программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»


Пояснительная записка

В основу рабочей программы по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для учащихся 4 «а» класса», положена авторская программа, разработанная Д.Д.Даниловым, которая обеспечена учебником (Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И.Кремлева. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»: Учебник для 4 класса», – Москва: Издательство « БАЛАСС», 2011. - 78с).
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» представляет собой завершённую предметную линию для начальной школы, которая реализует модуль «Основы светской этики». Этот модуль выбран для апробации в рамках регионального эксперимента «Преемственность между ступенями обучения общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному образовательному стандарту.
В ОС «Школа 2100» цели формулируются в виде линий развития личности ученика средствами данного предмета. Для данного учебного модуля цели сформулированы следующим образом:

1-я линия развития.
Понимать и объяснять значение понятий, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет.

2-я линия развития.
Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России:
оценивать свои и чужие поступки, совершать выбор.

3-я линия развития.
Самостоятельно постоянно пополнять свои познания в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей (из художественных, публицистических и иных литературных источников).

В соответствии с требованиями ФГОС учебник реализует деятельностный подход через ряд деятельностно - ориентированных принципов, а именно:
а) Принцип обучения деятельности. Материал всех параграфов изучения нового в учебнике выстроен в соответствии с технологией проблемного диалога. Она предполагает, что ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока, выполняют продуктивные задания, предваряющие каждый учебный текст.
б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. В конце изучения темы каждого параграфа для ребят сформулированы жизненные задачи (они моделируют проблемные ситуации из жизни) и предложены темы разнообразных проектов. При этом решение жизненных задач, а также выбор и осуществление проектов требуют от учеников применения приобретённых или актуализированных при изучении темы знаний и умений. Так осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным, прежде всего, на формирование универсальных учебных действий.
Этапы технологии: продуктивного чтения, технологии учебных достижений, которые введены на страницы учебника, подсказывают алгоритм работы, позволяющий учителю понимать, что идёт за чем.
Структура параграфа помогает учителю разобраться в системе заданий, которые работают, в том числе, и на универсальные учебные действия, заявленные сегодня в планируемых результатах ФГОС.
Условные обозначения, плашки с описанием видов деятельности (этапов урока) нацеливают учеников на проблемно-диалогическую работу с материалами учебника.
Сквозные персонажи реализуют принцип психологической комфортности ученика на уроке и позволяют ему раскрыться не только в учебной, но и практической деятельности.
Учебный модуль «Основы светской этики» осуществляет преемственность курса естествознания. Реализация интеграции происходит как через учебную деятельность, с такими предметами как: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, русский язык , так и различных форм внеучебной деятельности.

Цели и задачи

Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.





Личностные результаты освоения курса :

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2)формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование духовных и эстетических потребностей;
5)воспитание доброжелательности и отзывчивости;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
7)наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты:
1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,как основы культурных традиций многонационального народа России;
2) знакомство с основами светской и религиозной морали;
3)формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
4)осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, историей,изобразительным искусством, музыкой.

Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо- циональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех- нологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно- ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель- но выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языковыми средствами:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).




II. Общая характеристика учебного предмета
«Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»..
Основа всех человеческих ценностей нравственность Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, резкого отрицания права личности на поиск истины в религиозной вере. В целях консолидации сил общества для его процветания и развития, формирования индивидуальной нравственной культуры человека, ознакомления с духовными
ценностями народа было принято решение об обновлении предметных областей государственного стандарта начального общего образования и введении курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Уже в далекой древности люди понимали, что нравственность это «наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом» (К. Гельвеций), что «мораль в известном смысле напоминает грамматику. Можно знать правила, но писать безграмотно» (Френе), что «нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Г. Песталоцци), и, конечно, «главное условие нравственности желание стать нравственным (Сенека).
Сегодня нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», эта мысль принадлежит Патриарху Кириллу, который заботится о будущем нашей страны не только как представитель Русской Православной Церкви, но и общественный деятель, гуманист, заботящийся о формировании нравственной составляющей человеческого существования. Именно Кирилл, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, вышел с обоснованным предложением к Президенту РФ о введении в учебные планы общеобразовательных школ курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В Конституции РФ закреплено признание конфессионального многообразия российского общества и уважение к людям любой веры. Исходя из этого, запрещается установление обязательной или государственной религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Это должно стать принципом организации, отбора содержания и методов ознакомления с религиями в условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов. Указанные потребности заключаются в систематическом изучении детьми (чьи семьи считают себя последователями определенных религий) истории и культуры конкретной религии или всех основных религий, ознакомлении с отдельными религиозными обычаями, ставшими традиционными. То есть разговор идет о культурообразующем содержании духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. В нашем понимании, «Основы религиозных культур и светской этики» отражают не религиозное, а этическое, культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.

III Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и ОБУП учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе начальной школы (4 класс-34 часа: 1 час в неделю)

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Тема гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; наиболее убедительно раскрывается на уроках:
2.
Общее на разных языках.
Родина место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых.

3.
Что для нас всего дороже?


4.
Чем богат духовный мир человека?












Тема важнейшие нравственные категории (добро и зло, милосердие, честь, достоинство) нормы морали, осознанного и обоснованного нравственного выбора, наиболее убедительно раскрывается на уроках:
5.
Граница между добром и злом.
Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость общечеловеческие нравственные ценности.

7.
Названия для правил поведения.


8.
Долг и совесть.











Тема труда, образования, уважение к труду; творчество и созидание, ценностного отношения к природе; окружающей среде наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
17.
Счастье-это когда


18.
Ради чего живёт человек?


19.
Справедливость и милосердие.







Тема семья, родители, взаимоотношения в семье, забота о старших и младших, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
24.
Ценность рода и семьи.


25.
Зачем семье нужны традиции?















Выбор приоритетной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся определяют родители (законные представители)

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
4 класс
Раздел
Содержание


1. Россия наша Родина



















Родина место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. РФ братский союз свободных народов. Конституция закон, охраняющий их права на территорию, язык, культуру, религию. Русский язык государственный язык России. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Сибирь.
Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Дружественные отношения разных народов России. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры (В.К. Арсеньев и Д. Узала; декабристы и представители народов Сибири). Защита Отечества долг гражданина, не зависимый от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов представителей разных народов.


Как отличить добро от зла?

Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость общечеловеческие нравственные ценности. Культура каждого народа неповторима. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Известные писатели, деятели искусства представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники разных народов России: Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.


Каковы истоки правил морали?

Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.
Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестра милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский, С. Саровский, Ксения Петербургская и др.
Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий (Иисус Христос; Георгий Победоносец; Авраам; пророк Мухаммед; апостол Павел; Будда).
Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.
Последствия несоблюдения нравственных ценностей, грехопадение (Каин и Авель; История блудного сына).


Какие правила морали особенно важны в школе?

Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление).
Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.
Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона
символ православия, знак благословления верующих на благие дела. Роль «красного угла» в русском доме.
Исторические и архитектурные памятники разных религий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим, «Стена плача»; пагоды.
Легенды, притчи о рождении Будды; о рождении пророка Мухаммада, полумесяце символе ислама.
«Юности честное зерцало» книга о воспитании нравственных качеств растущего человека.


Проектная деятельность



Универсальные учебные действия:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;
- высказывать предположения о последствиях неправильного безнравственного) поведения человека;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Личностными результатами изучения курса являются:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

«Основы религиозных культур и светской этики» средствами предметной области:
Формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы;
Реализует систему основных национальных ценностей и направления духовно-нравственного воспитания и развития, учащихся младшего школьного возраста;

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование 4 класс

Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Коррек
тировка

Введение. 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1



Россия наша Родина.

3




2. Общее на разных языках.
1




3. Что для нас всего дороже?
1




4. Чем богат духовный мир человека?
1









Как отличить добро от зла?
19




5. Граница между добром и злом.
1




6. В чём заключается мудрость сказок?
1




7. Названия для правил поведения.
1




8. Долг и совесть.
1




9. По зову долга.
1




10.Когда мучает совесть?
1




11. Честь и достоинство.
1




12. Честь всего дороже!
1




13.Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская.
1




14. Достоинство человеческой личности.
1




15. Готовим проекты.
1




16. Счастье и смысл жизни.
1




17. Счастье-это когда
1




18. Ради чего живёт человек?
1




19. Справедливость и милосердие.
1




20. Золотое правило.
1




21. Ценные качества человеческой души.
1




22-23. Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»

2



Каковы истоки правил морали?
6




24. Ценность рода и семьи.
1




25. Зачем семье нужны традиции?
1




26. Образцы культуры народов.
1




27. Взгляд светский и религиозный.
1




28-29. Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?»
2



Какие правила морали особенно важны в школе?
4




30. Правила поведения в школе.
1




31. Этикет-форма для содержания этики.
1




32-33. Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?»
2




34. Обобщающий урок.
1



ИТОГО

34 часа









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:


Научатся:

- понимать и объяснять значение понятий, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет;

- определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России:
аргументировано оценивать свои и чужие поступки, совершать выбор;

- саморазвиваться в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей средствами различных литературных источников, проводить аналогии прочитанного с реальными жизненными ситуациями, стремиться к нравственным идеалам.















Учебно-тематический план 4 класс


п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них




Прак- тические

Контроль-
ные и
диагности-
ческие
материалы
Экс-
курсии

I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
1



II.
Россия-наша Родина
3
3

1

III.
Как отличить добро от зла?
19
19
2
1

IV.
Каковы истоки правил морали?
6
4
2


V.
Какие правила морали особенно важны в школе?
4
2
2


VI.
обобщение
1
1




Итого
34 ч.
34 ч.
6 ч.
2 ч.



№ п/п
класс
Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована)
Учебник (автор, название, издательство, год издания)
Учебная дополнительная литература для учащихся
Учебная дополнительная литература для учащихся
Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания


4
Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс
«Светская этика»
Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс
«Светская этика»
М.: БАЛАСС, 2011


Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс
«Светская этика»
М.: БАЛАСС, 2011


15