Рабочая программа кружка Юный модельер


Пояснительная записка
В современном мире важное значение в самоопределении детей и подростков имеет дополнительное образование. Важной задачей которого является развитие творческих способностей детей, так как этот процесс включает в себя все этапы развитие личности ребёнка.
Одним из средств развивающего обучения являются занятия ручными ремёслами.
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитьё, вышивка, аппликация.
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию. Кроме развлечения, эти игрушки, служили оберегами, ангелами-защитниками.
Работа с мягкой игрушкой помогает ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность.
Способствует развитию мышления, памяти.
Создание изделий своими руками - это самый простой и естественный способ самовыражения. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается на эмоциональном благополучии детей, росте творческой активности.
Мода в одежде рассматривается, как выражение идей. Одежда выступала символом принадлежности человека к тому или иному общественному строю или должностному положению, имела многофункциональное значение.
Одежда является частью духовной культуры общества. С одной стороны это материальные ценности, созданные материальным трудом, с другой - это произведение декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.
Направленность дополнительной
образовательной программы
Художественно-эстетическая
Программа даёт возможность создавать новые ,неповторимые вещи на свой вкус с использованием творческого дизайна.
Данная программа предусматривает изучение приёмов работы с различными видами ткани, и применению их в рукоделии шитье.
Новизна и актуальность
Программа способствует воплощению новых идей в жизнь, развивает творческую индивидуальность, играет экономическую роль в жизни подростка.
Формирует эстетический вкус, развивает трудолюбие. Создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, что в свою очередь способствует профилактики асоциального поведения.
Актуальность программы состоит в воспитательных и развивающих процессах во время обучения.
Цель курса
- содействие развитию личности, социальной адаптации и самореализации;
Цель программы осуществляется через достижения следующих задач:
Основные задачи
Развитие новых качеств: терпения, усидчивости, аккуратности. Формирование новых знаний, логического и пространственного мышления.
Обучающие
- ознакомление с техникой безопасности;
- обучение навыкам шитья и кроя;
- овладение новыми знаниями для выполнения практических работ;
- обучение работе на швейной машине;
- ознакомление с различными видами тканей;
- обучение элементам рисования костюма;
- ознакомление с различными видами отделки и декорирования швейных изделий;
- овладение навыками работы с фурнитурой.
Развивающие
- развитие художественных и творческих способностей учащихся;
- способствованию развитию мелкой моторики, памяти и вниманию;
- развития воображения, наблюдательности, неординарного мышления;
- формирование таких качеств как: интерес к рукоделию, целеустремлённость, самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
Образовательные
- развитие интереса к народным традициям;
- формирования у детей навыков ручного труда;
- создания продуктов творчества с использованием принципа "от простого к сложному";
- обучение основам кройки и шитья.
Воспитательные
- воспитание чувства коллективизма, новым навыкам поведения и работы в коллективе;
- содействие в формировании предприимчивости, а также к оказанию помощи другим ученикам;
- воспитание сознательного, творческого отношения к труду и жизни;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, ответственности, терпения, способности доведения начатого дела до конца.
Социально-педагогические
- формирование общественной активности и реализации в социуме;
- формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- расширение кругозора в процессе изучения современных технологий;
- во время занятий учитываются умения и навыки, полученные в школе, а также индивидуальные способности ребёнка.
Отличительные особенности программы
Данная программа даёт знания, необходимые в профессиональном ориентировании.
Знания помогут детям удовлетворить свои потребности в новых, современных экономических условиях жизни. Организовать свой досуг, а также, подготовиться к взрослой самостоятельной жизни.
В процессе обучения учащиеся поэтапно знакомятся с приёмами шитья:
- с ручными стежками, которые усваивают во время пошива мягкой игрушки;
- с раскроем и пошивом одежды на куклу "Барби", по технологии соответствующей пошиву детской одежды, что способствует развитию
необходимых навыков и умений.
Постепенно программа усложняется, используются мягкие игрушки большей сложности из 4-7 выкроек. Учащиеся овладевают навыком пошива чехлов на телефон, детских сумок и рюкзаков, диванных подушек, лоскутной графикой.
Отдельной темой идёт изготовление народных кукол "мотонок" и современных "тильд".
Со втором полугодии дети обучаются работе на швейной машине.
В программе учитываются местные условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении изделий.
Подбор образовательных тем, предусмотренных программой, могут изменятся в зависимости от заготовленного материала, его цвета, фактуры, а также от умения и навыков обучающихся.
Второй год обучения рассчитан на детей с навыками ручных швейных технологий и имеющих опыт работы на швейной машине и выкройками.
Возраст детей
В кружке занимаются дети
1 год обучения от 7 до 12 лет
2 год обучения от 12 до 18 лет

Количество учащихся на первом году обучения от 7 до 9, второй год от 6 до 8, в соответствии техникой безопасности.
Набор детей свободный.
Состав частично постоянный, частично переменный, если отбывают ученики то идёт постоянный добор.
Срок реализации программы 2 года.
Продолжительность одного занятия 2 часа.
Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Формы и режим занятий
В процессе обучения используются такие формы проведения занятий:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- рассказ, беседа;
- практическая работа.
Для индивидуального выбора предлагаются:
- наглядные пособия;
- рисунки, репродукции;
- книги и журналы;
- готовые выкройки игрушек и кукол;
- самостоятельное изготовление выкроек и фасонов.
Выбор проекта связан с возрастными особенностями и творческими способностями детей и подростков. Обучение проходит в индивидуальном и коллективном режиме.
Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении изделия с минимальным количеством деталей. Для школьников среднего звена даются более сложные проекты.
Теоретический материал преподаётся параллельно с формированием практических навыков у детей.
Учащиеся второго года обучения выбирают индивидуальные задания в зависимости от желания, способностей и возраста.
Может использоваться дистанционное обучение.

Материально-техническая база и оснащение
Занятия проводятся в специальном оборудованном помещении.
В наличии имеется швейное оборудование:
- 5 швейных машин;
- оверлок;
- 2 манекена;
- утюг;
- столы раскроя;
- инструменты и приспособления (ножницы, иглы, нитки, линейки, мел);
- разнообразные ткани (шёлк, хлопок, мех, трикотаж, кожа);
- швейная фурнитура, бусины, бисер;
- дидактический материал.
В результате обучения, учащиеся

Должны знать:
- технику безопасности при работе с иглами, ножницами, с утюгом и работе на швейной машине;
- начальные сведения об инструментах и приспособлениях;
- основы видов и свойств тканей, используемых в шитье;
- понятия сочетания цветов;
- основы простого кроя;
- технологию изготовления изделий.
Должны уметь:
- выполнять все виды ручных стежков (вперёд иголку, назад иголку, косой, через край, петельный, потайной, и другие;
- подбирать инструменты и материалы для работы;
- планировать свою индивидуальную деятельность;
- пользоваться выкройками;
- изготавливать мягкие игрушки и одежду на куклу;
- моделировать одежду по собственному замыслу;
- правильно выполнять машинные швы;
- шить изделия в соответствии с технологией;
- подбирать фурнитуру и оформлять декоративную отделку изделия.

Должны быть:
- дружными, уважительными;
- сдержанными и наблюдательными;
- внимательными и усидчивыми;
- аккуратными и усидчивыми;
- способными оказать взаимопомощь.
Методы диагностики и отслеживание результатов:
- обучение, основанные на личностных качествах детей;
- подведение итогов работы и самоанализ;
- педагогическое наблюдение и анализ;
- текущий самоанализ учащимися, выполненных заданий;
- проводятся городские, районные выставки;
- проводятся фотосессии;
- оформляются по итогам года новые плакаты и стенды.
Цель первого года обучения: Развитие интереса к шитью.

Задачи:
- знакомство с техникой безопасности;
- обучение детей техники выполнения ручных стежков;
- воспитание подхода к качественному выполнению творческих работ;
- обучение технике выполнение машинных швов;
- формирование умений и навыков учащихся в работе с тканью.
Учебно-тематический план работы кружка
первого года обучения.
№ Разделы и темыОбщее кол-во часовтеорияпрак-тика  Раздел I. Ознакомление20    
1 Набор детей в группу. 12 2 Вводное занятие и техника безопасности. 2 2  
3 Ознакомление с инструментом и приспособлениями. 2 2  
4 Основы материаловедения. 4 2 2
  Раздел II. Ручные стежки10    
1 Упражнение для формирования навыков изготовления простых стежков. 2   2
2 Виды и способы пришивания фурнитуры. 2 1 1
3 Пошив игольниц. 2   2
4 Изготовление прихватков для кухни. 2 1 1
5 Ознакомление с другими стежками. 2 1 1
6 Изготовление куклы мотанки. 2 1 1
  Раздел III. Мягкая игрушка88    
1 Изготовление игрушки первой сложности. 30 4 26
2 Изготовление новогодних игрушек и сувениров. 18 2 16
3 Изготовление игрушек второй сложности. 40 6 34
  Раздел IV. Изготовление одежды на куклу 40    
1 Раскрой пошив топов, маек, пижам. 10 2 8
2 Раскрой и пошив платьев. 10 2 8
3 Раскрой и пошив юбок и брюк. 10 2 8
4 Раскрой и пошив курток, дублёнок, шуб. 10 2 8
  Раздел V. Швейная машина20    
1 Техника безопасности и заправка машины. 2 1 1
2 Виды машинных швов. 14 2 12
3 Влажно-тепловая обработка и Т.Б. 4 2 2
  Раздел VI. Изделия бытового назначения 42    
1 Изготовление чехлов и косметичек. 10   10
2 Изготовление подушек. 10 2 8
3 Пошив постельного белья. 12 2 10
4 Подготовка к выставке и подведение итогов. 10   10
  Итого: 220    
Содержание программы первого года обучения.
Раздел I. Ознакомление.
1. Введение. Техника безопасности.
Теория: правила работы с колющим и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях.
Беседа: о целях кружка, обсуждение плана работы на год.
2. Инструменты и приспособления.
Теория: инструменты используемые в шитье и их применение (линейка, ножницы, см. лента и т.д.), приспособления (мел, мыло, бумага копировальная и масштабная).
3. Основы материаловедения.
Теория: виды волокон, их происхождение, основные свойства.
Практика: определение основы и утка, виды переплетений, определение лицевой и изнаночной сторон.
Раздел II. Ручные стежки.
1. Упражнения для формирования навыков выполнения ручных стежков.
Теория: рассказ о видах ручных стежков(вперёд иголку, назад иголку и др.).
Практика: упражнения выполнения стежков на картоне.
2. Виды и способы пришивания фурнитуры.
Теория: знакомство с понятием - фурнитура, образцы фурнитуры (пуговицы, бусины, бисер, тесьма, лента, косая бейка), назначение, применение и декорирование изделий.
Практика: пришивание фурнитуры, самостоятельная работа.
3. Пошив игольниц.
Практика: пошив игольниц разного вида (сердечко, подушечка, и т.д., швом - вперёд иголку, назад иголку).
4. Изготовление прихватов для кухни.
Теория: виды прихватов и их применение.
Практика: пошив изделий с применением петельного стежка.
5. Ознакомление с другими стежками.
Теория: ручные стежки ,применяемые при изготовлении мягкой игрушки (потайной, косой при изготовлении меховой и др.).
Практика: изготовление плоских брелков из разного материала с применением новых стежков.
6. Изготовление куклы мотанки.
Теория: история возникновения народной куклы.
Практика: изготовление народной куклы без единого шва .
Раздел III. Мягкая игрушка.
1. Изготовление мягкой игрушки первой сложности.
К изделиям первой сложности относятся изделия с небольшим количеством деталей от 2 до5.Детям предлагаются на выбор (ёжики, мышки, жирафы, зайчики, котята, и др.).
Теория: выбор ткани, самостоятельный выбор выкройки игрушки, раскладка выкройки на ткани, подбор бусин для глаз и носиков.
Практика: раскрой игрушки по обведённой выкройке, соединение деталей и самостоятельный пошив.
2. Изготовление новогодних игрушек сувениров.
Теория: виды новогодних игрушек и сувениров, материалы, используемые для их изготовления, упаковка подарков. Учащимся предлагается вырезание снежинок, выкройки новогодних сапожек для подарков, выкройки игрушек (деда мороза, снеговика, оленя, символа нового года).
Практика: самостоятельный выбор изделия, моделирование, раскрой, пошив и оформление дизайна.
3. Изготовление игрушек второй сложности.
К таким изделиям относятся игрушки от 5 до 20 выкроек деталей.
Теория: технология пошива мягкой игрушки из различных тканей (трикотажа, меха, кожи, велюра, и т.д.), изготовление глаз для игрушек из нескольких деталей. Детям предлагаются выкройки игрушек из сказок, мультфильмов, разные виды животных и птиц. Всего более 800 выкроек.
Раздел IV. Изготовление одежды на куклу.
Технология кроя пошива на куклу (Барби, другие куклы или пупсы) полностью соответствует технологии изготовления детской одежды, что в значительной степени облегчает обучение крою и пошиву изделий для учащихся.
1. Раскрой и пошив топов, маек и пижам.
Теория: подбор ткани, ниток, выкроек, снятие мерок, моделирование фасона.
Практика: раскрой и пошив изделий.
2. Раскрой и пошив платьев.
Теория: виды платьев, фасоны и назначение. Самостоятельный подбор ткани, ниток, фурнитуры, выкроек, моделирование.
Практика: раскрой, пошив, примерка и исправление дефектов. Дизайнерское оформление изделия.
3. Раскрой и пошив юбок и брюк.
Теория: подбор материала, выкроек, моделирование фасона.
Практика: раскрой, пошив и окончательная отделка изделий.
4. Раскрой и пошив курток, дублёнок и шуб.
Теория: подбор меха, кожи и других тканей, технология пошива верхней одежды, моделирование.
Практика: раскрой, пошив и окончательная отделка изделий.

Раздел V. Швейная машина.
1. Техника безопасности и заправка машины.
Теория: общие сведения о швейном оборудовании, виды машин (ручные, ножные, электрические, краеобмёточные). Техника безопасности. Подготовка машины к работе, наматывание ниток на шпульку, заправка верхней и нижней нитей, регулировка величины стежка, закрепка, читка, смазка.
Практика: заправка машины учащимися и шитьё на бумаге.
2. Виды машинных швов.
Теория: демонстрация образцов машинных швов и технология их выполнения (стачной, настрочной, окантовочный, и др.).
Практика: выполнение швов на машине.
3. Влажно-тепловая обработка и Т.Б.
Теория: виды В.Т.О., терминология и методы утюжки.
Практика: влажно-тепловая обработка на ткани.
Раздел VI. Изделия бытового назначения.
1. Изготовление чехлов и косметичек.
Теория: виды чехлов на телефоны, планшеты. Подбор необходимого материала, фурнитуры. Моделирование и раскрой.
Практика: изготовление изделий на швейной машине или в ручную в зависимости от сложности обработки. Индивидуальное оформление и окончательная отделка.
2. Изготовление диванных подушек.
Теория: виды и формы подушек (от простых до формы животных, например котов, божьей коровки, и др.). Подбор соответствующей ткани, фурнитуры. Выбор выкройки.
Практика: раскрой и пошив изделия на швейной машине.
3. Пошив постельного белья.
Теория: виды постельного белья, технология изготовления. Детям предлагается на выбор изготовление белья для кукольной кроватке или в натуральную величину.
Практика: раскрой и пошив выбранного изделия.
4. Подготовка к выставке и подведение итогов.
Отбор лучших работ, фотографирование и оформление плакатов.
Цель второго года обучения: Развитие умения выразить и воплотить свои идеи в создании новых изделий одежды, украшения интерьера, дизайна.
Задачи:
- совершенствование навыков ручного шитья;
- развитие воображения, художественного вкуса;
- улучшение выполнения машинных швов;
- организация свободного времени;
- обучение построению простых выкроек;
- ознакомление с технологией изготовления швейных изделий.

Учебно-тематический план работы кружка
второго года обучения.
№ Разделы и темыОбщее кол-во часовтеорияпрак-тика  Раздел I. Повторение20    
1 Вводное занятие и техника безопасности. 2 2  
2 Ручные стежки10 1 9
3 Машинные швы4 1 3
4 В.Т.О. 4 2 2
5 Работа с фурнитурой2 1 1
         
  Раздел II. Лоскутная графика60    
1 Пошив больших игрушек. 10 2 8
2 Изготовление сумок, рюкзаков, клатчей. 10 2 8
3 Изготовление сувениров, декора для кухни. 10 2 8
4 Пошив кукол "Тильд". 30 4 26
         
  Раздел III. Детская одежда120    
1 Характеристика конструкции одежды. 4 2 2
2 Декорирование изделий. 10 2 8
3 По-узловая обработка деталей. 6 2 4
4 Изготовление фартука и косынки. 10 2 8
5 Изготовление ночной сорочки. 10 2 8
6 Изготовление жилетов. 20 4 16
7 Моделирование сарафанов. 20 4 16
8 Моделирование юбок. 20 4 16
9 Моделирование детских платьев. 20 4 16
         
  Раздел IV. Подведение итогов22    
1 Подготовка к выставке. 10   10
2 Фотосессия. 12   12
  Итого: 122    
Содержание программы второго года обучения.

Раздел I. Повторение.
1. Вводное занятие и Т.Б.
Теория: повторение техники безопасности и обсуждение программы кружка на год.
2. Ручные стежки.
Теория: повторение видов ручных стежков.
Практика: изготовление мягкой и сувенирной игрушки вручную.
3. Машинные швы.
Теория: повторение краткой характеристики машинных швов и их применение. Т.Б.
Практика: выполнение различных изделий на швейной машине.
4. В.Т.О.
Теория: повторение операций влажно тепловой обработки. Т.Б.
Практика: утюжка изделий.
5. Работа с фурнитурой.
Теория: назначение и применение фурнитуры.
Практика: подбор и пришив фурнитуры к изделию.
Раздел II. Лоскутная графика.
1. Пошив больших игрушек.
Теория: зарисовка эскиза, создание выкройки, подбор ткани и отделки, заготовка проволоки для каркаса, набивки.
Практика: раскрой и пошив игрушек.
2. Изготовление рюкзаков, сумок, клатчей.
Теория: выбор фасона изделия, изготовление выкройки, подбор материала и фурнитуры.
Практика: раскрой и пошив изделий.
3. Изготовление сувениров и декора для кухни.
Теория: виды кухонных принадлежностей(куклы на чайник, полотенца, подставки под горячее и т.д. Подбор ткани по фактуре с использованием лоскутной графики.
Практика: раскрой и пошив изделий.
4. Пошив кукол "Тильд".
Теория: одним из видов современного декоративно-прикладного искусства являются куклы "Тильды".Выкройки можно брать в интернете, а можно рисовать самостоятельно. Заготавливается ткань для куклы и её одежды, а также нитки, соответствующего цвета для волос.
Практика: раскрой и пошив кукол и одежды для неё.
Раздел III. Детская одежда.
1. Характеристика конструкции одежды.
Теория: общие сведения об одежде, её назначении и применении. Выбор фасона, цветовые сочетания в одежде, снятие мерок.
Практика: моделирование на манекене, зарисовка и выбор фасона.
2. Декорирование изделий.
Теория: новая жизнь старых вещей. Аппликация, изменение фасона. Вышивка нитками и бисером.
Практика: самостоятельная работа с изделием.
3. По-узловая обработка деталей.
Теория: технология изготовления отделки и сборки деталей (сборки, оборки, рюши, воланы, и т.д.).
Практика: изготовление образцов, например розы из шёлка по технологии пошива оборки.
4. Изготовление фартука и косынки.
Теория: снятие мерок, выбор фасона, технология кроя и пошива фартука, технология обработки накладного кармана.
Практика: раскрой и пошив фартука и косынки.
5. Изготовление ночной сорочки.
Теория: снятие мерок, выбор фасона, ткани, технология кроя и пошива ночной сорочки.
Практика: раскрой и пошив изделия.
6. Изготовление жилетов.
Теория: виды жилетов и их применение. Детям предлагается на выбор сшить меховую безрукавку, жилет из ткани или летнюю блузу без рукавов. Снятие мерок, выбор фасона, ткани, технология кроя и пошива жилета, подбор фурнитуры и отделка изделия.
Практика: раскрой, смётывание ,первая примерка, исправление дефектов, пошив, отпаривание и окончательная отделка изделия.
7. Моделирование сарафанов.
Теория: выбор ткани и фасона, моделирование и построение выкройки, технология пошива и дизайн, снятие мерок.
Практика: раскрой, сметывание, примерка, пошив и окончательная отделка изделия.
8. Моделирование юбок.
Теория: зарисовка моделей, выбор фасона, снятие мерок, построение выкройки. Технология пошива и дизайн.
Практика: раскрой, смётывание, примерка, пошив и окончательная отделка изделия.
9. Моделирование детских платьев.
Теория: зарисовка моделей, выбор фасона, снятие мерок, построение выкройки. Технология пошива и дизайн.
Практика: раскрой, сметывание, примерка, пошив и окончательная отделка изделия.
Раздел IV. Подведение итогов.
1. Подготовка к выставке.
Отбор лучших работ, оформление тематической выставки.
2. Фотосессия.
Фотографирование детей в нарядах, сшитых в течении года и изготовление плакатов.
Методическое обеспечение
образовательной программы.

В течении всего периода обучения каждый ученик получает ряд знаний и практических навыков, которые необходимо использовать в дальнейшей жизни.
Самое основное требование к занятиям - это дифференцированный
подход к обучению учащихся, с учётом их творческих и умственных способностей, навыков и особенностей характера.
Учебный процесс строится на принципах:
- доступности - от простого к сложному;
- наглядности - показ готовых изделий, рисунков, журналов, книг;
- практичность - развитие навыков и умений.
Учащиеся в детском коллективе получают знания необходимые для дальнейшего обучения кройки и шитью.
Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями.

Список использованной литературы
1. Андреянова, Л.И. Уроки шитья. / Л.И. Андреянова.-Переиздание-Екатеринбург: "Стрибог", 1995. - 240 с.
2. Бланк, А.Ф. Моделирование и конструирование женской одежды /А.Ф., Бланк, З.М. Фомина. - 3-е изд. - М.: Легпромбытиздат, 1994. - 256 с.
3. Ерзенкова, Н. В. Блузки. /Н. В. Ерзенкова - Мн.: Полымя, 1994 - 608 с.
4. Журнал "Шитьё и крой" г. Москва, №6 2013.
5. Журналы "Рукоделие" г.Киев, № 1 2007, №2 2007, №3 2005.
6. Журналы "Burda" г. Москва, № 7 1992, № 5 1993, № 10 1999, № 11 1999, № 12 1999, № 6 2001, №4 2002, № 1 2044, №2 2004, № 1 2005, № 8 2005, № 7 2007, № 2 2009, № 6 2009, № 8 2012, № 10 1012, № 10 2014, № 11 2014, № 12 2014, № 1 2015.
7. Каченаускайте, Л. Аппликация: Серия "Подарок своими руками"/Л. Каченаускайте. - М. : ООО "Издательство АСТ"; Донецк: "Сталкер". 2004. - 76 с.
8. Колгина, И.И. Шьём детям. / И.И. Колгина, О.П. Ульяшева О.П. - М.: Легпромбытиздат, 1991. - 48 с.
9. Крючков, В. Моя первая книга по рукоделию: пособие / В.Крючков. - М.: Дрофа, 1995.-192 с.
10. Лин Жак. Техника кроя. /Лин Жак. - Изд. 2-е,испр. М., "Лёгкая индустрия", 1978.-264 с.
11. Ударцева, Л.В.Школа пошива женских юбок. Издание для досуга./Л.В. Ударцева. - СПб: Диамант, 1994. - 416 с.
12. Фролова, Т.О. Мягкая игрушка: серия (Подарок своими руками)/Т.О. Фролова. - М. : ООО "Издательство АСТ"; Донецк: "Сталкер", 2004. -62 с.
13. Ханус, С. Как шить/С. Ханус: учебное пособие .Пер. с польск. - М. : Легпромбытиздат, 1991. - 192 с.
14. Ханус, С. Секреты кроя и шитья. Одежда для детей: Пер. с польск./С. Ханус - М.: Легкая и пищевая промышленность,1984. - 264 с.
15. Эткен Лейла. Пратика шитья / Эткен Лейла.Пер. с англ.Заремы Зарифовой.-М.: "Аквариум", 1996.-400 с.