Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Обращение. Знаки препинания при обращении


ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ
Цель деятельности учителя Познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением
Тип урока Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия Обращение
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая
деятельность
учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения
(универсальныеучебные действия) Промежуточный контроль
I 2 3 4 5 6 7
1. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотива-ционная подготовка учащихся к усвоению материала Вступительное слово:
Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи... Недаром
же хорошую речь называют музыкальной. (К. Станиславский.) Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
2. Актуа- Воспроизведение Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения Отвечают на во- Группо- Регулятивные: принимают Устные
лизация ранее изученно- с обращениями в произведениях, изученных в течение учебногопросы. Строят вая и сохраняют учебную задачу. ответы
и пробное го, установление года, в сказках А. С. Пушкина и народных сказках. понятные для Коммуникативные: задают учебное преемственных (Работа проводилась тремя творческими группами.) партнера выска- вопросы, отвечают на во- действие связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями зывания просы других 3. Выявле- Эвристическая - Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего за- Формулируют Группо- Личностные: осознают ние места беседа, рассказ висит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отно-собственные мыс- вая, ин- свои трудности и стремятся и причины учителя шений между людьми.)ли, высказывают дивиду- к их преодолению; прояв- затрудне- - На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудня- и обосновывают альная ляют способность к само- ния ются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное -не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.
Какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания и др.) свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации оценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Физкультминутка Буратино потянулся, Выполняют эле- Фрон- Личностные: осознают Раз - нагнулся, два - нагнулся, ментарные физи- тальная необходимость заботы Руки в стороны развел, ческие упражне- о здоровье Ключик, видно, не нашел. ния Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
4. Целепо- Раскрытие сущ- - Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили Отвечают на во- Фрон- Личностные: способны Устные
лагание и постро- ности новых понятий, усвоение о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путеше- просы. Строят понятные для тальная, индиви- адекватно рассуждать о причинах своего успеха или ответы. Вопросы
ение про- новых способов ствие по страничкам нашей повседневной жизни. В ней мы партнера выска- дуальная неуспеха в учении, связывая для уточ-
екта выхода
из затруднения учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними (на слайдах - фотографии по теме заданной ситуации). - Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях.
1.Каждое утро десятки наших педагогов переступают порогшколы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 3.)
2.На каждой перемене случаются баталии между мальчишками.(Слайд 4.)
3.Разговор с мамой даже у маленького человечка вызывает массу положительных эмоций. (Слайд 5.)
4.Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды. (Слайд 6.)
5.Родным человеком в школе является и ее директор. Ведьименно ей приходится думать и переживать буквально о каждом из вас. (Слайд 7.)
6.А сколько еще добрых и хороших людей самых разных профессий встречаем мы ежедневно. (Слайды 8-12.)Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельностьобучающихсязывания успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы нения информации
Работа с учебными пособи- - А теперь проверим, правильно ли мы расставили знаки препинания Отвечают на вопросы, под руко- Регулятивные: осуществляют функции самоконтро- ями — проверка водством педагога ля и взаимоконтроля знаков препина- осуществляют ния по схемам проверку 5. Творче- Инсценирова- Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон. Отвечают на во- Группо- Познавательные: выпол- Устные
ская прак- ние, подбор Почтальон. У меня сегодня много просы, выполня- вая, ин- няют учебно-позна- ответы.
тическая своих примеров, Писем в сумке на боку. ют упражнения дивиду- вательные действия в мате- Письмен-
деятельность иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа Из Анапы, Таганрога,
Краснодара и Баку. - Я принес сегодня письма для мальчиков и девочек 5 класса. Получите их, прочитайте вместе с друзьями, найдите обращения и запишите в тетрадь альная риализованной и умственной форме ные работы
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам) Выполняют упражнения Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления 7. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание -Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьтена следующие вопросы:
1.Где может стоять обращение: в начале, середине или концепредложения?
2.Сколько слов может включать обращение? (Обращение может состоять как из одного слова, так и из нескольких.)
3.Какую форму имеет обращение? (Форму именительного падежа.)
4.В какой речи чаще всего употребляются обращения?(В устной речи.)
-А теперь заучим стихотворение об обращении.
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний Индивидуальная, групповая Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Оценивание работы учащихся на уроке
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопросам -Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенныхна вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустнымлицом Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений Индивидуальная Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Листы
обратной
связи