Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Знаки препинания при обращении


Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении.
Образовательные задачи:
знать, что такое обращение;
уметь находить обращения в тексте;
правильно расставлять знаки препинания при обращении;
Развивающие задачи:
грамотно использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Воспитательные задачи:
внимание к слову,
уважительное отношение к окружающим.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Обращение. Знаки препинания при обращении», учебник Львовой С.И., Львова В.В. «Русский язык. 5 класс»
Конспект урока
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На уроке нам понадобятся знания прошлых занятий, ваше внимание и сосредоточенность. Запишем число, оставим две строки для записи названия темы.
2. Лингвистическая разминка.
Тему урока вы узнаете после того, как успешно ответите на вопросы.
Лингвистическая разминка (кроссворд). (Слайд №2)
Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? (определение)
Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, место и время действия и отвечающий на вопросы как? где? куда? (обстоятельство)
Как называется предложение с одной грамматической основой? (простое)
Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое? (главные)
Какой частью речи выражается сказуемое, если отвечает на вопрос что такое? кто такой? (существительное)
Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (тире)
Два слова, связанные по смыслу и грамматически.(словосочетание)
Второстепенный член предложения обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается существительным и местоимением. (Дополнение)
Дополнение, определение, обстоятельство называются …(второстепенными) членами предложения.
3. Сообщение темы урока и определение задач.
Какова тема урока? (Слайд 3) (Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями) Чему должны научиться на уроке? ( Слайд4)
4. Актуализация имеющихся знаний и представлений по изучаемой теме.
Что вы знаете об обращении? (Обдумывание 2 минуты, затем обсуждение высказываний каждого учащегося)
Как вы думаете, будет ли на уроке новая информация?
5. Осмысление новой информации.
Откроем учебник стр. 162 прочитаем 1 абзац и подготовим вопросы по прочитанному тексту. Добавить к 1 абзацу: Сейчас обращение употребляется в именительном падеже, а в глубокой древности был еще один падеж звательный. Имена существительные в этой форме и использовались в роли обращения. Добавить к 3 абзацу: Если на письме обращение выделяется запятыми, то как выделить его устно? В устной речи обращение выделяется паузами. Учитель показывает образец чтения.
После анализа каждого абзаца – работа с презентацией. (Слайд 5)
Какую новую информацию получил……(опрос каждого учащегося)
6.Первичное закрепление.
Материал про обращение изучили, какие задачи теперь должны решать? (Ответы учеников)
1. Читаю текст (Слайд 6). Ребята, вы согласны с белкой? Над чем заставляет задуматься текст.
Найдите предложения с обращениями. Прочитайте, соблюдая звательную интонацию.
2.(Слайд 7.) Выпишите предложения с обращениями.
Проверка, затем синтаксический разбор предложений (предложения заранее написаны на доске на обратной стороне)
3.Графический диктант. Я читаю предложение, а вы чертите схему этого предложения в тетради.
а) Мальчик, возьмите за четыре сольдо мою азбуку.
б) Деревянные глазки, почему вы так на меня смотрите?
в) Эй, плутишка, вернись!
г) Спрячь меня, Буратино.
д) В прошлый раз, мой друг, мы остановились на диктанте.
4. (Слайд 8) «Найди ошибки!»
Почему Буратино допустил ошибки? Что здесь перепутано? (Подлежащее и обращение. Подлежащее не имеет звательной интонации)5. Слово учителя: По правилам русского речевого этикета говорящему нужно уважать собеседника, поэтому нельзя начинать диалог словами эй, ты! и даже эй, вы! (Слайд 9)
Русская грамматика объясняет нам это этикетное правило следующим образом:
Чтобы установить диалог, говорящий должен привлечь к себе внимание.
Назвать конкретного собеседника, потребив для этого собственное имя существительное. (Слайд 10)
Имя нарицательное неодушевленное тоже может использоваться в обращении. Вспомните такое предложение.
6. Работа с учебником. Упр 443. Составить предложения с обращениями, а затем записать их.
7. Подведение итогов.
А)Какие задачи были поставлены на уроке?
Что такое обращение?
Как ставятся знаки препинания при обращении?
Является ли обращение членом предложения?
Б)Чтобы оценить свою работу, выберите нужное предложение:
Я научился находить обращения в предложении и выделять его знаками.
Я затрудняюсь находить обращения в предложении и выделять его знаками.
Я не понял новый материал.
8. Домашнее задание.
Упр 447 или 448