Формирование культуры здоровьесбережения – как фактор развития одаренных детей.


Формирование культуры здоровьесбережения – как фактор развития одаренных детей.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Заместитель директора по воспитательной работе
Кавун Светлана Константиновна
Мир вступил в третье тысячелетие. Каким встретил его человек, какой быть нашей стране в нем? «…XXI век потребует не только образованных, но и духовно развитых, способных к самообразованию личностей…»
Реализация этих целей в первую очередь ложится на плечи современной школы, ибо «…ближайший путь к счастливому будущему лежит через грамотность, образование, культуру и духовность».
Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.
На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школа вносит вклад в ухудшение здоровья детей. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский обращая внимание на то, что болезни детей школьного возраста – это «школьные» болезни, т.е. болезни, в которых все возрастающая информатизация образования, идущая как вширь, так и вглубь и влекущая за собой перегрузку учащихся.
С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей уменьшается в 4-5 раз. Из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка до 16-17 лет этой средой является школа, т.к. более 70% времени его бодрствования связаны со школой.
Школа – один первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления.
Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи и психологи, администраторы, родители и все, от кого зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его здоровью, а напротив стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в тоже время реально готовит его к будущей непростой жизни.
Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, и ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока – позволит решить и другую, задачу: сформулировать культуру здоровья школьников.
Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. В последнее время появилось много трудов, раскрывающих сущность и содержание валеологического воспитания школьников (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарников и др.)
В 1993 году в самой живописной Бельбекской долине Крыма было открыто Республиканское учебное заведение «Крымская-гимназия интернат для одаренных детей Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым». В данный момент - это Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей». Нашей гимназии 21 год, мы имеем устоявшиеся традиции обучения и воспитания, основанные на личностно-ориентированном подходе. Особое внимание в образовательном процессе гимназии-интерната уделяется здоровью учащихся. К нам поступают дети после пятого класса и 90% из них имеют хронические заболевания. Известно, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья, как учителей, так и школьников, наличие которого позволяет быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным. Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности, нравственности. Поэтому свою работу мы выстраиваем по существующим направлениям: мониторинг показателей здоровья учащихся, предупреждение заболеваний, организация психологической поддержки, профилактика вредных привычек, физическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Мониторинг показателей здоровья учащихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы мы рассматриваем как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.
Предупреждение заболеваний в первую очередь связываем с профилактикой утомления и переутомления учащихся, с этой целью вводим в режим дня динамические паузы, игры на свежем воздухе, используем музыкотерапию, релаксацию.
При организации психологической поддержки неоценимую помощь оказывает психолог, который проводит психофизическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья учащихся, использует анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.
Профилактика вредных привычек включает в себя наше сотрудничество со школьным врачом, психологом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение Дня туризма, экскурсий, соревнования по футболу «Бельбекская долина».
Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья учащихся. Работая в данном направлении мы изучаем и анализируем:
причины пропусков занятий учащимися уроков физической культуры;
качество взаимодействия учащихся и учителя физической культуры;
активность участия учащихся класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях в масштабах гимназии-интерната;
наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;
состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического развития.
Духовно-нравственное воспитание осуществляем с целью формирования у детей моральной воспитанности. Для чего проводим этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, создаем воспитывающие ситуации, используем ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.
Применение здоровьесберегающих технологий. В своей работе мы используем методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.) Внеклассная и внешкольная работа, проводимая нами с учащимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников.
В своей деятельности по формированию культуры школьников используем следующие формы и методы:
1.Метод формирования сознания включают следующие формы деятельности:
классные часы, их проведение и тематику классные руководители заранее предусматривают при составлении плана воспитательной работы;
беседы и диспуты которые предполагают интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
читательские конференции помогают не только расширить кругозор ученикам, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
мини-лекции используем как самостоятельную форму работы учащихся, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаем врачей, сотрудников ДПС и пожарной службы.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:
педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
упражнения содействующие формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражающих сознательные установки личности;
регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
воспитывающие ситуации мы применяем с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
тренинги помогают нам изменить негативные внутренние установки учащихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
круглый стол, данные формы мы применяем для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают нам формировать у учащихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознания ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.
4. Метод игровых ситуаций мы применяем, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать учащимися на практике правила здорового образа жизни. Очень часто используем игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создается атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.
5.Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье учащихся.
6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).
Мы стараемся создать в гимназии-интернате благоприятный психологический климат, положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний учащимися и формирует культуру здоровья.
Литература:
Хрущев С.В., Шлейфер А.А.// Вестник спортивной медицины России.-1994.-
Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся.// Здравоохранение Российской Федерации – 1997.-№3.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России// Здоровые дети России в XXI веке. М. -2000.
Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3.
Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2. – С. 1- 4
Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. – М.: Пробел-2000, 2006.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).