Обобщение работы кружка «Юный модельер»


Проектная деятельность учащихся
на занятиях творческого объединения
«Юный модельер»
Лежнева Татьяна Геннадьевна,
учитель технологии МБОУ СОШ №10,
руководитель кружка «Юный модельер»
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» свое изделие. Дополнительное образование раскрывает индивидуальные качества каждого учащегося, дает самореализоваться в том или ином виде творчества (пошив изделий, рукоделие, создание презентаций).
Работа кружка «Юный модельер» помогает решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Я воспитываю личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.
Всякий раз, создавая что-либо новое, каждая личность сталкивается с барьерами творческого процесса: стереотипами, "зажимами", страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д. Моя задача помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении к проектированию, найти свой способ самовыражения.
Для решения этой задачи на своих занятиях я помогаю преодолевать учащимся разные барьеры.
Именно создание учащимися творческих работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.
Проект – сумка. Девочки 6-7 классов с удовольствием откликнулись на мою идею шить модные сумки, с которыми можно ходить в школу. Просчитав себестоимость изделия, девочки пришли к выводу, что, сделав изделие своими руками, они сэкономят семейный бюджет на 300-400 рублей.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы. Это дает им возможность в дальнейшем показать свой результат деятельности на олимпиадах и конференциях по технологии.
Бодрова София реализовала свою мечту – сшила клач. С этим проектом успешно выступила на конференции – 2 место.
Красилова Татьяна со своими творческими проектами «Юбка», «Выпускное платье» два года подряд занимала первые места на олимпиадах и конференциях по технологии, была участником региональной олимпиады.
Королева Анна реализовала себя в бисероплетении. Проекты «Цветок», «Ожерелье» не остались без внимания жюри. Участвуя в олимпиаде, Аня всегда показывала хорошие результаты.

Огурцова Анна с 2007 года активно участвует во всех конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях, занимая везде призовые места.
Работа над проектом развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде.
Так четыре девочки из пятого класса организовали мини-ателье по пошиву платья для своей одноклассницы ко дню её рождения. С моей помощью работа была распределена по операциям, что помогло достичь результата в установленные сроки.
Защита проектов проводится в форме лекций, презентаций или выступлений. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
ВЫВОД
Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования, используя информационные технологии. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе. А кружковая работа как раз помогает успешно работать в этом направлении, используя при этом информационные технологии.

Приложение.
Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
“Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру” /Д.С. Лихачев/
Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.
Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.
Ещё Марк Авралий говорил: “Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
интерес школьников к проблеме;
практическая направленность и значимость проекта;
творческая постановка задачи;
практическая осуществимость проекта.
В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.
На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.
Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.
Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся, здесь то и помогает дополнительные занятия в кружке «Юный модельер», но при этом приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика.
Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.
При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.
Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.
Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта, представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
Подводится итог обсуждению.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.
При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.
Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.
Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Проектная деятельность.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
Список литературы
Андронова, Л. А. Лоскутная мозаика. – М., 1993.
Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990.
Внеклассная работа по труду / сост. А. М. Гусаков. – М., 1981.
Геронимус, Т. М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М., 1994.
Гильман, Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. – М., 1993.
Гусакова, А. М. Рукоделие в начальных классах. – М., 1985.
Еременко, Т. И. Рукоделие. – М., 1992.
Конышева, Н. М. Лепка в начальных классах. – М., 1985.
Проснякова Т. Н. «Умные руки», 2000г.
Проснякова Т. Н. «Уроки творчества», 2000г.
Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», 2001г.
Рукоделие / сост. С. Рожков. – М., 1994.
Теория и практика воспитания: учеб. пособие / сост. Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина и др. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1997.
Филинко, Ф. П. Поделки из природных материалов. – М., 1976.