Рефлексивный отчет об использовании модуля программы «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков


Рефлексивный отчет об использовании модуля программы «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков
Критическое мышление - это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. К.Уейд.К. Таврис
Мне очень хочется начать свой рефлективный отчет с притчи об учителе, так как я считаю, что она очень подходит к данной теме. Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал: - Завтра вы узнаете об этом. На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшие, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи Учитель посолил весьма щедро, а потом спустя какое – то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернутся обратно, но тут Учитель поднялся и подойдя к ним сказал: - Источник, который вы ищете, находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон. – Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики. – Я выполнял свою задачу, - ответил Учитель – сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддерживал вас. Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того. Что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботится об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы. – Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? – спросили ученики. – Нет, - сказал учитель, - главная моя задача – воспитывать в ученике человечность и доброту, он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
В условиях современной жизни, переполненной информационными потоками, становится необходимым учиться, и учить молодое поколение мыслить критически. Достижение таких целей может осуществляться с помощью модуля «обучение критическому мышлению», который предполагает обучение умению рассуждать, размышлять над собственным практическим опытом. (Руководство, стр.165)
Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех семи модулей, изученных нами в период первого этапа курсов. Это обучение через диалог, оценивание обучения и для обучения, обучение талантливых и одаренных детей, обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников и обучение с применением ИКТ.
В своей педагогической практике ранее я не использовала многие подходы данного модуля, поэтому эффективность ее применения в школе стала для меня важным открытием. Во-первых, потому, что согласно руководству для учителя (стр.165) традиционно считалось, что критическое мышление более эффективно применимо к обучающимся в старших классах и высших учебных заведений. Я использовала стратегии данного модуля в обучении детей среднего возраста (10-11 лет), и действительно убедилась в ее положительной результативности. Я увидела, что учащиеся готовы к переменам в личном обучении, они с интересом принимают участие в разных видах работ, хотят думать и размышлять.
Как говорилось ранее, критическое мышление – взаимосвязь всех семи модулей. И во время практики в школе я это проследила в серии последовательных уроков. Критическое мышление может развиваться через диалог (Модуль 1 «Новые подходы: обучение через диалог»).
Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе, но и в жизненных ситуациях. Именно мышление становится в центр развития ребёнка в период с младшего школьного возраста. Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель: развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя. На своих уроках помимо стратегии критического мышления я старалась применять как можно больше приемов критического мышления в виде игр, беседы, диалога, обсуждение в группах.
Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием (Бруер, 1993 ). Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление. Определение критического мышления обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Значит, главное правило данной технологии: задавать вопросы, проявлять любознательность и самостоятельно добывать знания. Поэтому нужно учить учеников задавать вопросы при решении задач, учить вести диалог. (Халперн Д. 2000).
Сама структура урока при этой технологии делится на три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. И взяв за основу данную структуру урока можно легко и быстро построить урок так, чтоб в нем были охвачены все идеи модуля.
В своей педагогической практике ранее я использовала подобную технологию, но не знала, что это и есть технология критического мышления. Поэтому эффективность ее применения на практике стала для меня важным моментом в обучении. Я использовала стратегии данной технологии в обучении английскому языку детей среднего возраста и действительно убедилась в ее положительной результативности. Я увидела, что учащиеся с интересом принимают участие в разных видах работ, использование которых предполагается в рамках технологии критического мышления.
При выполнении среднесрочного планирования перед нами, слушателями курсов, стояла задача, отразить в каждом из четырёх уроков идеи всех семи модулей. Я, конечно придерживалась этих требований и применяла их на каждом уроке. Одной из моих целей стала научить детей мыслить критически. Я выделила и определила для себя стратегии обучения критическому мышлению. Обучение критическому мышлению получалось интересным и захватывающим, как для меня, так и для моих учеников. Для себя я сделала выводы, что мне очень интересно подбирать и включать в план урока такие задания, которые заставляют детей рассуждать. Поэтому, анализируя проведённые уроки, хочется более подробно остановиться именно на модуле об обучении критического мышления.
Итак, все четыре урока, подготовленные и проведённые мной на практике в школе, были по разделу «Окружающая среда». Опираясь на календарно-тематическое планирование, я определила темы уроков:
1 урок - «Мир растений»
2 урок – «Мир животных»
3 урок – «Окружающая среда»
4 урок – «Мир растений».
Целью первого урока было сформировать представление о мире растений, развивать познавательную активность, умение обобщать, делать выводы. Для достижения данной цели мной была продумана самая разнообразная деятельность на уроке.
Дети получили положительный заряд на урок при помощи психологического тренинга. На первом уроке я предложила ученикам, применяя прием «Мозговая атака» на развитие критического мышления и используя презентацию, поделиться идеями по теме и ответить на вопрос, который я им задала. Например:
Look at the whiteboard. There are many pictures here. What is our theme today?
- Как вы думаете, по какой теме мы с вами будем работать сегодня?
- Can you speak to this theme? What will you learn today?
- Can you describe these pictures? - Как вы думаете, какова цель нашего урока, о чем мы будем сегодня говорить?
Анализируя ответы учащихся, могу сделать вывод, что они могут исследовать и критически размышлять через диалог учителя и ученика, ученика с учениками. Ученики должны уметь правильно ставить вопросы для анализа предложенного текста, с которым работают на уроке. Для усвоения нового материала я предлагаю задание - работа с текстом, с целью развития у учащихся выделять ключевые идеи и слова, умение критически мыслить. Каждая группа читает текст самостоятельно, анализирует материал и от каждой группы выступает спикер, где он определяет главную идею текста. Затем к тексту составляют вопросы самими детьми для опроса, на которые отвечают параллельные группы. А в это же время я вступаю в роли наблюдателя, где есть большая возможность посмотреть на самостоятельность каждого ученика.
В конце каждого урока на этапе рефлексии по пройденному материалу для обеспечения обратной связи проводились интересные задания на выявление творчества учащихся. Использую при этом приемы «Кластер»,
« Коллаж», «Карусель», «диаграмму Венна», в которых происходит осмысление работы, ребята подводят итоги своей деятельности. Особенно ребятам понравилось составление кластера «Animals». Здесь каждая группа защищала свой кластер, они выходили к доске и каждый рассказывал о своей работе.
На следующий урок было предложено вниманию учащихся диаграмма Венна, цель которой формировать умения и навыки выделение различных и общих черт при сопоставлении двух видов животных. Учащиеся в группе заполняли диаграмму Венна. Задание: написать общие и отдельные черты между дикими и домашними животными . С заполнением диаграммы все учащиеся хорошо справились.
На третьем уроке был прием «Коллаж». Я предложила детям ресурсы «Картинки» и «Слова», детям необходимо было самостоятельно изучить новые слова и сопоставить их с картинками, приклеив их на флипчарт, используя стратегию «Коллаж». Под картинками из слов составить вопросительные предложения и написать их, используя ресурс «Present Simple Tense». Каждая группа получает отдельное задание:
- “Plants and Earth”;
- “Animals and Earth ”.
Учащиеся с заданием справились, выбрали спикера от группы, который защитил свой флипчарт.
На четвёртом уроке была применена стратегия «Карусель». Учащиеся в группе познакомились со своей частью текста, постарались понять главную идею текста и попытались доступно представить свою часть текста другим группам.
Наблюдая за работой детей в группах, я заметила, что после применения такой формы работы, даже « слабые" учащиеся приняли активное участие в обсуждении, не боясь высказывать свои мнения, аргументируя своими доказательствами.
Устная работа через диалог учителя и ученика, ученика и ученика способствует быстрому обучению английскому языку через критическое мышление. Учащимся нравится на уроке составлять диалоги. Когда я задаю вопросы детям, или я отвечаю на их вопросы, то они с большой охотой поднимают руки, чтобы задать вопрос мне.
К составлению диалога дети относятся по – разному. У одних - полные развернутые ответы, а у других – ответы краткие.
В классе, т.е. в группе обучаются дети с разной мотивацией к учебе, дети по-разному мыслящие, по-разному воспринимающие информацию, и задачей учителя является научить всех детей критически мыслить. Поэтому для реализации этой цели на своих уроках я использовала задания с учетом, как разного уровня мышления, так и возрастных особенностей. Ученики продемонстрировали разные уровни понимания и навыков, показали умение размышлять о результатах своей деятельности, умение отметить успехи или провалы своей деятельности. Вся эта работа показала, что ученики могут критически размышлять о доказательствах различных предметов.
В ходе всех четырёх уроков , слушая и анализируя то, что дети фактически говорят и делают, я имела возможность эффективнее поддерживать учащихся в обучении, применяя формативное оценивание, которое немаловажно для детской самооценки и самоутверждения. У детей появлялось желание работать, они чувствовали свою важность значимость в общем результате .Таким образом, применив на всех четырёх уроках стратегии критического мышления, пусть пока и не стопроцентно, но я всё же смогла «разбудить» даже самых пассивных ребят и вызвать у них желание работать, учиться, узнавать что-то новое, советоваться, делиться мыслями. Применение данных приемов на уроках познания мира позволило мне, как учителю, получить очень хороший результат, поскольку я старалась использовать разные источники информации, задействовала различные виды памяти и восприятия, а письменное фиксирование информации позволило учащимся лучше запоминать изученный материал.
Таким образом, я хочу отметить преимущества технологии критического мышления, которая:
- учит учащихся самостоятельному критическому мышлению; - формирует умение размышлять, опираясь на знания фактов;
- учит делать обоснованные выводы;
- учит детей принимать самостоятельные аргументированные решения;
- развивает у учащихся речь;
- учит работать в сотрудничестве;
- направлена на самооценку и саморегуляцию.
Рефлексивное преподавание предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует исследования, записи и оценивания поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств. Современный учитель должен научить учащихся критически мыслить. В целом обучение критическому мышлению – это требования нового времени. Времени свободных творческих идей, людей, которые могут анализировать свой практический опыт, находить нестандартные пути решения. А самое важное то, что этот опыт - это не только теоретические знания, приобретенные в школе за партами, это тот опыт, который поможет решать молодым людям жизненно важные ситуации, грамотно планировать свою жизнь, не бояться рисковать и исследовать.
Во время прохождения практики в школе я хорошо изучила идею модуля «Обучение критическому мышлению», приемы критического мышления и внедряла их на всех этапах серии последовательных уроков. Взаимосвязь модуля критического мышления с другими модулями программы мне позволила эффективно провести серию уроков по познанию мира в 3 классе. Подводя итог серии последовательных уроков, я сделала вывод: внедрение модуля «Обучение критическому мышлению» позволяет организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повысить уровень самоорганизации учащихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать лично значимые для учащихся умения и навыки. Во время практики в ходе уроков учащиеся научились по новому работать с текстом, самостоятельно добывать знания при работе с учебником и дополнительными источниками; научились сотрудничать в группах; проявлять настойчивость, аргументированно выражать свою точку зрения, оценивать мнения других.
Но над развитием критического мышления учеников я еще буду работать. Задача направлять процесс обучения в нужное русло. Пересмотрю свою роль, «чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований» (Руководство для учителя, стр.156).
.