Рабочая программа элективного курса по русскому языку В лабиринтах русской пунктуации для 8 класа


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №23»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор МОУ «ООШ» №23 Зам.директора по УВР на заседании МО учителей
II ступени обучения. Протокол №1
от 1.09.2012г.
Рукоодитель МО.
Элективный курс по русскому языку
В лабиринтах русской пунктуации
Дисциплина: русский язык
Класс: 8
Учитель: Скобелева Н.И.
Всего часов:
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 0,75 часа (26 часов).
Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с основным комплексом пунктуационных правил, но, прежде всего, именно в этом классе они впервые знакомятся с русской пунктуацией не как со сводом разрозненных правил, а как с системой. Знаки препинания, ее образующие, — это графические знаки, служащие для членения текста и передачи на письме особенностей строения предложения и его интонации.
Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.
Цели курса:
углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации простого предложения;
развитие коммуникативно-речевой культуры;
расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.
Задачи курса:
овладение основными нормами русского литературного языка;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
формирование навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала;
развитие речевой культуры учащихся.
Формы работы:
групповая;
индивидуальная
лекция
Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;
ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;
приобрести опыт проведения первых научных исследований;
выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
создавать работы реферативного характера на филологические темы.
Календарно-тематический план
№ Дата Тема занятия Кол-во часов Виды деятельности
Тема 1. Основные понятия синтаксиса (2ч)
1. Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. 1 Работа со справочной литературой. Составление обобщающей тематической таблицы. Работа с тестовыми заданиями. Пунктуационный диктант
2. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация. 1 Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи.
Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (2ч)
3. Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). 1 Работа с текстами. Подготовка сообщений. Выступления учащихся по выбранным темам. Анализ выступлений учащихся
5. Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах 1 Тема 3. Знаки препинания в простом предложении (3ч)
6. Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым 1 Развернутые ответы на вопросы. Сопоставительный анализ. Работа над терминологической лексикой. Составление опорной схемы.
7. Тире в неполном предложении. 1 8. Соединительное тире. Выделительное тире. 1 Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения (4ч)
9. Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). 1 Подготовка устного научного рассуждения. Словарная работа. Составление обобщающей тематической таблицы. Выполнение тестовых заданий. Сопоставительный анализ простых предложений с однородными членами и сложносочиненных. Использование в художественных текстах простых предложений
10 Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, при повторении слова с частицей так для усиления смысла. Дефисное написание повторяющихся слов 1 11. Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций. 1 12. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире. 1 Тема 5. Знаки препинания при обособленных членах предложении (7)
13. Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). 1 Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Эвристическая беседа. Исправление искаженного текста. Пунктуационные диктанты.
14. Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов. 1 15. Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопреде-ленных, указательных, определительных местоиме-ний, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление-необособление интонации произношения, ритма стиха. 3 16. 17. 18. Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях. 1 19. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями
1 Тема 6. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (2ч)
20. Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. 1 Составление опорного конспекта на основе лекции учителя. Синтаксический разбор и моделирование простых предложений.
21. Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом вместо. 1 Тема 7. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (1ч)
22. Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала). 1 Синонимическая замена синтаксических конструкций.. Использование в художественных текстах простых предложений.
Тема 8. Знаки препинания при обращениях, междо-метиях, частицах, утверди-тельных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слова (1ч)
23. Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). 1 Составление развернутых планов. Работа с текстом. Устные и письменные высказывания по заданной теме. Аналитическая беседа. Различение самостоятельных и служебных частей речи.
Повторение (1ч)
24 Урок практикум 1 Выполнение тестовых работ в форме ГИА
25 Итоговая контрольная работа 1 Выполнение тестовой работы
26 Подведение итогов 1 Содержание программы
Тема 1. Основные понятия синтаксиса (2 ч)
Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.
Синтаксис и пунктуация.
Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (2 ч)
Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах. Точка при членении предложения.
Тема 3. Знаки препинания в простом предложении (3 ч)
Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тире в эллиптическом и неполном предложениях. Соединительное тире. Выделительное тире.
Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения (4 ч)
Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире.
Тема 5. Знаки препинания при обособленных членах предложения (7 ч)
Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов. Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление-необособление интонации произношения, ритма стиха.
Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях.
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, существительными, наречиями.
Тема 6. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (2 ч)
Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом вместо.
Тема 7. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (1 ч)
Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала). Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Слова и словосочетания, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми.
Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Универсальный знак препинания – скобки. Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.
Тема 8. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах ( 1ч)
Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.
Оценка знаний, умений, навыков
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.
Возможны различные формы контроля.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Баранов М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. 2-е издание. М.: Просвещение, 2008
Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2005
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 – 9 класс. СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005
Демина М.В., Петухова Н.Н. Диктанты по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008
Капинос В.И., Пучкова Л.И., Федорова В.А., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8 – 9 классы. Учебно-методическое пособие. М.:Дрофа, 2003
Постникова И.И. , Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М.: Высшая школа, 1996
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и Образование, 2002
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994