Конспект логопедического занятия по теме: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖУЖЖАЛОЧКИ И ШИПЕЛОЧКИ» ( дифференциации звуков)


Конспект логопедического занятия
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖУЖЖАЛОЧКИ И ШИПЕЛОЧКИ»
(занятие на развитие дифференциации звуков)
Задачи:
автоматизировать и дифференцировать звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и фразах;
развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие;
расширять словарный запас детей;
учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.
Методы и приёмы: игротерапия; элементы телесной терапии; сказкотерапия.
Оборудование: «волшебная палочка», картонные фигурки Жужжалочки и Шипелочки, дидактическая игра «Чаепитие», «Коллекции», простой и цветные карандаши, дидактические игры «Живое-неживое», «Путаница».
Ход занятия
Организационный момент.
-Здравствуйте! Вы любите сказки? (Да.) Тогда я приглашаю вас в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка.
Логопед делает взмах «волшебной палочкой».
Основная часть.
-Сказка начинается. В одной волшебной стране жили-были две сестрёнки: Жужжалочка и Шипелочка (показ картонных фигурок).
На ватмане картинка: дворец и несколько домиков.
- Они, как и вы, очень любят делать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Язычок знаком нам, дети,
(Широко улыбнуться.)
Мы его улыбкой встретим.
(Растянуть губы.)
Это язычок пришёл.
(Высунуть язык.)
Вправо он сейчас пошёл.
(Тянуться кончиком языка вправо.)
Всё, что нужно, увидал
И налево зашагал.
(Тянуться кончиком языка влево.)
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко.
(Широко открыть рот.)
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает,
(Кончик языка тянется к носу.)
Он окно не закрывает,
Книзу кончик опускает.
(К подбородку.)
Поиграл наш язычок,
Лёг поспать он и - молчок.
(Закрыть рот.)
-Очень хорошо! Как вы думаете. Какой звук больше всего любит Жужжалочка? (Ж-ж-ж). Правильно. А Шипелочка? (Ш-ш-ш). Совершенно верно.
Развитие фонематического слуха.
Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах
- Послушайте, как они разговаривают, и повторите:
Ша-ши-шо Ша-жа-шаЖи-жу-жа Жи-шо-жуЖи-ши-жи Ша-же-шу
Дидактическая игра «Чаепитие»
-Однажды Шипелочка и Жужжалочка мыли посуду, но Жужжалочка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком [ж] треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитайте слоги на чашках. Если в слоге звук [ш] и буква Ш, то чашка – целая, нарисуйте в чашке чай и пар над ней. Если в слоге звук [ж] и буква Ж, то чашка – разбитая, рисуйте трещинку и лужицу.
Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах
Дидактическая игра «Коллекция»
-Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары и теперь они не знают, как быть. Для Жужжалочки назовите слова со звуком [ж], а для Шипелочки – со звуком [ш] и проведите стрелочки к джипу и к машине соответственно. (К джипу: этажерка, пижама, жакет, фужер, крыжовник; к машине: шина, шуба, шахматы, кувшин, мешок, вишня.)- Молодцы!
Физкультминутка
ЖУК
Имитация движений
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках-
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях.
Дидактическая игра «Живое-неживое».
- Однажды Шипелочка и Жужжалочка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: неживое или живое? Помогите им в этом разобраться.
(Пушка-неживая, лягушка-живая, кошка-живая,…)
- Молодцы, вы им очень помогли!
Дифференциация звуков [ш] и [ж] во фразах
Дидактическая игра Путаница».
- Шипелочка и Жужжалочка знают, что вы очень любите сказки и на прощание попробовали сочинить её для вас, но перепутали все слова. Исправте, пожалуйста, их ошибки, в этом вам помогут картинки.
Вот что они написали:
У мышки в лапах кошка. (У кошки в лапах мышка.)
Маша надела голову на шапку. (Маша надела шапку на голову.)
Лужайка летает над шмелем. (Шмель летает над лужайкой.)
Шлем надел Женю. (Женя надел шлем.)
У шеи шарфик на мишке. (У мишки на шее шарфик.)
Пожар тушит пожарного. (Пожарный тушит пожар.)
Паша обводит картинку жабой карандаш. (Паша обводит карандашом картинку жабы.)
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием! Теперь Шипелочка и Жужжалочка будут внимательнее. Чтобы Шипелочка и Жужжалочка больше не путали свои буквы, мы сделаем им платья в виде букв Ж и Ш.
III. Заключительная часть
Изготовление букв
-Изготовленные буквы накладываем на фигурки наших героев – «одеваем» им красивые платья. Нам пора возвращаться. Картинки, которые мы с вами сегодня рассматривали, Шипелочка и Жужжалочка нам дарят. Из них мы сделаем книжку (с помощью степлера скрепляются картинки).
- Чтобы книга была более красивой и интересной, дома разукрасьте все картинки и правильно произнесите все слова.
Логопед отдаёт детям скреплённые степлером картинки с выполненным заданием.