Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе Этика и психология делового общения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
г. Краснотурьинск, Свердловской области
принято
на заседании методического объединения учителей
Протокол №
от «__»2013 г.
Руководитель ШМО
согласованоЗаместитель директора по учебно - воспитательной работе
Ж.А.Сапрыкина
2013г.
утверждаюДиректор Родионова О.Г.
Приказ № от «ДГ»2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
модуль: «Этика и психология делового общения»9 класс
Злобина Ирина Петровнаучитель 1 квалификационной категории, педагог-психолог
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Этика и психология делового общения рассчитан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы на этапе предпрофильного обучения. Актуальность и востребованность данного курса обусловлена тем, что он решает одну из важнейших задач основной ступени обучения, которая состоит в том, чтобы обеспечить завершение школьниками основного образования, подготовить их к выбору профильного обучения в средней школе, а также при выборе среднего профессионального обучения после окончания школы. Данный курс призван способствовать социализации и социальной адаптации выпускников в условиях постоянно меняющегося мира.
В процессе социализации личность включается в различные системы (семья, школа, профессиональный коллектив и т.д.) и в различные отношения. При этом, чем более формализовано общение, тем большее количество правил необходимо усвоить. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» формулирует новые социальные требования к системе российского образования «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью». И в связи с этим усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Важным элементом такой подготовки является формирование ряда компетенций. Инструментом успешной социализации личности в процессе профессионального и гражданского становления является деловое общение. Его спецификой является то, что оно имеет регламентированный (целевой) характер и ограничивается рамками определенной темы или круга вопросов. Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства. Можно назвать такие формы делового общения, как деловая беседа, совещание, заседание, собрание, переговоры, презентация, конференции, деловая переписка (теперь, все чаще — по электронной почте). Консилиум, выступление на семинаре, сдача экзамена, зачета, собеседование с преподавателем — все это примеры делового общения.
Опираясь на эти положения, создан курс «Этика и психология делового общения». Актуальность его изучения связана с современной социальной ситуацией, требованиями, предъявляемыми обществом к личности, необходимостью формирования у обучающихся представлений и умений, связанных с предпрофессиональным и гражданским становлением, образовательными потребностями 9-тиклассников.
Цели и задачи учебного курса
Целью курса «Этика и психология делового общения» является ознакомление обучающихся с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.Задачи:
овладение школьниками категориальным аппаратом психологии общения;
овладение школьниками современными технологиями делового и личного общения;
формирования практических навыков эффективного общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Поскольку психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).Конечно, в психологии и этике делового общения речь пойдет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины является категория «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.
Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, и т.п.
Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Существенно важно строить деловые отношения на нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.
Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера.
Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения. Поэтому основное содержание нравственных норм делового общения, делового этикета также раскрывается в этом учебном курсе.
Внимание уделяется и вопросам урегулирования внутри- и межгрупповых конфликтов, способам оптимизации морально-психологического климата в коллективах, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс является модулем предпрофильной подготовки обучающихся в 9 классе, органически связан с общественными дисциплинами, изучаемыми в 9 классе. Общее количество часов, отведённое на курс – 17 (1 час в неделю в первом полугодии).
В ходе работы планируется использование разнообразных форм: комбинированный урок, беседа, дискуссия, тестирование, социально-психологический тренинг.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Система контроля построена на основе принципа самоконтроля учащихся – за счёт выполнения ими тестовых заданий для самопроверки. А также на основе контроля со стороны учителя, осуществляемого в виде контрольных заданий и творческих заданий.
Форма проверки знаний и навыков учащихся выставляется в журнал в виде зачёт/незачёт.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕННОСТИ
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять полученные знания для анализа коммуникативных ситуаций;
прогнозировать и планировать стратегию делового общения;
управлять процессами взаимосвязи, взаимопонимания, взаимовлияния;
применять психотехнические приёмы самомобилизации, саморегулирования, техники эффективного общения;
использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
основные правила этики и приёмы делового общения в коллективе;
понятия, функции, структуру, средства, способы, виды, механизмы, стратегии деловых отношений;
психологические особенности личности, психологические аспекты общения;
нормы и правила поведения речевого и делового этикета, культуры общественных и производственных отношений.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
понимать социальную значимость учения, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для личностного развития;
учиться в коллективе и команде, эффективно общаться со сверстниками и взрослыми;
заниматься самообразованием, саморазвитием, осознанно планировать будущее профессиональное самоопределение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения. - М. Издательский центр «Академия», 2009 – 320 с.
Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 64 с.
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М. Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с.
Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2008.
Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2011.
Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2009.
Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2008
Потёмкина. О. , Тесты для подростков»
Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2010.
Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2009.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общение. Виды общения. Особенности делового общения.
Практикум: самооценка коммуникативных навыков, тест «Общительность».
Знать: функции, средства, стратегии общения.
Уметь: анализировать свои личностные качества в процессе общения.
Психологические аспекты делового общения.
Роль восприятия в процессе общения. Понимание в общении: эмпатия, рефлексия, аттракция, стереотипизация, эффекты.
Психологические барьеры в общении.
Невербальное общение.
Виды и техники слушания.
Знать: особенности восприятия, коммуникативные стороны общения.
Уметь: развивать в себе эмпатийное общение на основе рефлексии; преодолевать психологические барьеры, «читать» собеседника по совокупности внешних невербальных проявлений.
Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении.
Типология темперамента. Психогеометрическая типология личности.
Психосоциотипы.
Практикум: тест Айзенка «Тип темперамента», тест непроизвольного рисунка. Знать: основные психологические типы людей.
Уметь: прогнозировать реакции партнёров, исходя из их социотипов, прогнозировать пути и стили поведения оппонента в коммуникативной ситуации.
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) и синтоническая модель общения.
Практикум: тест «Основная репрезентативная система», определение типа собеседника, ролевая игра «Устройство на работу».
Деловая беседа.
Психологические закономерности ведения деловой беседы.
Деловые переговоры. Телефонные деловые переговоры.
Знать: структуру деловой беседы, особенности деловых переговоров «без поражений», искусство ведения деловых телефонных переговоров.
Уметь: выстраивать коммуникативные действия в общении, целенаправленно организовать деловую беседу и управлять ей, держать инициативу в переговорах; разговаривать по телефону с различными типами абонентов, правильно реагировать на недовольство.
Деловые дискуссии.
Практикум: упражнения «Предметные позиции», «Фазы дискуссии», «Публичное выступление».
Знать: психологические особенности ведения дискуссии.
Уметь: заинтересовывать участников дискуссии, активизировать внимание пассивных, организовывать обмен мнениями.
Конфликты в деловом общении.
Конфликт, причины и структура.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
7.3 Анализ конфликтной ситуации.
Практикум: тест «Насколько вы конфликтны», «Стратегия поведения в конфликте»; упражнения «Проблема», «Выбор стратегии», «Манипуляция»; ролевые игры «Магазин», «В автобусе».Знать: понятие конфликта, его причины, структуру, формулу, типы; признаки конфликтного поведения; стратегии поведения в конфликтных ситуациях; методы снятия напряжения.Уметь: анализировать конфликтные ситуации; конструктивно решать проблему; снимать напряжение, позитивно воспринимать проблемную ситуацию.
Деловая риторика.
Речевой этикет, культура делового разговора.
Практикум - собеседование при поступлении на работу; составление резюме. Знать: речевые этические формы: обращение, приветствие, комплимент, сочувствие, прощание.
Уметь: содержательно, точно, понятно, чисто разговаривать на заданную тему; использовать изобразительно-выразительные средства речи.
Стресс. Коммуникативный контроль в общении, основы аутотренинга. Практикум: «Кодекс душевной жизни» - практические рекомендации.
Знать: способы снятия стресса.
Уметь: осознавать своё психическое состояние; развивать в себе навыки коммуникативного контроля; использовать психотехники релаксации и аутотренинга.
Календарно-тематический план курса
«Этика и психология делового общения»1-е полугодие, 1час в неделю
Тема раздела Часы № урока Тема урока Дата
Введение. 1 1 Цели, задачи предмета. Общение: виды, деловое общение. Психологические аспекты делового общения. 4 2 Роль восприятия в процессе общения. 3 Психологические барьеры в общении. 4 Невербальное общение 5 Виды и техники слушания Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. 2 6 Типология темперамента. Психогеометрическая типология личности. 7 Психосоциотипы. Определение типа собеседника 1 8 Синтоническая модель общения Основные виды делового общения 3 9 Деловая беседа 10 Деловые переговоры 11 Деловая дискуссия Конфликты в деловом общении 3 12 Конфликт, причины и структура 13 Стратегии поведения в конфликтной ситуации 14 Анализ проблемной ситуации Деловая риторика 2 15 Речевой этикет 16 Самопрезентация. Резюме. Стресс
1 17 Коммуникативный контроль в общении