Рабочая программа и КТП по русскому языку в 3 классе (Школа Росии)



Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предмета «Русский язык» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиям основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №9 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту « Школа России» по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык». 1-4 класс».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.




Место курса в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации и примерными программами начального общего образования предмет русский язык изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения составляет в 3 классе 136 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Содержание учебного предмета
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта в содержание рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Систематический курс
Фонетика и орфография.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Лексика.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование.
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология. Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Числительное
Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Формирование умения составлять схему предложения.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Лексикография.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
знать / понимать:
изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации);
признаки простого и сложного, распространенного и нераспространенного предложений, главных и второстепенных членов;
уметь:
различать буквы и звуки;
анализировать - кратко характеризовать, различать и сравнивать:
звуки речи и буквы, их обозначающие; сильное и слабое положение звуков в слове;
состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание) изученных частей речи;
однокоренные слова и формы слов;
предлоги и приставки;
лексико-грамматические признаки изученных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, личного местоимения, наречия);
словосочетание и предложение; простое и сложное распространенное и нераспространенное предложения;
сложное предложение и предложение с однородными членами; виды предложений по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске);
различать произношение и написание слов, находить способы проверки написания слов (изменением формы слова, подбором однокоренных слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудио-записей и др.);
работы со словарями;
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;
разборчивого и аккуратного списывания (70-90 слов) и письма под диктовку текстов (75-85 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами (знаками препинаниями).

Целевая реализация настоящей программы
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 3а класса. В 3а классе обучаются дети 8-10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Среди учеников есть продвинутые, которые участвуют в олимпиадах, также дети с хроническими заболеваниями, которым требуется уделять больше внимания, но темп их работы очень медленный.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3. Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. (1 СD)
4. Русский язык. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
5 Ноутбук hp.
6.Интерактивная доска.
7.Проектор.
8. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык. 3 класс. Версия 2.0

Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru








КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3класс В.П.Канакина
№ урока
Содержание (раздел, тема)
Количество
часов
Дата проведения
Основные виды учебной деятельности





план

факт



ЯЗЫК И РЕЧЬ





1
Виды речи. Речь, её значение. Речь – отражение культуры человека.
1
01.09


Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
3.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
Различать язык и речь. Находить выразительные средства русской речи.

2
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения
1
02.09




ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.





3
Текст.
Признаки текста. Построение текста.
1

04.09

Коммуникативные УУД
1.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
3.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
4. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
5. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2.Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
Познавательные УУД 1.Различать текст , предложение, словосочетание 2.Определять тему текста и главную мысль предложений
3.Отличать предложение от группы слов.
4.Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

4
Типы текстов. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
1
07.09



5
Предложение.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением.
1

08.09


















6
Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения
1
09.09



7
Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией.
1
11.09



8
Простое и сложное предложение (общее представление)
1
14.09



9
Запятая внутри сложного предложения.
1
15.09



10
Входная контрольная работа
1
16.09



11
Словосочетание
Анализ работ. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
1

18.09




СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Лексическое значение слова



Регулятивные УУД
1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
2.Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
3. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
4. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.
Познавательные УУД
1.Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их по толковому словарю.
2.Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
3. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы.
4.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела.

12
Анализ работ. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения;
Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы.
1
21.09



13
Омонимы. Работа со словарём омонимов
1
22.09



14
Слово и словосочетание. Словарный диктант .
1
23.09



15
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.
1
25.09



16

Контрольное списывание.
1
28.09




Части речи.





17
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи.
1
29.09

Личностные УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»
Познавательные УУД 1.Узнавать изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
Регулятивные УУД
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;

18
Р/Р. Подробное изложение с языковым анализом текста.
1
30.09



19
Анализ работ Имя числительное (общее представление)
1
02.10



20
Имя числительное.
1
05.10





21
Однокоренные слова.
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах. Словарный диктант.

1

06.10




Слово и слог. Звуки и буквы.






22
Слог, звуки и буквы.. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1
07.10

Регулятивные УУД 1.Определять план выполнения заданий на уроках.
2. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
3. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Коммуникативные УУД
-оформлять свои мысли в устной
и письменной речи;
-учиться подтверждать аргументы фактами;
-прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Познавательные УУД
1.Различать слово и слог, звук и букву.
2.Опрделять наличие в слове изученных орфограмм.
3.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
4. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. 5.Составлять проектную статью о слове, участвовать в её презентации.

23
Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1
09.10



24
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными.

1
13.10



25
Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1
14.10



26
Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

1
16.10



27
Анализ работ. Проект «Рассказ о слове».

1
19.10



28

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи»»
1
20.10




СОСТАВ СЛОВА.
Корень слова





29
Анализ работ. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.
1
21.10

Коммуникативные УУД:
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе;
- слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
Регулятивные УУД:
- выделять учебную задачу на основе соотнесения известного;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;
- проявлять интерес к различным точкам зрения.
Познавательные УУД:
-формулировать определения приставки, суффикса, корня;
-выделять в словах основу корня;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
- самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки;
-пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия; -находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;


30
Сложные слова. Правописание сложных слов.
1
23.10



31,
32
Формы слова. Окончание.
1
1
26.10
27.10




33,
34
Приставка
Приставка
Словарный диктант. Приставка.

1
1

28.10
30.10




35,
36
Суффикс
Суффикс
Суффикс.
Р/р Редактирование предложений с неуместным употреблении однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

1

1

06.11

09.11



37
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
1
10.11



38


Обобщение знаний о составе слова.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
1
11.11





39
Разбор слова по составу. Словарный диктант.
Проект «Семья слов»

1
13.11




ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА






40
Анализ работ. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

1

16.11


Регулятивные УУД
1.Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях. .
2.Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Познавательные УУД
1.Определять наличия в слове изученных орфограмм;
2 .Подбирать несколько проверочных слов;
3.Определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
4.. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 
Коммуникативные УУД 1.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
2.Критично относиться к своему мнению. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Осознавать уровень и качество выполнения работы;
-обращаться к способу действия, оценивая свои возможности;
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками

Регулятивные УУД:
-выделять учебную задачу на основе соотнесения известного;
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
-сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;
-проявлять интерес к различным точкам зрения.
Познавательные УУД:
-делать выводы на основе обобщения знаний, контролировать правильность записи слов,
-самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения
и группировки;
-пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия. Коммуникативные УУД:
-учиться подтверждать аргументы фактами;
-прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе;
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

41
Правописание слов с безударными гласными в корне
1
17.11



42
Контрольный диктант по теме: «Состав слова»
1
18.11



43,
44,


45
Анализ работ. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне

Р/р Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»
1
1


1
20.11
23.11


24.11





46

47

48
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне


1

1

1


25.11

27.11

30.11






49



Правописание слов с удвоенными согласными


Правописание слов с удвоенными согласными





1



01.12







50
51

52
Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант.
Правописание суффиксов и приставок



1
1

1


02.12
04.12

07.12

Регулятивные УУД:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;
- проявлять интерес к различным точкам зрения. Познавательные УУД:
- делать выводы на основе обобщения знаний;
-контролировать правильность правописания суффиксов и приставок.
Коммуникативные УУД:
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе.


53,
54
55
Правописание приставок и предлогов
Правописание приставок и предлогов

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с приставками и суффиксами»

1
1

1

08.12
09.12

11.12




Правописание слов с разделительным твёрдым знаком





56

57
58
59

Анализ работ. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Словарный диктант. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком


1

1
1
1

14.12

15.12
16.12
18.12

Коммуникативные УУД:
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Понимать точку зрения другого.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов


60
ЧАСТИ РЕЧИ
Повторение и углубление представлений о частях речи.

1

21.12





Имя существительное
Повторение и углубление представлений




Регулятивные УУД:
1.Аргументировать свою точку зрения;
-сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;
-проявлять интерес к различным точкам зрения;
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.
-выделять учебную задачу на основе соотнесения известного;
-участвовать в учебном диалоге,
2.Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу
Познавательные УУД:
-распознавать имена существительные среди слов других частей речи;
-определять лексическое значение имён существительных;
Выделять одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные;
-определять род, число;
-находить в справочниках, ответ на интересующие вопросы, делать выводы на основе обобщения знаний;
-пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.

Коммуникативные УУД:
-подтверждать аргументы фактами;
-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
4.Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
5.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;


61
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке
1
22.12



62
Р/р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану
1
23.12



63
Анализ работ. Собственные и нарицательные имена существительные
1
25.12



64

Правописание имён собственных. Словарный диктант.
Проект «Тайна имени»
1
28.12




Число имён существительных





65
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа
1
29.12



66
Р/р Работа с текстом. Письмо по памяти.
1
15.01




Род имён существительных





67
Анализ работ. Имена существительные общего рода.
1
18.01



68
Словарный диктант Формирование навыка культуры речи, норм согласования.
1
19.01



69
70
71
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.
1
1
1

20.01
22.01
25.01



72
Контрольный диктант по теме « Род и число имён существительных»
1
26.01




Падеж имён существительных





73
Анализ работ. Изменение имён существительных по падежам
1
27.01



74

75
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное
Словарный диктант Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

1

1
29.01

01.02




76
Неизменяемые имена существительные
1
02.02



77
Именительный падеж
1
03.02



78
Родительный падеж
1
05.02



79
Дательный падеж
1
08.02



80
Винительный падеж
1
09.02



81
Творительный падеж
1
10.02



82
Предложный падеж
1
12.02



83
Р/Р Составление сочинения по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы». Проект «Зимняя страничка»
1
15.02



84
Контрольный диктант по теме: « Падежи имён существительных»
1
16.02




Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном





85
Анализ работ. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
1
17.02

Регулятивные УУД:
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
-сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;
-проявлять интерес к различным точкам зрения.
Познавательные УУД:
--распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи;
-определять лексическое значение имён прилагательных;
-составлять текст-описание;
делать выводы на основе обобщения знаний;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия.
Коммуникативные УУД:
-учиться подтверждать аргументы фактами;
-прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе.




86
Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.
1
19.02



87
Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении
1
22.02




Текст-описание





88
Художественное и научное описания.
Р/р Составление текста-описания растения в научном стиле.
1
24.02




Род имён прилагательных





89
Анализ работ. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
1
26.02



90
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного
1
29.02



91,
92
Родовые окончания имен прилагательных
Контрольное списывание
1
1
01.03
02.03




Число имён прилагательных





93
Изменение имён прилагательных по числам.
Р/р Составление устного текста-описания о животном по личным наблюдениям.
1
04.03



94
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Словарный диктант
1
07.03




Падеж имён прилагательных (общее представление)




Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов
Регулятивные УУД:
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
Познавательные УУД:
-определять начальную форму имён прилагательных;
-определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительному;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-наблюдать за именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки, участвовать в проекте и конкурсе загадок.

95
Изменение имён прилагательных , кроме имён прилагательных на –ий, -ья,-ов,-ин, по падежам.
1
09.03



96
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
1
11.03




Обобщение знаний об имени прилагательном.





97,
98
99
Морфологический разбор имени прилагательного
Морфологический разбор имени прилагательного
Словарный диктант. Морфологический разбор имени прилагательного
1
1
1
14.03
15.03
16.03



100
Р/р Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками»
1
18.03



101
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
1
21.03



102
Анализ работ. Проект «Имена прилагательные в загадках»
1
22.03




4 четверть

Местоимение








103
Личные местоимения 1,2,3 лица.
1
23.03

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Познавательные УУД:
- распознавать местоимения среди слов других частей речи;
-определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род;
находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-уметь выполнять морфологический разбор местоимений.
Регулятивные УУД: Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

104
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1
04.04



105
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица по родам. Морфологический разбор местоимений.
1
05.04



106
Контрольное списывание
1
06.04




Глагол

Повторение и углубление представлений о глаголе






107,
108
Значение и употребление глаголов в речи.
Словарный диктант. Значение и употребление глаголов в речи.
1
1
08.04
11.04

Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого
2. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
4.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
Познавательные УУД:
- распознавать глаголы среди слов других частей речи;
-определять лексическое значение глаголов;
-узнавать НФГ, число глагола, изменять по числам, по временам, определять род и число в прошедшем времени, правильно их произносить;
-составлять текст-рассуждение;
находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.


109
Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
1
12.04



110
Р/р Составление текста по сюжетным рисункам.
1
13.04




Формы глагола
Начальная форма





111
Анализ работ. Начальная (неопределённая) форма глагола.
1
15.04



112
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
1
18.04




113
Число глаголов.
Изменение глаголов по числам.
1

19.04



114
Р/р Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись.
1
20.04




Времена глагола





115
116
117

Анализ работ. Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.

1
1
1
22.04
25.04
26.04



118
Контрольный диктант по теме: « Время и число глаголов»
1
27.04



119
Анализ работ. Род глаголов в прошедшем времени
1
29.04

Коммуникативные УУД:
-подтверждать аргументы фактами;
-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
-оценивать собственную успешность в выполнения заданий;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

120
Родовые окончания глаголов (-а, -о)
1
02.05




Правописание частицы НЕ с глаголами





121
122
Правописание частицы НЕ с глаголами
Словарный диктант. Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
1
03.05
04.05




Обобщение знаний о глаголе





123
Морфологический разбор глагола.
1
06.05



124
Морфологический разбор глагола
1
10.05



125
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
1
11.05




ПОВТОРЕНИЕ



Регулятивные УУД:
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки осознавать уровень и качество выполнения;
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД:
-составлять текст, текст по рисунку;
-анализировать высказывания о русском языке;
-определять тему и главную мысль текста;
-выделять главные члены предложения и объяснять способы их нахождения;
-находить обращение в предложении;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-пробовать самостоятельно конструировать способ действия в соответствии с условиями новой задачи;
-создавать разные виды текстов.
- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи Коммуникативные УУД:
-проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
с помощью других учащихся и самостоятельно.

126
Анализ работ. Виды речи.
1
13.05



127,
128
Текст. Типы текстов.
1
1
16.05
17.05



129
Предложение. Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложения.
1
18.05



130
Словарный диктант. Простые и сложные предложения.
1
20.05



131
Части речи. Морфемный разбор изученных частей речи
1
23.05



132
Итоговый контрольный диктант
1
24.05



133
Анализ работ. Имя существительное.
1
25.05



134
Имя прилагательное.
1
27.05



135
Местоимение
1
30.05



136
Глагол.
1
31.05





Заголовок 115