекарство, а точнее успокоительное. Принимать такое лекарство можно без рецепта и где угодно. Следует сказать, что точно не установлено какую музыку следует слушать каждый должен выбрать то, что нравится именно ему. При прослушивании следует только следить за темпом композиций, их ритмом и силой звучание – ничего из этого не должно вносить негатив, музыка должна расслаблять и доставлять удовольствие.
От темпа звучания музыки будет зависеть ваше состояние. Если композиции более спокойные – человек расслабляется, в большинстве случаев засыпает. Если же музыка наоборот быстрая – появляется желание потанцевать, чувствуется прилив новых сил.
Пение для здоровья: петь полезно
Пение - это здоровье, ведь голос так же является звуком. Петь для себя можно в то время когда окружающие звуки очень сильно раздражают, а избавиться от них нельзя. А вот свой собственный голос скорее своего сможет несколько успокоить, особенно если с губ будут срываться звук любимых песенок или просто музыкальных мотивов.
Кстати во время пения приходится немного поднапрячь свои легкие – набирать в них как можно большее количество воздуха, вследствие этого развеивается сонливость, исчезает усталость, становится легче сконцентрироваться на какой-либо задаче.
Словотерапия - давно уже все обращают внимание на волшебное действие слов.Каждый знает, что иногда словом можно исцелить, а можно наоборот искалечить. Недаром в народе говорят: «Слово лечит и калечит».
Еще в утробе матери младенцы, слыша голос матери, быстрее развиваются и после рождения они становятся необыкновенно способными.
Психологи заметили, чтобы побороть болезнь, необходимо подобрать ритм исцеляющей музыки к тому или иному состоянию. Хорошо подобранная музыка, стихи и молитва, избавляют человека от всевозможных недугов, оказывая целительное воздействие на людей.Ученые пришли к выводу, что словесная информация влияет на иммунную систему человека. Объективно показано, что правы были наши предки, которые использовали заговоры и молитвы при лечении различных заболеваний.Как вы думаете, какие слова оказывали самое больше воздействие На людей?Оказывается, простые слова: «любовь», «надежда», «вера», «доброта». Помните как в Библии: «Вначале было слово».
Ритмотерапия - Музыкальн –ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым, речь ребёнка.
Мелотерапия - лечение мелодией. Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
На каждый орган человека действует определенный музыкальный инструмент.
1. Виолончель оказывает благоприятное действие на почки.
2. Арфа гармонизирует работу сердца.
3. Самым сексуальным инструментом считается саксофон. Он восстанавливает потенцию.
4. Ударные инструменты обладают особенными свойствами - игра на них способствует расслаблению мышц.
5. Струнные инструменты нормализуют дыхание и кровообращение.
Таким образом, симфонический оркестр является «универсальным врачом».
Танцевально-двигательная терапия - то метод, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром.