ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Лисина Светлана Александровна
Аннотация
В статье рассматривается роль учителя начальных классов в подготовке учащихся к переходу в среднее звено школы и виды педагогической поддержки, которые способствуют успешной адаптации.
Ключевые слова: адаптация, проблемы, педагогическая поддержка, виды педагогической поддержки.
Переход из начальной школы в среднее звено является переломным моментом в жизни каждого ребенка, поскольку происходит кардинальная перестройка в соответствии с новым образом жизни, новыми условиями деятельности, в новом положении в обществе, изменяющимися взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и учителями. Как указывают Н.В. Иванова, М.С. Кузнецова, очень часто в этот период возникают самые разнообразные проблемы учащихся. В их число входит: снижение успеваемости, возникновение негативных эмоциональных состояний, учащение психосоматических заболеваний, нарушение поведений учащихся и т.д. [2].
Причинами возникновения этих и других проблем достаточно много. Охарактеризуем кратко каждую из них.
Прежде всего, на возникновение проблем влияет изменение условий обучения, когда вместо одного учителя, который в психологическом смысле выполнял роль «заменителя» мамы, появляется много учителей с разными требованиями. Учащиеся встают перед необходимостью переходить на каждом уроке в новый кабинет, ориентироваться в школьном пространстве и т.д. Все это усиливает тревожность и беспокойство учащихся.
Неспособность учащихся адаптироваться к различным требованиям учителей также является одной из причин возникновения проблем у школьников. Один учитель в большей степени способен оказывать индивидуальный подход к ребенку. Со стороны большое количества педагогов это осуществить гораздо сложнее. Часто учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и учащимися более старших классов, предъявляя требования к ним не по возрасту.
Одной из причин является также недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы: их возможностей, их учебных достижений. Кроме того, важной причиной является неготовность самих учащихся к переходу в среднее звено. Их эмоциональная незрелость, недостаточный уровень сформированности учебных навыков, норм и правил поведения, адаптивных способностей.
Также большое влияние на младших школьников при переходе в среднее звено оказывает отсутствие переноса традиций классного коллектива в средней школе. Часто в классе появляются новые учащиеся, новый класс руководитель формирует классный коллектив по-новому в соответствии со своими воззрениями, не всегда принимая те традиции, которые были уже сформированы в начальной школе.
Негативное влияние на учащихся младших классов при переходе в среднее звено оказывает и отсутствие ситуации спеха. Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными. Одной из проблем является непонимание учащимися учебного материала вследствие его противоречивости по отношению к материалу, изученному в начальной школе.
Все эти проблемы обращают внимание на одну большую проблему преемственности в процессе обучения, что касается не только учебного материала, но и методов обучения, взаимодействия с учащимися. При переходе в среднее звено у младших школьников часто начинают наблюдаться пробелы в знаниях и снижение успеваемости на фоне повышения утомляемости в результате другой, более высокой нагрузки.
Е.Г. Коблик отмечает, что кроме того, сложным для младших школьников является появление эмоциональной дистанции между учителем и учащимися. Это происходит в результате изменения взаимоотношений в связи с тем, что учащиеся стали более взрослыми и к ним относятся, воспринимают их совершенно по-другому. Для того, чтобы предупредить эти проблемы, важное значение имеет педагогическая поддержка младших школьников на этапе перехода в среднее звено, а значит, по окончании начальной школы. В соответствии с этим, роль учителя начальных классов, как источника педагогической поддержки значительно возрастает [5].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что учитель начальных классов может использовать разные виды педагогической поддержки в своей работе, о чем подробно пишет Е.А. Александрова [1]. А частности, исследователь выделяет такие виды педагогической поддержки:
1. Непосредственная поддержка. Особенностью этого вида является то, что в речи учителя отсутствуют фразы, содержащие подтекст. Она обращена к конкретному ребенку. Направлена такая поддержка на конструктивный совместный, совместный поиск выхода из сложной ситуации.
2. Опосредованная поддержка. Осуществляется педагогом с помощью разнообразных средств, в частности, средств народной педагогики, сказок, пословиц, поговорок и т.д. то есть использование материалов, в которых заложена возможность, ресурс, для решения учащимся той или иной проблемы. При данном виде может быть обращение адресованное группе детей в целом, но могут использоваться и индивидуальные адресные обращения. Данный вид поддержки провоцирует ребенка на самостоятельный поиск решения проблемы, обдумывания нравственного аспекта данной ситуации.
3. Опережающая поддержка как вид педагогической поддержки предполагает, что учащимся учитель дает информацию «для размышления». Этот вид поддержки во многом пересекается с опосредованной поддержкой, но для него характерно не столько обсуждение данной ситуации, сколько проигрывание учащимся себя в ней в той или иной роли. Благодаря такой поддержке ученик переживает разные эмоциональные состояния, лучше осознает ситуацию и интуитивно находит способы ее разрешения.
4. Своевременная поддержка осуществляется непосредственно в момент возникновения потребности в поддержке, когда, например, учащийся сам подошел к учителю с тем или иным запросом. Особенностью этого вида является вопросно-ответная форма обращенности к ребенку и возможности привлечения специалистов при необходимости оказания экстренной помощи ребенку.
В целом, педагогическую поддержку целесообразно рассматривать как предупреждающее последействие, которое оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное вызвать возникновение той или иной проблемы. Поддержка, она может оказать помощь в снятии первоначального напряжения, беспокойства и страха от того, что ребенок не знает, как найти выход из сложившейся ситуации.
5. Единовременная поддержка оказывается ребенка, когда он способен самостоятельно решить проблему, ему нужен только направляющий педагогический импульс.
6. Пролонгированная поддержка используется педагогом в случаях, когда ребенок долгое время не может самостоятельно справиться с проблемой, и нуждается в ежедневной эмоциональной, вербальной и невербальной поддержке.
7. Дискретная поддержка. Применяется в тех случаях, когда необходимо корректировать развитие ситуации ненавязчиво, оставляя за ребенком право решать ее самостоятельно [1].
Таким образом, рассмотрение данной проблемы показывает, что учитель начальных классов обладает достаточно большим потенциалом, чтобы предупредить многие проблемы и трудности учащихся начальной школы при переходе в среднее звено, если будет целенаправленно использовать приемы и технологии педагогической поддержки.
Библиографический список
Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: Монография. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 200 с.
Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт //Журнал практического психолога 1997. №2.-С.14 - 20.
Кисенова Р.Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности // Актуальные проблемы психологии личности. - М.: 2009. №5. С.14-17.
Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003. 105 с.