Конспект урока «Обращение. Знаки препинания при обращении. Звательный падеж»


Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении. Звательный падеж» (5 класс)
Цель: знакомство со звательным падежом, способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Развитие коммуникативной, языковой, познавательной компетенций.
Компетенции:
• познавательные – общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;
• регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
• коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала и усвоения новых знаний).
Метод: поисковый, обучение в диалоге.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельна.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация, УМК Русский язык (5 класс), авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. М., «Дрофа». 2011), словари, карточки с новыми словами (супостат, губитель), задания на карточках с индексами 3, П, Ц, магниты.
Кто разумеет новейшее учение о языке, тот станет благоговеть и перед своей стариной и народностью, ибо историю и народность ставят краеугольным камнем науки все современные лучшие лингвисты
Ф. И. Буслаев
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Предлагаю всем вместе улыбнуться. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, и с этим замечательным настроением мы начнем наш сегодняшний урок. А начать наш урок мне бы хотелось с эпиграфа. Как вы понимаете слова Ф.И. Буслаева, в чем их смысл?
Учащиеся. Изучать свой язык - значит познать историю и традиции нашего народа.
II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Учитель. Сегодняшний наш урок будет необычным. Мы постараемся создать «журнал» (на стенах классного кабинета наклеены ватманы, на которых учащееся будут размещать свои работы во время урока). Ну, а для того, чтобы начать нашу работу, мы с Вами должны определить тему нашего урока – «название журнала». Для этого прослушайте следующий отрывок. Учитель включает фонограмму. Звучит голос актера:
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» [4; 120].
Учитель. Отрывок, из какого произведения сейчас прозвучал?
Учащиеся. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Учитель. Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. (Учитель открывает половину доски, на ней записан прозвучавший отрывок, демонстрация презентации). Еще paз прочтем этот отрывок. Обратите внимание на все встретившиеся в нем существительные. Давайте, определим падежи. Кто хочет поработать у доски?
Один из учеников подчеркивает все существительные и указывает форму падежа. Старик (Им. п.), морю (Д. п.), море (Им. п.), рыбку (В. п.), рыбка (Им. п.), старче (?)Учитель. В последнем случае мы столкнулись с формой, которая вызывает затруднение в определении падежа. Как вы думаете, какое название существует для наименования данной формы?
Учащиеся. Данная форма называет объект и служит для обращения. Возможно, падеж – звательный.
Учитель. Совершенно верно - это форма звательного падежа. Ребята, кто назовет тему урока?
Учащиеся. Тема нашего урока: «Обращение. Знаки препинания при обращении. Звательный падеж».
Учитель. Молодцы! Запишем тему урока (открывает на доске запись): Звательный падеж и обращение. (Один из обучающихся записывает название на ватмане). Эта форма существовала в церковнославянском языке на правах седьмого падежа, которого уже нет в современной системе русских склонений. А сейчас послушайте сообщение «Юного лингвиста» о форме звательного падежа, и отметьте в тетрадях (письменно) новую информацию, которую Вы узнали из сообщения.
III. Изучение нового материала.
1- этап. Сообщение «Юного лингвиста»
Звательный падеж, звательная форма, вокатив — особая форма имени (чаще всего существительного), используемая для идентификации объекта, к которому ведётся обращение. Эта форма «падежом» называется условно, т. к. в строго грамматическом смысле звательная форма падежом не является.Исторически звательная форма являлась элементом индоевропейской системы падежей и существовала в латыни, санскрите, и древнегреческом языках. Хотя впоследствии она была утеряна многими современными индоевропейскими языками, некоторые из них сохранили её до нашего времени. Примером этому могут являться греческий, цыганский, многие славянские языки (украинский, белорусский, польский, сербский и др.) и некоторые кельтские языки (шотландский и ирландский), балтийские языки (например: латышский и литовский). Из романских звательная форма сохранилась только в румынском языке. [6; 67] (Обучающийся размещает свое сообщение на первом ватмане).
Учитель. Но ведь мы только что увидели звательную форму в стихах А.С. Пушкина. Подумайте, в самом ли деле ее нет в языке? Давайте познакомимся с разными примерами. Сейчас ребята покажут нам маленький этюд.
2-й этап. Экскурс в разговорную речь.
Выходят три обучающихся (два мальчика и девочка).
1-й: Вась, ты пойдешь после уроков на каток?
2-й: Нет, Петь, я сегодня тороплюсь в музыкальную школу.
1-й: А ты, Маш?
3-й: А я, Петь, сегодня дежурная и остаюсь со Светой убирать класс.
Учитель. Итак, что вы сейчас услышали? Скажите, какие слова связаны с темой сегодняшнего урока?
Учащиеся. Мы услышали, как ребята, обращались друг к другу, называли собеседников по имени.
Учитель. Верно! А как прозвучали их имена?
Учащиеся. Вась, Петь, Маш.
Учитель. Можете ли вы определить падеж у этих слов?
Учащиеся. Нет, не можем.
Учитель. Действительно, у этих слов нельзя определить падеж. Это своего рода «остатки» звательного падежа в русском языке, его разговорная форма. Как видите, она очень распространена. А мне кажется, Вы уже легко сможете сформулировать задачи нашего урока.
Учащиеся. Познакомиться со звательной формой, научиться находить обращения в устной и письменной речи и правильно выделять их знаками препинания на письме.
Учитель. Молодцы. Верно. А мы с Вами обращаемся к отрывку из сказки А. С. Пушкина: Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, - молвил он, - Ай да лебедь - дай ей, Боже, Что и мне, веселье то же» [4;215].
Попробуем сделать вывод: в чем же особенность звательного падежа? Когда и для чего его употребляют?
Учащиеся. Слова в звательном падеже употребляют, когда хотят к кому-то обратиться, хотят кого-то позвать, о чем-то попросить. Значит это обращение.
Учитель. Очень хорошо! А что мы с вами знаем об обращении?
Учащиеся. Обращение произносят с особой интонацией, а на письме выделяют запятыми или восклицательным знаком.
Учитель. Совершенно верно! Обратите внимание на то, что интонацию, выделяющую обращение, также называют звательной. Вот и встретились две темы! В русском языке - звательная интонация, в церковнославянском - звательный падеж. Взгляните на наш первый пример (отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке»). Как старик обращается к рыбке?
Учащиеся. Кликать - значит звать.
Учитель. Давайте сделаем небольшую таблицу и запишем встретившийся нам пример.
Звательный надеж Начальная форма
Старче Старик
(Таблица заполняется на доске и в тетрадях учащихся по мере появления новых примеров.)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Поисковая работа с различными видами текстов.
Учитель. На столах у вас есть конверты с заданиями. Найдите конверты с индексом З, достаньте задания, прочитайте и найдите слова в форме звательного падежа. (Ученики выполняют поисковое задание, выходят к доске, читают отрывок и вписывают в таблицу примеры; один из обучающихся записывает таблицу в «журнал»). Работа в группах.
Сядем же, други, на борзых коней да посмотрим синего Дона! («Слово о полку Игореве...») [3;200].
Брате Андрее, не пощадим живота своего за землю Русскую. («Задонщина») [3;201].
Доне, Доне, быстрая река, прорыла ты еси каменные горы и течеши в землю Половецкую. («Задонщина») [3;201].
На тебе, боже, что нам не гоже.
Врачу, исцелился сам [3;202]. Продолжение таблицы: други - друзья, брате Андрее - брат Андрей, Доне – Дон, боже - бог, врачу - врач.2. Звательный падеж в пословицах. Работа со словарями.
Учащиеся. В книге В.И. Даля «Пословицы русского народа» в разделе «Язык и речь» мы нашли пословицу, в которой встречаются сразу три существительных в звательном падеже. Послушайте пословицу и назовите эти слова: «До чего язык не договорится! Языце, супостате, губителю мой!» (Языце, супостате, губителю.) [1;170].
Учитель. Прежде всего, образуем начальную форму (язык, супостат, губитель).
Заглянем в словари и объясним значение слов супостат, губитель.
Учащиеся. Супостат - стоящий напротив, противник, недруг, неприятель. Враг - губитель - тот, кто приводит к погибели, беде, губит.
Учитель. А теперь, познакомившись со значением новых слов, попробуйте объяснить смысл этой пословицы.
Учащиеся. Если не думать о том, что говоришь, можно навредить себе.
Учитель. Вспомните другие пословицы на эту же тему.
Учащиеся. Язык мой - враг мой.
3.Учитель. В Словаре В.И. Даля мы можем найти еще несколько вариантов этой пословицы. Откройте конверт с индексом П и прочитайте их:
Свой язычок - первый супостат.
Язык мой - враг мой: наперед ума глаголет.
Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Учитель. Подумайте, какие новые оттенки смысла добавляют эти три пословицы. Запишем новые примеры в таблицу: языце - язык, супостате - супостат, губителю - губитель.
4. Учитель. Давайте вместе вспомним «волшебное» правило (физминутка).
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.
5. Работа с видеотекстом.
Учитель. Посмотрите фрагмент м/ф, внимательно вслушивайтесь в диалог героев. Ваша задача выписать предложения с обращениями. (Предложения выписывают учащиеся, выходя к доске. К первому предложению с обращением учитель сам строит схему. К остальным - учащиеся).Не твори, Федот, разбой!
Вот тебе моя, папаша, политическая месть!
Что вы, братцы, я ж за вас потерял в атаке глаз! [3;206].
Закрепление темы по вариантам.
Учитель: Заполните таблицу.
6. Взаимопроверка:
Предложения
с обращениями Его состав Где стоит? Знаки
препинания Схема
I вариант
Я твоё, Марусь, меню
Исключительно ценю! Нераспр..В середине
предложения, […, О,..]! Что молчишь, мил-друг
Федот,
Как воды набравши в рот! Распростр. В середине
предложения, […, О,...]!II вариант
А теперь, честной народ,
Вынь-ка лица из бород! РаспрострВ середине
предложения, […, О,..] ! Сколь, папаша, ты не ной –
Право выбора за мной. Нераспр. В середине
предложения, […, О,..].7. Чтение текста.
Учитель. А теперь пришло время поработать с церковнославянским языком. Откройте карточки с индексом Ц. Читаем по цепочке. Ваша задача найти слова, употребленные в звательном падеже и назвать их окончания. Например: … И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие... [2;35].
8. Пунктуация. Выполнение задания на расстановку знаков препинания.
Учитель. Теперь обратим внимание на знаки препинания. Какие знаки препинания сопровождают слова, стоящие в звательном падеже? (Запятые.) Запятые - неизменные спутники звательного падежа в середине предложения. Прочитайте предложения, представленные на сенсорных крестах (элементы методики В.Ф. Базарного), соблюдая правильную интонацию. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (письменная работа в тетрадях). Обучающиеся работают в группах:
1-я группа.
Ра..буди меня завтра рано о моя терпеливая мать! (Есенин)
Ты жива еще моя ст..рушка? (Есенин)
2-я группа.
О маленький принц понемногу я понял как печальна и однообразна твоя жизнь (Сент-Экзюпери)
Мой конь пр..томился ст..птались мои башмаки. (Окуджава)
3-я группа.
Мой друг Отчизне посвятим души пр..красные порывы! Пушкин)«Взгляни-ка Савося какое колечко!» (Некрасов) [2;36]. (Один из обучающихся выполняет задание на интерактивной доске)
- Назовите встретившиеся орфограммы. (Безударные гласные, приставки раз- при-); объясните постановку знаков препинания в предложениях.
- Почему не поставили запятую в первой части третьего предложения? Какими членами предложения будут являться слова мой конь? (синтаксический разбор предложения у доски).
V. Предварительная систематизация и обобщение полученных на уроке знаний.
1. Учитель. Завершим урок игрой на внимание. Я буду читать предложения с обращениями, а вы должны записывать по одной букве, из которых сложится слово (Предложения без знаков препинания демонстрируются через проектор или записаны на индивидуальных карточках)
Всю от моря и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь! (Гласная из слова-обращения).
Давай, земля, немножко отдохнем от важных дел (Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).
Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке (Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).
В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).
Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).
Кто тебя выдумал, звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения) [2;36].
- Составьте из букв слово. (Умница) Кто был на уроке внимателен, у того получилось слово.
2. Учитель. А сейчас мы проверим, хорошо ли Вы усвоили тему урока, для этого Вам необходимо выполнить тест (один обучающийся работает у доски, остальные выполняют тест на карточках). Определите, верно ли это утверждение, если данное утверждение верно ставите «+», не верно – «-».Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращение произносится с особой, звательной интонацией
В предложении обращения могут быть главными членами предложения
Обращение имеет форму именительного падежа
Обращения могут быть распространенными и нераспространенными
Обращения могут быть только одушевленными именами существительными
Обращение может находиться в любой части предложения
Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
Проверьте, занесите оценку в карточку контроля (ответы на слайде).
1 +, 2 +, 3 -, 4 +, 5 +, 6 -, 7 +, 8 +.
Учитель. Обратите внимание на страницы нашего «журнала», у которого появилось название, обозначились самые острые вопросы. Мы с Вами заполнили и самую «трудную страницу» - «В поисках верного ответа», а значит, настала пора подвести итог нашего урока. Давайте вместе сочиним синквейн к теме нашего сегодняшнего урока:
Обращение
Вежливое, убедительное
Привлекло, позвало, побудило,
Оживило наше приятное общение!
Счастье!
Рефлексия
В начале урока мы с Вами обратились к тексту сказки А.С. Пушкина, который помог нам познакомиться со звательным падежом, определить функции обращения в художественной речи. И в Ваших руках сейчас оказались две рыбки: одна – «простая», вторая – «золотая». А на доске уже появились два невода, в которые Вы можете поместить любую из рыбок. Если Вам понравился урок, то наш невод наполнится «золотыми» рыбками, а если у Вас остались какие – либо вопросы, то в невод попадет рыбка «простая».
VI. Подведение итогов, выставление отметок.
VII. Домашнее задание
Учитель. Самые внимательные, наверное, заметили, что в нашем «журнале» осталась одна чистая страница, которая будет заполнена примерами из Вашего домашнего задания.Для этого Вам нужно прочитать сказку А.С. Пушкина «О золотом петушке», выписать 5 предложений с обращениями, составить к ним схемы.
Творческое задание: (по желанию) Написать лингвистическую сказку об обращении и знаках препинания при нем.
Список литературы:
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.-М.: Русский язык,1981 Т3.- 235с.
Макарова, Е.В. Из истории родного языка. Звательный падеж и обращение. - РЯШ, 2005 №6.- С. 34-37
Налетова, Т.Н. Открытые уроки русского языка и литературы.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 270 с.
Пушкин, А.С. Сказки.- М.: Худож. лит., 1981. — 352 с.
Разумовская, М.М. и др. Русский язык (5 класс) - 11 изд. - М.: Дрофа, 2001.- 260 с.
Розенталь, И.Б. Голуб М.А. Теленков М.А. Современный русский язык: Учебное пособие – М.: Просвещение, 1997. - 285 с.