Сценарий урока по русскому языку по теме Обращение. Знаки препинание при обращении, 8 класс


Урок русского языка в 8 классе по теме
«Обращение.Знаки препинания при обращении»
(на материале песен о Великой Отечественной войне)
Цель урока: продолжить формирование навыка постановки знаков препинания при обращении.
Задачи:
Образовательные: обобщить изученный ранее материал по теме «Обращение. Знаки препинания при обращении», дополнив новыми сведениями.
Развивающие: развивать навыки общения в ходе парной и групповой работы.
Воспитательные: формировать чувство патриотизма через обращение к песням о Великой Отечественной войне.
Оборудование: фильм о войне (Приложение №1), презентация (Приложение №2), рабочий лист обучающегося (Приложение №3), дидактический материал, листы А3, маркеры.
Структура урока:
Актуализация знаний.
Формирование новых понятий и способов действия.
Формирование умений и навыков.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Сценарий урока:
Актуализация знаний.
Вступление: Какое знаменательное событие будет отмечаться в нашей стране в мае этого года? (70-летие Победы в Великой Отечественной войне).
А) просмотр фильма о войне (Приложение №1)
Песня «Священная война» - одна из самых лучших за все военные годы, одна из самых героических песен нашей эпохи.  Первое исполнение песни было на Белорусском вокзале в самые первые дни войны. С первых же тактов песня захватила бойцов, а когда зазвучал второй куплет, в зале была абсолютная тишина, все встали как во время исполнения гимна. С этого дня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
Б) пунктуационный анализ отрывка из песни (объяснение знаков препинания при обращении)
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Стихи В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА Музыка А. АЛЕКСАНДРОВА
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!
В) формулировка темы, цели и задач урока обучающимися (запись в рабочем листе обучающегося)
Формирование новых понятий и способов действия.
1 этап работы – повторение теории (запись в рабочем листе обучающегося)
А) составление кластера по теме «Обращение» на листе А3 (групповая работа)
Существительное в И.п.
Другие слова = существительное в И.п.

Местоимение
, …
…,

…, , …
! … Обращение

Распространенное (существительное + зависимые слова)
Нераспространенное (одно слово)
Не является
членом
предложения
Б) самостоятельное чтение материала в учебнике с целью дополнения кластера
В) рассказ об обращении с использованием кластера (одна группа)
Самооценка – запись в рабочем листе обучающегося (+/- усвоил / не усвоил теоретический материал).
Формирование умений и навыков.
2 этап работы – находить обращение в тексте (запись в рабочем листе обучающегося)
А) Фронтальная работа - работа с отрывками из песен: вставить обращение, объяснить знаки препинания (Приложение №4)
Индивидуальная работа – 1 ученик на доске выполняет задание (Приложение №5) – проверка с использованием презентации (Приложение 2 слайд №2)
Самооценка – запись в рабочем листе обучающегося (+/- нашёл / не нашёл обращение).
Б) самостоятельная работа в парах
3 этап работы – отличать обращение от подлежащего (запись в рабочем листе обучающегося)
Определить, где выделенное слово является обращением, где членом предложения (подчеркнуть его), расставить знаки препинания при обращении - проверка с использованием презентации (Приложение 2 слайд №3)
ТЕМНАЯ НОЧЬ
Стихи В. АГАТОВА Музыка Н. БОГОСЛОВСКОГО
Темная ночь, только пули свистят по
степи, Только ветер гудит в проводах,
тускло звезды мерцают. В темную ночь ты любимая знаю,
не спишь, И у детской кроватки тайком ты
слезу утираешь.
1943 МОЯ ЛЮБИМАЯ
Стихи Е. ДОЛМАТОВСКОГО Музыка М. БЛАНТЕРА
Я уходил тогда в поход, В далекие края. Платком взмахнула у ворот Моя любимая.
Второй стрелковый храбрый взвод Теперь моя семья. Поклон-привет тебе он шлет Моя любимая.
1941
ОГОНЕК
Стихи М. ИСАКОВСКОГО Музыка народная
На позицию девушка Провожала бойца. Темной ночью простилася На ступеньках крыльца.
И пока за туманами Видеть мог паренек, На окошке на девичьем Все горел огонек.
Парня встретила славная Фронтовая семья, Всюду были товарищи, Всюду были друзья.
Но знакомую улицу Позабыть он не мог: Где ж ты, девушка милая? Где ж ты мой огонек?
1942 МАЛЬЧИШКИ
Музыка: А. Островский
Слова: И. ШаферанКогда протрубили тревогу
в любимом краю,Застыли мальчишки
суровом солдатском строю.Мальчишки, мальчишки
вы первые кинулись в бой,Мальчишки, мальчишки страну
заслонили собой.
1961
Самооценка – запись в рабочем листе обучающегося (+/- нашёл / не нашёл обращение).
Самостоятельная работа: расставить знаки препинания, указать обращение.
этап работы - расстановка знаков препинания (запись в рабочем листе обучающегося)
Уровень выбирают сами обучающиеся:
1 уровень – базовый (задание 1-2)
2 уровень – повышенный (задание 3-4)
3 уровень –высокий (задание 5-6)
ТУЧИ НАД ГОРОДОМ ВСТАЛИ
Стихи и музыка П. АРМАНДА
Тучи над городом встали В воздухе пахнет грозой. За далекой за Нарвской заставой Парень идет молодой.
Припев: Далека ты путь-дорога... Выйди милая моя! Мы простимся с тобой у порога, И быть может навсегда...
1937 2. ПРОЩАЙТЕ СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ
Стихи Н. БУКИНА Музыка Е. ЖАРКОВСКОГО
Прощайте скалистые горы На подвиг Отчизна зовет! Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход.
1944
РАЗМЕЧТАЛСЯ СОЛДАТ МОЛОДОЙ
Стихи С. АЛЫМОВА Музыка А. НОВИКОВА
Ветерок пролетел над долиною Зашептался с лесною травой. Тихо слушая песнь соловьиную Размечтался солдат молодой.
Припев: Ой вы майские ночи прекрасные Соловьиные песни в саду. Ой вы очи лучистые ясные Лучше вас не найду!
Ой ты ветер покоя не знающий Мчись туда где меня теперь нет И подружке весну вспоминающей Передай мой солдатский привет!
Прошуршал ветерок улетающий Попрощался с лесною травой. О любви никогда не сгорающей Размечтался солдат молодой!
Припев.
1952 КОГДА ПЕСНЮ ПОЕШЬ...
Стихи В. ГУСЕВА Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО
Солдату на фронте тяжело без
любимой. Ты пиши мне почаще пиши не
тревожь. Пылают пожары в степи нелюдимой Но становится легче когда песню
поешь.
Алена Алена дорогая подруга Далеко от меня ты — и в год не
дойдешь. Прескверная штука печаль да
разлука, Но становится легче когда песню
поешь.
1943
5. ЕСТЬ НА СЕВЕРЕ ХОРОШИЙ ГОРОДОК
Стихи В. ГУСЕВА Музыка Г. ХРЕННИКОВА
Есть на севере хороший городок Он в лесах суровых северных залег. Русская метелица там кружит поетТам моя подруженька душенька живет.
Письмоносец ей в окошко постучи Письмецо мое заветное вручи! Принимайте весточку с дальней
стороны С поля битвы жаркого с мировой
войны.
Слышишь милая далекая моя Защищаем мы родимые края! В ноченьки морозные в ясные деньки В бой выходят грозные красные полки.
Мы захватчиков фашистов разобьем С красным знаменем по Родине
пройдем. 
А война закончится и настанет срок,— Ворочусь я в северный милый городок.
Я по небу небу синему промчусь Прямо к милому окошку опущусь. Постучусь в окошечко и душа замрет... Выходи красавица друг любезный
ждет!
1942
6. ИГРАЙ, МОЙ БАЯН!
Стихи Л. ДАВИДОВИЧ Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО
С далекой я заставы Где в зелени дом и скамья Где парень пел кудрявый... Ту песню запомнил я.
Припев: Играй мой баянИ скажи всем друзьямОтважным и смелым в бою Что как подругуМы Родину любим свою.
Таких как наши песниВ других я местах не слыхал. И девушек чудесней Нигде я не встречал.
Припев.
Но злая вражья стая Над нами как туча взвилась Застава дорогая За Родину поднялась.
Припев.
1941
5. Подведение итогов урока (Приложение №2, слайд 4)
Самооценка – запись в рабочем листе обучающегося (+/- достиг / не достиг цели урока).
- Почему в годы войны людям необходимы были песни?
Песня звучала в минуты короткого отдыха на фронте, когда солдаты вспоминали свой дом, родных, мирную жизнь, но в то же время песня вела в бой, придавая силы бойцам.
- Какие обращения использовались в песнях о войне?
Часто лирический герой в военных песнях обращается к любимым и близким людям, к своей родине, к фронтовым друзьям.
6. Домашнее задание – выбрать отрывок соответствующего уровня из предыдущего задания для самостоятельной работы, записать его, расставить знаки препинания, указать обращения.
В конце урока звучит первый куплет песни «День Победы»
(сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)
в исполнении Л. Лещенко
Заключение: Песня “День Победы” была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Она по праву встала в один ряд с такими известными военными песнями, как «Священная война», «Огонек», «Землянка» и др. И каждый год 9 Мая вновь тревожит наши сердца эта песня про праздник «с сединою на висках» и про радость «со слезами на глазах»...