Программа кружка Юный модельер 1 год обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных техников г. Ижевска


Утверждена "Утверждаю"
на педагогическом совете СЮТ Директор СЮТ Н.В. Седов









Рабочая программа
к образовательной программе дополнительного
образования детей «Юный модельер»
Педагога дополнительного образования Николаевой М.И.

на 2014-2015 учебный год для детей 11-14 лет 1-го года обучения
Группы № 2








Педагог дополнительного образования
Николаева М.И.














Ижевск 2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки ткани, работе с рисунками и эскизами моделей одежды, работе с журналами и выкройками и приемами декоративного оформления одежды. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов России, национально-культурными особенностями Удмуртской Республики и способствует подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.
Содержание раздела позволяет привлечь учащихся 6-8 классов к творческой деятельности. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. На протяжении подросткового возраста изменяется характер общения ребенка с учителем. Ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение со стороны учителя за учение, поведение и школьный труд, для старших подростков характерно стремление к личному общению с учителем. Начиная с шестого класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов, поэтому занятия в кружке дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителем.
Программа составлена с учетом местных условий, возрастных особенностей учащихся и учебно-воспитательного режима конкретного детского учреждения. Состав кружка может быть смешанным, т. е. в одном кружке могут заниматься дети 6-8класса.
Цели и задачи. Цель предлагаемой программы воспитать активную творческую личность, способную самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело, используя полученную информацию, знание, умения и навыки.
Основные задачи данного курса направлены на:
освоение технологических знаний, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. Занятия в кружке могут проводиться: по группам, по подгруппам, объединением в целом и индивидуально.



Статус программы. Модифицированная программа.Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”.
Срок реализации. Курс рассчитан на 2 года обучения:1 год обучения -144 часа,2 год обучения - 144 часа. За это время учащиеся включаются в активную творческую деятельность – создание моделей одежды различных направлений (от современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера, конструктора, демонстратора одежды.
Режим занятий.
Дни занятий кружка педагог выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Ребенок1 года обучения занимается в кружке 2 раза в неделю по 2 часа, 2 года обучения занимается 2 раза в неделю по 2 часа. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Возраст детей.11-14 лет
Формы занятий. При реализации программы рекомендуется использовать следующие формы занятий:
традиционные (беседы, экскурсии, игры, практические занятия)
нетрадиционные (показ моделей, выставки, диспут)
Формы контроля. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
итоговый - проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Методы обучения.
Работа в группах, работа с книгой, с журналом, упражнение, демонстрация трудового приема, обучающий контроль, познавательная игра, объяснение, рассказ, беседа.
Ожидаемые результаты. В результате прохождения учащимися курса можно прогнозировать следующее:
учащиеся должны освоить основные технологические знания по технологии обработки ткани, проектированию и моделированию одежды;
учащиеся должны начать овладевать общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
произойдет развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
в процессе деятельности произойдет воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Этапы реализации программы.
1 этап. Подготовительный. Подготовка учащихся к работе с инструментами и швейным оборудованием. Правила техники безопасности.
2 этап. Практический. Освоение теории обработки швейных материалов. Приемы и навыки изготовления швейных изделий.
3 этап. Коррекционно-обобщающий. Обработка данных за 2 года внедрения программы.


Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п
Наименование раздела, темы.
Всего часов
Кол – во часов.
Формы контроля




Теор.
Практ.


1.

Введение.

2




1.1
Вводное занятие.
2
2

Игра «эскалатор»


2.
Конструирование и моделирование
12
3
9


2.1
Работа с журналами мод.
4
1
3
Взаимоконтроль по соответствию выкроек размерам.
Проверка педагогом правильности снятия мерок.

2.2
Работа с журнальной картинкой.
4
1
3
Конкурс эскизов

2.3
Подготовка выкройки к раскрою.
4
1
3
Контроль педагога.

3.
Технология изготовления швейного изделия.
62
17
45


3.1
Основы швейного дела.
8
2
6
Игра «домино», взаимоконтроль, конкурс «Белошвейка».

3.2
Раскрой.
4
1
3
Контроль педагога.

3.3
Технология изготовления поясного изделия. Юбка.
22
6
16
Контроль педагога, показ моделей.

3.4
Технология изготовления поясного изделия. Брюки.
28
8
20
Контроль педагога, показ моделей.

4.
Декоративно-художественное оформление изделий.
62
11
51


4.1
Виды отделок.
2
1
1
Игра «Юный Кутюрье»

4.2
Отделки вышивкой.
18
5
13
Конкурс «Золотая игла».

4.3
Отделка другими материалами.
4
1
3
Взаимоконтроль

4.4
Отделка тесьмой.
2

2
Контроль педагога

4.5
Изготовление сувенира.
16
2
14
Выставка работ

4.6
Декоративное оформление костюма.
20
2
16
Демонстрация моделей

5.
Экскурсии.
6

6


5.1
Показ мод (республиканский конкурс).
4

4
Творческий отчет

5.2
Итоговое занятие
2
2
-
Контроль педагога.


Итого
144
35
109









Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п
Наименование раздела, темы.
Всего часов










1.

Введение.

2










1.1
Вводное занятие.
2
2









2.
Конструирование и моделирование
12










2.1
Работа с журналами мод.
4
2

2







2.2
Работа с журнальной картинкой.
4
2


2






2.3
Подготовка выкройки к раскрою.
4
2


2






3.
Технология изготовления швейного изделия.
62










3.1
Основы швейного дела.
8

8








3.2
Раскрой.
4

2

2






3.3
Технология изготовления поясного изделия. Юбка.
22

6
16







3.4
Технология изготовления поясного изделия. Брюки.
28



12
16





4.
Декоративно-художественное оформление изделий.
62










4.1
Виды отделок.
2





2




4.2
Отделки вышивкой.
18





14
4



4.3
Отделка другими материалами.
4






4



4.4
Отделка тесьмой.
2






2



4.5
Изготовление су