Конспект урока по литературному чтению на тему Василий Жуковский Славянка


Предмет: литературное чтение
Класс: 4 Б
Дата проведения: 16.12.2016год
Учитель: Махонова Ю.В.
Тема: «Василий Жуковский «Славянка»»
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Цель: Знакомство с биографией Василия Жуковского, знакомство со стихотворением «Славянка».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
•Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
•Регулировать свое поведение
МетапредметныеПознавательные:
Уметь анализировать информацию.
Строить логические рассуждения.
Свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
Свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
Регулятивные:
Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной форме.
Слушать и понимать речь других.
Уметь работах в парах.
Читать вслух и про себя текст учебника и понимать прочитанное.
Понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивационно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
Предметные результаты:
Читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
Ориентироваться в книге по еѐ элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
Средства обучения: Учебник литературному чтению 1 ч., презентация, иллюстрация.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие учителя.
Эмоциональный настрой на урок. Приветствие.
Работа с текстом до чтения.
Работа с текстом во время чтения.
Физкультминутка - Что написано на слайде?
Работа со скороговоркой. Ребята читают каждый раз быстрее и быстрее. Несколько обучающихся читают скороговорку быстро всему классу.
-Посмотрите на портрет. Кто помнит имя этого поэта?
- Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковского.
- Откройте содержание и найдите стихотворение «Славянка». На какой странице в учебнике оно находится?
-Какую цель поставим на урок?
- Сейчас я вам прочитаю это стихотворение. Внимательно его послушайте.
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
- Встретились ли вам не знакомые или мало знакомые слова в тексте стихотворения? Какие это слова?
- Давайте найдем их в тексте стихотворения и подчеркнем.
- Знаете ли вы значения этих слов?
- На слайде написаны слова и изображены картинки? Сопоставьте слово и картинку.
- Теперь вам все слова понятны. Прочитайте стихотворение шепотом.
-Теперь будем читать по одному четверостишию по цепочке.
- Трудно ли было читать текст стихотворения?
- Какие слова и какие формы слов подтверждают, что стихотворение было написано почти 200 лет назад?
- Как называются эти слова, которые мы уже не употребляем в речи?
- Что значит «беззнойное солнце»? А «противный»?
- Вы не совсем правы. «Беззнойное солнце» - предзакатное солнце, от которого уже нет жара и зноя.
«Противный» - противоположный.
- Можете ли вы увидеть и услышать то, что столь сильно впечатлило В.Жуковского?
- Какое настроение было у поэта-героя стихотворения?
-Прочитайте строки которые это подтверждают.
- Удалось ли поэту передать нам свои впечатления?
- Перечитайте текст внимательно еще раз и найдите звуковые впечатления.
- Звучат ли все эти тем-тен-ти активно, бодро, весело или тихо, успокаивающе, даже убаюкивающе?
- Как ты думаешь слово «там» во второй строфе указывает на одно и тоже место или на разные?
- Прочитайте вторую строфу и постарайтесь с помощью интонации выделить слово «там».
- А теперь прочитайте ту строфу, где поэт рисует картину спускающегося на поля дыма.
- Какое впечатление создает дым?
- Как дым преображает вид поля?
Белки прыгают по веткам
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются не редко
Высоко, высоко! (прыжки на месте)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке (прыжки на одной ноге)
- Прочитайте 3,4,5 строфы.
- Сложилось ли у вас впечатление того, что картина неба стремительно меняется?
-Найдите строки которые это описывают.
- Каким же поэт видит небо?
- Какими бы красками вы воспользовались, чтобы нарисовать этот закат?
- Какими красками можно изобразить темный берег, тени деревьев в темноте? А беззнойное солнце? -Скороговорка.
- Василий Жуковский.
-Стр.92
-Познакомиться с новым стихотворением.
-Попытаться понять его содержание, тему, главную мысль.
-Понаблюдать какие художественные приёмы использовал автор стихотворения.
Дети слушают.
- Романтическое, загадочное, даже немного грустное.
- Да. Овин, ток, дол, воз.
Находят и подчеркивают.
- Не всех.
Читают слова и сопоставляют с картинкой.
Читают
Читают по цепочке.
-Да, трудно.
- Овины, нива, звон цепов на току, клубяся, по браздам лодится, скрыпя, тащится воз, окрест, дол, дерев.
-Устаревшие слова.
Предположения детей.
- Красота природы. Красоты своей родины.
- Спокойное, умиротворенное.
- И воцарилася повсюду тишина…
- Да.
- Темен-тени-в тени-темнотою-тихим-тишина – в тьме

- Спокойно и успокаивающе.
-На разные
Читают
- Все здесь оживленно: с овинов дым седой…
- Впечатление ожившего поля.
- Густо клубится над полем, редеет, то светлеет, то темнеет.
- Да, так как вечер сменяет день.
- Закат пламенеет, завесой огненной подернут дальний лес, восток синеет, берег реки темен, на воде-дерев кудрявых тени, а противоположный берег горит, осыпанный зарей.
- Синим, красным , оранжевым.
Ответы детей. У Аграфены и Арины
растут георгины.

Портрет
Творческая работа. - Я прочитаю вам стихотворение еще раз. После чего вы будете рисовать закат, который описывает автор.
Оформление выставки рисунков Слушают
Рисуют Рефлексия учебной деятельности на уроке. Какую цель ставили на урок?
- Достигли поставленную цель?
- С каким стихотворением познакомились? Кто автор?
-Спасибо за работу на уроке. -Познакомиться с новым стихотворением.
-Попытаться понять его содержание, тему, главную мысль.
-Понаблюдать какие художественные приёмы использовал автор стихотворения.
- Да, достигли.
-В.Жуковский «Славянка»