Планирование по теме Наследие Бауыржана Момышулы


Тема: Наследие Бауыржана Момышулы
Цель:
Открытие Б.Момышулы-война, писателя, гражданина
Пробудить в учащихся стремление к совершенству, желание задуматься о вечных, непроходящих ценностях, осознать, осмыслить суровую правду военных лет.
Воспитывать желание стать чище и честнее на примере жизни Б.Момышулы

Тип; урок –память
Методы; беседа, лабораторная работа, виды сообщения, слово учителя.
Наглядность; Б. Момышулы, плакаты, карточка-задания
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы урока
Вступительное слово учителя
Урок начинаю вступительным словом;
Книги они помогают нам обрести душевное равновесие, веру в себя и в будущее, помогают нам устоять перед натиском грубой силы , преодолеть цинизм и равнодушие, остаться верным высоким нравственным ценностям. Писатель как никто другой обладает удивительной способностью даже в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить, показать, так необходимых нам проблески доброты, бескорыстия и самопожертвования в сердцах людей. И лучшее тому доказательство- творчество Бауыржана Момышулы . сама его жизнь, его друг- побратим Дмитрий Федорович Снегин считал своим долгом напоминать Главное для молодежи- книги Бауыржана нужно издать полное сочинение. И в последние годы мечта о полном сочинений писателя начала сбываться благодаря профессору Мекемтасу Мырзахметовичу; он организовал офицера << За ним Москва>> повесть<<Наша семья,>> за которую в 1976 году ему была присуждена Государственная премия КазССР, психология войны. И данный урок мы сегодня посвятим жизни и творчеству Бауыржана Момышулы.
Ученики
Пусть живые запомнят
И пусть поколения знают
Эту взятую с боем
Суровую правду солдат.
И твои костыли.
И смертельная рана сквозная,
И могли над Волгой,
Где тысячи юных лежат,
Эта наша судьба.
Ученик: Да, и Б.Момышулы знал суровую правду солдат война-это и его судьба.
Ученик: читает рассказ о жизни Б. Момышулы .Ученица: Александр Бек в своей «повести Волоколамское шоссе» писал «От друзей »Бауыржан я узнал историю его жизни. В школе ему дали два прозвища: большеглазый и Шан Тимес . Второе в буквальном переводе означает недоступный пыли. Так звали легендарного коня, который скакал столь быстро, что даже пыль поднятая его копытами не касалась его.
Анализ повести А.Бека «Волоколамское шоссе»
Учитель: вы дома самостоятельно прочитали повесть А.Бека «Волоколамское шоссе» Кто главный герой повести? (Бауыржан Момышулы)
А что вы может сказать о нем, коротко характеризуя описанные события в повести?
Ученик: солдаты легендарной Панфиловской дивизии, в котором находился батальон Момышулы показывали героизм, мужество,стойкость и во время строительства оборонительных сооружений и в ходе жестоких боев.
Ученик: Б. Момышулы как командир стремился сделать свой батальон сплоченной боевой единицей, воспитывал в бойцах бесстрашие , самостоятельность. Е было направлено на то чтобы не пропустить враг.
Ученик: Б. Момышулы и его батальон выполняют общее дело в это тяжелое военное время-защищают Москва, всю страну, своих близких. В каждом из бойцов сознание долга выше и сильнее страха смерти. Враг рвался к Москве, но они не пропустили его, жертвуя жизнью.
Учитель: О каком чрезвычайном происшествии рассказывается в главе «Судите меня!»
(Случай с сержантом Барамбаевым ). И какой вывод вы сделали для себя из этой главы?
Ученик: Воин идет в бой не умирать,а уничтожать врага.
Ученик: если струсишь, изменишь не будешь прощен, как бы ни хотелось простить.
Ученик: в беседе с бойцами в главе не умирать, а жить! Момышулы призывает их к могучему инстинкту сохранения жизни. Я стремился возбудить, и напрячь его для победы в бою.
Ученик : Б.Момышулы говорил: мы воюем не во имя смерти, а во имя жизни. Как в самой жизни, так и в бою самое главное-это сознание чувства ответственности перед людьми, перед всем народом. Когда совесть чиста-интересно живется и умирать не стыдно.
Учитель: совесть,честь- это ценностные категории, которые издревле определяли человеческую сущность. Развязать войну, сеять ссоры - это бесчеловечное дело, и Бауыржана Момышулы как страстный пацифист говорит свое дело в защиту мира.
Ученик: а эти слова Я ваш командир. Хочу исполнить веление нашего народа, хочу вести в бой не умирать, а жить. Понятно! Говорят о том, что Бауыржан Момышулы отличный командир, умелый тактик, большой психолог.
Работа по карточкам – заданиям:
Карточка №1
Я помню, как я вернулся домой с Ближнего Востока с совершенно разбитым сердцем и в Париже старался решить, должен ли я посвятить свою жизнь пытаясь сделать что– ни будь с этим или стать писателем и всю жизнь так правдиво как могу.
Карточка №2
Ночной звонок: Они всегда был погружен в свои мысли. Писал, стихи сочинял, пословицы и поговорки, крылатые слова.
И была у него привычка по телефону читать, созданное всем своим друзьям и знакомым, не обращая внимания на то, который сейчас час. Однажды поздно ночью он позвонил мне, не знавшему этой его странности. Звонил он мне впервые, и я услышав его хрипловатый голос от волнения растерялся.
Карточка №3
Он уважал себя и умел уважать человеческое достоинство, честь и ум другого человека независимо от того какое положение тот занимал в обществе. Но лизоблюдов и подлецов он не щадил. Он никогда не навязывал нам свои мнения и вкусы и вообще старался избегать командирского тона. Ему нравилось в людях скромность без забитости, искренность без развязности.
Дома вы должны были подобрать афорические выражения из повести; (ученик читают их);
Лучше умереть, чем потерять совесть.
Благородному человеку честь дороже жизни.
Честность перед Родиной, перед правительством, перед командиром, высшее достоинство воина.
Честен тот у кого есть совесть.
На дом: написать сочинение о комбате Б.Момышулы выбрав тему из афористичных выражений из повести.
Итог урока:
1ученик: духовное наследие Момышулы ценно тем, что оно подпитано народной мудростью казахским фольклором , национальными традициям, всей нашей историей. Его мировоззрение зиждется на любви к своему народу, на честном исполнении воинского и гражданского долга. Недаром он говорил: Мое я не является мной потому что тысячи являются мною.
Афористичность- один из признаков национального мышления казахов. 2ученик: Посмотрите, как ярко говорит Бауыржан о многих аспектах человеческого бытия:
<<Каким тебя воспитали в воспитали в гнезде, таким будешь и в полете,>><<Будь с народом –не заблудишься>>,<< Чем отдавать что-то в руки недостойного, лучше оставить это на тропе, по которой пройдет достойный>>
3ученик: его жизненным девизом были слова:<<Лучше под тяжестью правды гнуться, чем порхать на крыльях лжи>>. И но следовал им в жизни.Еще в 1944 году он заявил в зале Академии наук: Нельзя требовать от Кенесары, чтобы его точка зрения совпадала с точкой зрения Маркса! В том же году он написал письмо в ЦК Компартии Казахстана о задачах сохранения казахского языка: <<Самое грозное оружие – это душа солдата, а боеприпасы к нему – это духовная пища>>.по мнению писателя родной язык и является основным источником духовности нации. И когда сегодня наш Президент произносит ставшие уже крылатыми слова <<Қазақ қазақпен қазақша сөйлессін>>(<<Казах с казахом должен говорить по - казахски>>), мы понимаем, что это мудрая мысль едина с заветами Бауыржана.
Слово библиотекарю. Она коротко характеризует произведения Б.Момышулы
Учитель: В завершении нашего урока по творчеству Б.Момышулы хочу привести слова Петра Вершигоры, писателя – фронтовика:<< Мы знаем о военных подвигах Бауыржана. Став писателем, он совершил второй подвиг>>.