Конспект урока русского языка на тему Основные виды сложных предложений для 10 класа школы II вида

МКС(К)ОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №65 для слабослышащих и позднооглохших детей»








Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема:

Основные виды сложных предложений














Выполнила учитель русского языка
Волкова Ирина Аркадьевна.













Нижний Новгород, 2014год


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщить знания учащихся об основных видах сложных предложений.

Задачи:
систематизировать знания о видах сложных предложений, закрепить умение различать их, отличать простое предложение от сложного;
продолжить формирование умения ставить запятую между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений;
закрепить орфографические навыки по теме « Н-НН в суффиксах имен прилагательных»;
развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся, навыки самоконтроля, самоорганизации;
производить коррекцию звуко-произносительной стороны речи учащихся;
воспитывать в учащихся интерес к изучению русского языка через применение активных форм обучения.


Оборудование:

Таблицы:
Виды сложных предложений.
Союзы.
Н – НН в суффиксах имен прилагательных.
Фонетическая зарядка.

Сигнальные карточки.
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
Экран.
Пособие « Русский язык в таблицах» (на каждого учащегося).














Ход урока.
Вводная часть урока

1. Оргмомент.
2. Рапорт дежурного.
3. Создание эмоционального настроя учащихся.
Учитель: (Э) -Что хорошего было у тебя сегодня?
- Как ты себя чувствуешь?
- Какое у тебя настроение?
- Какой сейчас урок?
- Ты готов к работе?
- Есть ли ко мне вопросы?


Пропедевтическая часть урока

1. Фонетическая зарядка.

С - Ч
аса – ача – усу – учу – иси -ичи
сло – чло – сто – что
Читаем слова:
Простое, сложное, союз, союзное, бессоюзное, подчинительный, сочинительный, сложноподчиненное, сложносочиненное

Сложное предложение состоит из
( учащиеся заканчивают предложение)

2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
( Экран) - Какое предложение вы прочитали?
( Экран) - Почему простое?
( Экран) -Чем отличается простое предложение от
сложного?
- На какую тему слова из фонетической
зарядки?
- Сегодня на уроке мы обобщим полученные вами знания об основных видах сложных предложений, закрепим умения их различать, а также отличать сложные предложения от простых. В этом вам помогут таблицы на стенде, материал учебника, ваши индивидуальные пособия.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: (Э) - Что было задано?
- Проверим домашнее задание с помощью теста
и сигнальных карточек . Внимание на монитор.


Тест.
Простые предложения в составе сложного соединяются по
Сложное предложения, в которых простые предложения соединяются при помощи интонации, союзов и союзных слов называется
Простые предложения связаны с составе сложного только интонацией в. предложении.
Сложное предложение, в котором простые равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами,- предложение
Укажи вид сложного предложения: [ ] ,( чтобы)
Простые предложения в составе сложного разделяются
Предложение Не то [ ] , не то [ ]..
Союзы И, ДА, ОДНАКО, ЗАТО - .
Союзы КАК, ЛИ, ТАК КАК,ЕСЛИ -
9) В конце овся(н,нн)ого поля скрытого за деревьями то пели то покрикивали малиновки.
Это предложение .


(Учащиеся показывают сигнальные карточки ( варианты ответов на доске), вслух проговаривая ответ).

Учитель, обращая внимание на предложение 9:
- Какие знаки поставите в предложении, почему?
- Сколько Н напишете в суффиксе прилагательного?
Эта орфограмма будет орфограммой дня ( обращается к
таблице, повторяет с учащимися орфограмму).


Основная часть урока

1. Терминологический диктант( на листочках).

Учитель: - Повторите, какие виды сложных предложений вы знаете?
- Послушайте предложения, запишите название вида и
начертите схемы( предложения записаны на доске).

Мы знали что с нами остались зимовать синицы.
Мы бродили до сумерек обошли все знакомые места.
Однажды ночью я проснулся от стра(нн,н)ого ощущения.
Проснулся Рувим он долго смотрел в окно.
Трудно было оставаться дома в первый зимний день и мы ушли на лесные озера.
( учащиеся «по цепочке» работают у доски, а потом проводят
самопроверку)
Учитель: (Э) - Проверьте свои работы, отчитайтесь.
- Из какого текста эти предложения?
- Сегодня мы будем работать на материале текстов для
экзаменационных изложений, что поможет вам на
уроках развития речи.

2. Выборочное осложненное списывание(работа в тетрадях).
Учитель: - Будем работать парами. Каждый получает карточку с
заданием и другую карточку для проверки. Выполнив
задание, вы проводите взаимопроверку, отчитываетесь.


Предложения для выборочного списывания:

И тут она пр.смотревшись увид.ла что в сумраке маячили лебеди(н,нн)ые шеи.
Была (не)обыкнове(н,нн)ая ноч? тишина ст.яла уже осе(н,нн)яя.
Вертлявая речушка петлявшая по лугам и к осени чуть ли не совсем пересыхавшая в весе(н,нн)ее это п.л.водье расхлестнулась на диво ш.роко.
Этот пр.стор од.нокие деревя(н,нн)ые кресты напомнили ему гореч? детства и тума(н,нн)ые мечты о творчестве.
Вдруг послышался сови(н,нн)ый крик и из кустов опас(т)но т.мнеющих вылет.ла птица.
Ум.р дождь ум.р ветер ум.р шумливый бе.покой(н,нн)ый сад.
В тума(н,нн)ом небе на голов.кружитель(н,нн)ой выс.те стоял. одинокая луна и вокруг нее переливался желт.ватый круг.
Когда на землю опустилась осе(н,нн)яя мгла в комнат. зажгли свечи.
Через окно я увиде.л как б.льшая серая птица сел. на ветку клена в с.ду.
Снег таял. в ч.рн.й воде озера щ.котал. лицо порошил серым дымом леса.







Карточки с заданиями.

Выписать СПП и БСП, расставить запятые и вставить пропущенные буквы. Начертить схемы предложений.
Выписать ССП и ПОП, расставить запятые и вставить пропущенные буквы. Начертить схемы предложений
Выписать БСП и ССП, расставить запятые и вставить пропущенные буквы. Начертить схемы предложений
(для слабых учащихся) Выписать любые два предложения, расставить запятые и вставить пропущенные буквы, начертить схемы.

( Учащиеся отчитываются о выполнении задания, объясняют «орфограмму дня»)


3. Динамическая пауза.

4. Работа с текстом. Учитель: - Еще раз скажите, что такое сложное предложение.
- Сложное предложение- это не просто сумма простых. Оно богаче, сложнее по смыслу простых, входящих в его состав.


- Какую роль играют средства связи в сложном предложении?
- Сейчас мы посмотрим, как функционируют сложные предложения в тексте. Прочитайте запись на доске.



Была ночь . По гла.кой воде озера тянулась лу(н)ая дорожка . Я переправился на старой деревя(н)ой ло.ке на берег где . В деревне все спали и . Я пош.л к золотисто(зеле(н)ому) овся(н)ому полю за которым . Я поспешил к нему по у.кой тропинке и увидел свет. Вдруг послышался сови(н)ый крик и . Я вздрогнул и Теперь я понял что. и ускорил шаг.
(По Н. Новикову).
Материал для вставок:
это свет от костра лесника
на небе висел. добрая луна
стоял. деревня
трепетал. маня к себе тепл.. огонек
не видно было н. огонька
играющ.. серебря(н)ым светом.
из кустов опасно т.мнеющих вылетел. птица.
тут раздался удар т.п.ра.

Задания по тексту.
Учащиеся читают текст.
Учитель:- Что вы прочитали?
- Это полный текст? Все ли понятно? Каково
настроение текста?
- Чего не хватает?
Прочитайте текст, подбирая части сложных
предложений по смыслу. Глубже понять
изображенное в тексте вам поможет
репродукция картины Куинджи.


3. Учащиеся читают текст «по цепочке», дают характеристику предложениям, отчитываются о вставленных буквах, знаках препинания.


4.Учитель: - Каким теперь стал текст?
- Как вы думаете, какую роль выполняют
сложные предложения в связной речи?
- Как изменилось настроение текста?
- Разобьемся по вариантам. Выписать из
текста: 1 вариант- ССП, 2 вариант- СПП.
( Учащиеся выполняют задание)
Учитель: - Какие предложения вы выписали?
- Какие не выписали?

5.Домашнее задание: продолжить работу с карточками.

Итог урока.

1. Учитель: (Э) - Какова была тема урока?
(Э)- Чему вы научились?
- Какие основные виды сложных предложений вы различали?
(Э)- Какая орфограмма для повторения была сегодня основной?
- В чем вы еще раз убедились?
2. Оценивание.
Учитель: (Э) - Как ты работал на уроке?
(Э) -Что ты делал хорошо?
(Э) - Какие задания тебе понравились?
(Э) - Как ты оцениваешь свою работу, почему? А работу соседа
по парте?

Учитель оценивает работу учащихся.
(Э)- Урок окончен. Всем спасибо.( Учащиеся отвечают).

15