Урок. Обращение. Знаки препинания при обращении

Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении
Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.
Задачи: 1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.. 2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении. 3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение. 4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.
Формируемые УУД: п. – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; умение делать выводы и умозаключения; выполнение действий по алгоритму; к.- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; р.- принятие и постановка новых учебных задач; контроль за действиями партнёра при выполнении совместного задания; л.- критичное отношение к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их адекватно оценивать.
Ресурсы урока:
Рабочая программа, учебник русского языка под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с заданием, литературное чтение 4 класс, видео сопровождение физкультминутки.

Ход урока


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический
комментарий


Самоопределение к деятельности

Психологический настрой
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов в работе.
Прочитайте эпиграф
(слайд 2)
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Прозвенел звонок для нас.
Всех детей позвал он в класс,
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем.



Такие упражнения проводятся в начале учебного дня для создания благоприятной рабочей обстановки в классе.


Формируются
УУД личностные:
умение выделить нравственный аспект поведения, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


Самоопределение к деятельности


Проблемная ситуация


- Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. Какие части слова называются значимыми?
- В какой части слова заключено его основное лексическое значение?
- Прочитайте слова, записанные на доске. Спишите.
- Что вы можете сказать о них?

- Как вы объясните общий смысл однокоренных слов?
- Откройте учебник на стр.8, прочитайте тему урока.
- Что самое важное в понятии обращение?
- Сформулируйте цель урока.

- Основное лексическое значение заключено в корне слова.


Общий, общество, общение, общежитие, сообщество, сообща, общаться
- Это однокоренные слова. Корень -общ- .




- Разговаривать, делиться мыслями, знаниями.
- Узнать что такое обращение, вспомнить правила обращения.








Учитель помогает
осознать смысл обучения, задуматься о получении новой информации на уроке.



Актуализация знаний.


Обратите внимание на
задание и найдите отличия
(слайд 3)
-Чем различаются предложения?
-Что это за слова?
Спишите 3 предложение.



-Во втором столбике в предложениях некоторые слова выделены запятой.

-Мы называем того, к кому мы обращаемся .
Списывают предложение.


Принимаются разные высказывания детей. Важно научить уч-ся слушать друг друга.


УУД познавательные:
определение проблемы;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли




Постановка учебной задачи












Самоопределение к деятельности




Работа в парах

-Назовите тему нашего урока.
-Что об этом знаете? Не знаете?
-Чему будем учиться на уроке?
- Какие цели вы перед собой поставите?
-Я согласна с вами и предлагаю прочитать цели на слайде
(слайд 4)






- Чем обусловлены изменения в обращении?
- Какие виды речи вы уже знаете?


- Разыграйте ситуации в парах. 1 ряд – ситуация «ученик – ученик», 2 ряд – ситуация «учитель – ученик»
- Сделайте вывод о различиях деловой и разговорной речи, прочитайте сообщение профессора Самоварова на с.18.

- Обращение.

- Находить обращение в предложении, правильно выделять на письме.

- Выбор обращения зависит от ситуации общения.
- Виды речи: деловая, научная, разговорная, художественная


Коллективная проверка.




Учащиеся под руковоством учителя определяют область употребления лексики в предложениях (упр. 25, с.18-19). Записывают в тетрадь.

УУД регулятивные: целеполагание;
общеучебные:
выделение и формулирование познавательной цели,
поиск и выделение необходимой информации.






Закрепляется навык работы с информационным источником - учебником.




Изучение нового материала

Найди обращения в
предложениях (слайд 5).
-Прочитайте предложения.
-Есть ли в них обращения?
-Почему вы так решили?
-Какой частью речи могут быть обращения?
-Подберём к обращениям прилагательные по смыслу.
-Что вы заметили?

-Итак, какой вывод мы можем сделать:
-Что мы назовём обращением?
-Понравившееся предложение запишите в тетрадь.


-Существительными.

-Долгожданная весна и чистый ручеёк.

-Слово или сочетание слов, которое называет того (человека, животное), к кому мы обращаемся.

Фронтальная работа






УУД регулятивные:
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
коммуникативные:
участие в коллективном обсуждении проблем;
познавательные:
построение логической цепочки рассуждений



6.













7.
Первичное закрепление












Динамическая пауза
Письмо по памяти
-Обращение не всегда обособляется запятыми.
Обратите внимание на слайд 6
-Где стоит обращение?
-Как оно выделено на письме? Интонационно?
Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком.
-Запишите предложение в тетрадь по памяти.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(музыкальная презентация)
-Встречалось ли обращение в физкультминутке. Кто может назвать?
-Кто желает, может записать предложение в тетрадь.


-В начале предложения.

-Запятыми. Восклицательным знаком.

-Эй, лежебоки,
все на зарядку!...
(проговаривают вслух)


УУД регулятивные:
формирование уровня усвоения знаний;
познавательные:
структурирование знаний;
коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;



Учитель обращает
внимание ребят, как данная физкультминутка связана с темой урока.


8.































9.





















10.
Самостоятель
ная работа с самопроверкой по эталону



























Включение нового знания в систему знаний и повторения

















Тест

Творческая
работа



1.Игра «Выбери меня»
Ребята, перед вами на слайде
предложения (слайд 7)

Задание: выбрать предложения с обращением списать, расставить знаки препинания.
























Прочитайте предложения и найдите в них грамматическую основу. Слайд 9

-Каким членом предложения является слово «друзья».
-В каком падеже стоит слово - обращение?
-Какой вывод мы можем
сделать?
-Является ли обращение членом предложения?









-Выполните тест.

- В древнерусском языке для обращений существовал звательный падеж.
С формой звательного падежа можно встретиться в произведениях А.С.Пушкина (не старик-старче)
-Поработаем с учебником
литературного чтения.

- Вспомним произведения А.Пушкина.
-Найдём в них обращения.

-Прослушаем и исполним песню «Лесной олень» (слайд 10)

-Подумайте, какое отношение имеет эта песня к теме нашего урока?
-Представьте себе, что олень выполнил вашу просьбу, и вы оказались в сказке.
Напишите дома мини –письмо любимому сказочному герою, в котором просите о помощи, так как попали в трудную ситуацию. Используйте обращения и вежливые слова.




Учащиеся выполняют работу на слайде-тренажёре

выполненное задание учащиеся проверяют по слайду 8 «Проверяй внимательно»

-В 1предложении-подлежащим, во 2-это обращение в И.п.

-Обращение не является членом предложения.
-Обращение тоже стоит в И.п., но отличается от подлежащего звательной интонацией.
- Нет.

Ученики выполняют и работы сдают учителю.
Читают наизусть отрывки из сказок А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».

-Встречается обращение:
Вернись ко мне, лесной олень.






Формируются УУД
регулятивные:
Сличение выполненного задания с заданным эталоном;
общеучебные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
коммуникативные:
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Создание ситуации успеха.


Учащиеся продолжают работать в паре




Учитель помогает детям через предложенное задание увидеть роль обращения в предложении.

УУД регулятивные:
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Все учащиеся с удовольствием исполняют песню и учатся видеть прекрасное.



Творческая работа способствует закреплению знаний об обращении.







11.















12.
Итог урока















Домашнее задание

-Что нового узнали?

-Чему учились сегодня на уроке
-Какие вопросы рассмотрели?

- Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни?
-Что выражают обращения?

-Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни?
слайд 11, слайд 12




По желанию выбирают задание №1 или №2 и выполняют:
1.мини –письмо любимому сказочному герою, используя обращения и вежливые слова.


2. На слайде 13 дополнительные задания, которые можно использовать на уроке русского языка по теме «Обращение».
-Узнали, что такое обращения;
выделяется запятыми и восклицательным знаком. В предложении стоит в И.П. в звательной форме.
-Обращаемся к окружающим.
-Наше отношение, что чувствуем к тому, к кому обращаемся.



Учащиеся выбирают понравившееся задание
Учитель
обращает внимание на огромную роль обращений в нашей жизни.

УУД регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения,
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Основная цель урока достигнута. Учащиеся сумели обозначить учебную задачу, осознали, чему научились и над чем стоит ещё поработать.


13.
Рефлексия

Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке, используя выражения (слайд14)

А теперь нарисуйте на полях в тетради «волшебную палочку» и поставьте на ней себе отметку за активность на уроке

УУД личностные:
оценивание усваиваемого содержания;
регулятивные:
осуществление самооценки собственной учебной деятельности.











13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115